Отличные общеразвивающие упражнения. Каждое займет буквально несколько минут и будет полезно и для ребенка, и для родителей!
Упражнение «Поровну, по одному» для формирования математических представлений у ребенка 3-4 лет (математика без тетрадок).
Понадобятся: игрушка (или картинка) зайца и еще четыре игрушки зверей, прозрачный пакет, пять яблок.
Расскажите ребенку историю:
- Как-то раз собрал заяц с яблони урожай яблок. (Покажите игрушку зайца, а рядом положите прозрачный мешочек с пятью яблоками.)
- Большой мешок получился. Как ты думаешь, много в нем яблок? (Много.)
- Идет мимо медведь (достаньте игрушку), просит угостить его. Заяц угостил медведя. (Достаньте из мешка одно яблоко и положите его перед медведем.)
- Сколько яблок дал заяц медведю? (Одно.)
Аналогичным образом раздайте яблоки еще трем игрушкам, по одному яблоку каждому.
- Сколько яблок получил каждый? (По одному.)
Когда все звери получат по одному яблоку, спросите:
- Сколько яблок осталось у зайца в мешке? (Одно.)
Обобщите, что всем досталось поровну, по одному яблоку.
Упражнение Тарелочки
Формировать математические представления у ребенка 3-4 лет можно между делами. Например, пока вы готовите на кухне, а ребенок с вами (математика без тетрадок). Или после того, как уже поели. В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ!
Понадобится пять “тарелочек” (блюдец, розеток, можно игрушечных или любой другой круглый предмет - пусть он будет тарелочкой) и пять “яблок” (груш, конфет, орехов, чего угодно, что можно положить на тарелку, можно картинки, геометрические фигуры и т.д.), которые лежат на подносе (тарелке, блюде и т.п.)
Поставьте на один стул (табурет) одну “тарелку”, на другой - четыре. (Стул - этот тоже условно, это может быть два края стола, ковра, полки стеллажа и т.д.) Скажите
ребенку, что нужно разложить на тарелки яблоки.
Сколько тарелок на одном стуле? (Одна.) Положи на тарелку одно яблоко.
Сколько тарелок на другом стуле? (Много.) Положи на каждую по одному яблоку слева - направо (покажите первую тарелку слева). Не пропускай ни одной тарелки!
По сколько яблок лежит на каждой тарелке? (По одному.)
А сколько яблок осталось на подносе? (Ни одного.)
Похвалите ребенка, попросите убрать тарелки и яблоки на место. Или повторите с конфетами или другими предметами, если видите, что ребенок еще не уверен. Если данные понятия у ребенка сформированы, то можно изредка возвращаться к этой игре. Если нет - используйте эту игру почаще.
Фантазируйте! Меняйте предметы и обстановку. Моя дочка, например, с конфетами любила играть. Я покупала разные, разноцветные. Считали только так :) А за верно выполненное задание - готовый приз!
Смотрите, сколько в простой игре мы закрепляем понятий: один, много, по одному, ни одного, вводим понятие слева - направо.
Упражнение "Листики" тренирует внимание, помогает закрепить прямой счет и знания об осенней листве (их цвет и форму)
Заранее соберите во время прогулки несколько осенних листочков. Чем они разнообразнее, тем лучше. Теперь дома пригласите ребенка за стол и предложите выполнять задания на скорость:
-Раз-два-три! Этот лист бери!
-Раз-два-три! Красный лист бери!
-Раз-два-три! Кленовый лист бери!
-Раз-два-три! Два листа бери!
-Раз-два-три! Такой же, как у меня, лист бери!
-Раз-два-три! Ничего не бери!
"Парад"- упражнение для развития крупной моторики тела и межполушарного воздействия
Исходное положение - стоя. Предложите ребенку маршировать на счет "Раз-два-три-четыре". В первом цикле шагов хлопок руками происходит на счет "раз", во втором - на счет "два", в третьем - на счет "три", в четвертом - на счет "четыре". То есть:
Раз (хлопок)-два-три-четыре.
Раз-два(хлопок)-три-четыре.
Раз-два-три(хлопок)-четыре.
Раз-два-три-четыре(хлопок).
Так повторить нужно несколько раз.