Издательство «ТЦ Сфера» представляет научно-методическую систему воспитания дошкольника как индивидуальности
Детский сад — Дом радости
Создана канд. пед. наук, доцентом дошкольной педагогики и психологии ПГГПУПермского государственного гуманитарно-педагогического университета Натальей Михайловной Крыловой.
Научно-методическая система «Детский сад — Дом радости» состоит из трёх
взаимосвязанных проектов:
- Программы, автор Н.М Крылова;
- Технологии, авторы Н.М. Крылова, В.Т. Иванова (соавтор сценариев), Л.В. Тимошенко (соавтор мониторинга);
- Иннватики «Лесенка успеха», автор Н.М. Крылова.
Программа целостного комплексного интегративного подхода к воспитанию дошкольника как индивидуальности
Программа ориентирует родителей и педагогов на содействие развитию и саморазвитию каждого воспитанника (мальчика и девочки), т.е. воспитание детей как представителей национальной элиты общества.
- Программа получила золотую медаль ВДНХ, в 2004 г. допущена для внедрения в практику работы дошкольных организаций Федеральным экспертным советом Министерства образования и науки РФ.
- По Программе обучились более 25 тысяч воспитателей, методистов, заведующих детскими садами, преподавателей колледжей регионов России и стран ближнего зарубежья.
- К Программе разработана и многократно переиздана Технология внедрения Программы в разных возрастных группах — 64 книги, выпущены видеофильмы, проработана система «выращивания специалистов» — «Лесенка успеха».
Воспитание дошкольника от 3 до 7 лет в «Детском саду — Доме радости» — это педагогическая система построения целостного процесса, направленного на содействие развития и саморазвития каждого воспитанника как неповторимой индивидуальности. Она опирается на отечественные и зарубежные научные достижения, на традиции воспитания дошкольника в семье и в детском саду.
Направления Программы
ПЕРВОЕ — приобщение ребенка к физической культуре, к здоровому образу жизни как к фундаменту общечеловеческой культуры, забота о здоровье и обогащение физического и психического развития воспитанника.
ВТОРОЕ — содействие разностороннему развитию и саморазвитию ребенка как индивидуальности в процессе выполнения им разных видов деятельности на уровне самостоятельности и творчества. Такая деятельность превращается в форму и средство саморазвития индивидуальности. В этих условиях каждый участник педагогического процесса открывает или создает собственный стиль деятельности,
овладевает им для достижения успешности и самореализации своей неповторимости (одаренности и таланта).
ТРЕТЬЕ — приобщение воспитанника к основам духовной культуры и интеллигентности. Духовная деятельность, доступная дошкольнику только в условиях целенаправленного обучения, — важнейший фактор саморазвития его как интегральной индивидуальности. Человека, владеющего духовной культурой, принято называть интеллигентным. Воспитание дошкольника как интеллигентного человека — ведущее
направление программы «Детский сад — Дом радости».
Технология «Дома радости»
Научный проект внедрения Программы в практику с заранее заданными показателями динамики развития и саморазвития каждого воспитанника в заданных видах деятельности (мониторинг включен в саму технологию).
Основное достижение Технологии заключается в том, что каждый воспитанник учится концентрировать усилия для достижения цели — как результата каждого вида деятельности. Деятельность рассматривается как модель — система из пяти компонентов.
Задумка |
Предмет |
Средства |
Порядок преобразования |
Результат |
о ком хочу позаботиться |
преобразования (материал |
преобразования (инструменты) |
действия, преобразующие материал в продукт |
адекватная оценка полученного продукта, соответствие его замыслу |
Данная взаимосвязь ярко моделируется пальцами руки:
- Что я задумал сделать? О ком позаботиться?
- Из чего буду делать?
- Чем буду делать?
- Буду делать по порядку…
- У меня получилось то, что я задумал!
|
|
Основные характеристики воспитанников «Дома радости»
Дети учатся делать так, чтобы то, что они задумали, получилось.
Достигая в каждом исполняемом виде деятельности результата, воспитанник учится быть успешным и наслаждаться радостью от успеха. Он открывает смысл необходимости учиться в школе.
У ребенка на основе содействия амплификации развития самосознания проявляется потребность самоутверждения, которая побуждает его многократно пробовать, экспериментировать, исследовать причины того, что не получилось прежде.
Выполнение каждого вида деятельности в младшей и средней группе обязательно взрослым мотивируется нравственной направленностью (посредством включения игрового персонажа — Мишки, Незнайки и им подобных). Нравственная направленность проявляется в любви, заботе и уважении к себе, а также к сверстникам и взрослым. К старшему дошкольному возрасту ребенок овладевает самомотивацией в значимых для него видах деятельности (в игре, труде и познании).
Каждый воспитанник овладевает умением играть в разные игры (строительные, сюжетно-ролевые, театральные, дидактические, подвижные, музыкальные, забавы). Он учится с неослабеваемым интересом в каждой роли познавать себя как неповторимую индивидуальность.
Инноватика «Лесенка успеха»
Научный проект, раскрывающий закономерности роста профессиональной компетентности и творчества воспитателя, внедряющего авторскую технологию в практику своей деятельности.
Инновационными называются процессы в дошкольном образовании, которые направлены на то, чтобы мобилизовать внутренние ресурсы системы. В понимании автора Инноватика — это внутренние ресурсы дошкольного педагога. Таким внутренним ресурсом является его компетентность и творчество.
Компетентность (от лат. competens — способный), интерпретируется современной лексикой как умение делать хорошо то, что делаешь. Критерием истинной компетентности является конечный результат.
Творчество профессионала различается в трех уровнях: эвристический, креативный и виртуальный.
Восхождение специалистом на каждый уровень профессионализма обеспечивается компетентностью построения своей деятельности в соответствии с тремя закономерностями:
- понимание, что его деятельность определяется авторской драматургией, исполняя которую он становится подобен артисту, играющему разные роли, которые определяются в модели компетентности «Лесенка успеха».
Выбор роли определяется на основе мониторинга — наблюдения за динамикой овладения воспитанником программной деятельностью. Когда воспитанник овладевает деятельностью на уровне самостоятельности, тогда она превращается для него в форму саморазвития себя как индивидуальности (учение В.С. Мерлина).
- понимание, что успешность ролевого исполнения обеспечивается менеджерскими умениями, прежде всего, организацией как собственной деятельности, так и деятельности каждого воспитанника;
- понимание, что динамика овладения воспитанником деятельностью определяется обеспечением его предметно-развивающей средой.
Дом радости — это воспитание интеллигентного человека! Дом радости — сохранение и развитие одарённости!
|
АВТОР ПРОГРАММЫ
ВЫШЛИ В СВЕТ
|