Оптимизация коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми, имеющими недостатки развития речи в условиях общеобразовательного учреждения
Оптимизация коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми, имеющими недостатки развития речи в условиях общеобразовательного учреждения
Опубликовано: 22 декабря 2024 Автор:
Кротова М.Г.
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
В настоящее время в школу поступают учащиеся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, познавательной деятельности. У всех этих детей отмечается нарушение речевого развития первичного или вторичного генеза, что в свою оче-редь ведет к появлению трудностей в освоении школьной программы.
Анализ данных проведённого исследования устной и письменной речи учащихся начальных классов общеобразова-тельных школ позволяет выделить следующие специфические особенности:
• в каждом классе встречаются дети с нарушениями речи, нуждающиеся в помощи учителя-логопеда, причем, в последние годы их количество имеет тенденцию к возрастанию;
• сравнительная характеристика детей с недостатками развития речи показывает, что картина патологии каче-ственно меняется – растет количество детей с системными нарушениями речи.
Например, в средней общеобразовательной школе № 28 г. Кирова в 1999 – 2000 году было выявлено детей с логопеди-ческим заключением «Недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР» - 25 человек, а в 2006 – 2007 – 38 учащихся.
Увеличение числа детей с отклонениями в развитии с одной стороны и интеграция этих детей в общеобразовательную среду с другой, предъявляет все более высокие требования к работе логопеда в общеобразовательном учреждении.
Основной задачей работы логопедического пункта является коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ, особенно по родному языку.
Для четкой организации работы учителя – логопеда в общеобразовательном учреждении необходимо грамотное веде-ние документации, регламентирующей и направляющей деятельность, но не отнимающей много рабочего времени на её запол-нение.
Анализ имеющейся специальной литературы показывает недостаточную освещенность вопросов организации коррек-ционной работы на школьном логопункте. Далеко не все учителя – логопеды имеют на рабочем месте важнейшие законода-тельные документы, регламентирующие их деятельность.
Накоплен многолетний опыт работы логопедов – практиков по организации работы школьного логопункта и по веде-нию документации, помогающей оптимизировать коррекционно – развивающий процесс.
Исходя из вышесказанного, возникла необходимость систематизации имеющихся в различных источниках материа-лов, обобщении передового педагогического опыта учителей – логопедов и разработке методических рекомендаций по оптими-зации организации работы учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении.
В Кировском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования на кафедре коррекцион-ной педагогики была создана творческая лаборатория, с целью выработки единых требований к организации коррекционно-развивающего процесса в условиях школьного логопункта и ведению необходимой документации.
Результатом работы творческой лаборатории стали методические рекомендации «Организация работы учителя-логопеда в общеобразовательном учреждении», которые адресованы учителям-логопедам, специалистам муниципальных орга-нов управления образования, методистам рай (гор) методкабинетов.
Сборник был одобрен Департаментом образования Кировской области и рекомендован для использования в работе учителя - логопеда.
Он состоит из двух разделов:
I. Основные нормативные документы, регламентирующие порядок организации деятельности логопедического пункта, как структурного подразделения муниципального общеобразовательного учреждения, образцы обязательной, норма-тивной документации,
II. Материалы из опыта работы логопедов – практиков, апробированные и одобренные в образовательных учре-ждениях города Кирова и области.
В сборник включена важная информация и руководство к действию по организации, планированию и содержанию ло-гопедических занятий, а так же отражены базовые направления коррекционного обучения учащихся, страдающих различными нарушениями устной и письменной речи.
Участниками лаборатории разработаны: «Протокол логопедического обследования», как приложение к речевой карте, рекомендации по углублённому разноуровневому логопедическому обследованию, подробное тематическое планирование ло-гопедических занятий и рекомендации по его использованию, а так же документацию по учёту и анализу результативности логопедической помощи. В приложении собран иллюстративный материал для обследования устной и письменной речи уча-щихся. Материал удобен в применении, так как содержит готовые бланки-образцы многих документов.
В настоящее время сборник востребован и используется учителями - логопедами Кировской, Нижегородской, Воло-годской, Московской областей, логопедами Краснодарского края, г. Казани.
Комментарии пользователей