Специфика работы педагога-психолога в детском саду
Специфика работы педагога-психолога в детском саду
Опубликовано: 24 декабря 2024 Автор:
Специфика работы педагога-психолога
в детском саду
О.Г. Лопатина,
ст. научн. сотрудник Института дошкольного образования
и семейного воспитания РАО, Москва
Работа педагога-психолога в дошкольном учреждении имеет ряд особенностей. Это относится как к участникам педагогического процесса (работникам детского учреждения, контингенту детей (от раннего до старшего дошкольного возраста) и их родителям), так и к самому процессу воспитания и обучения детей.
Прежде всего, психолог ДОУ имеет возможность наблюдать своих подопечных не один год в разных видах деятельности, игре, общении со сверстниками, взрослыми, получать необходимые сведения о развитии ребенка от воспитателей, родителей, других специалистов детского сада. Эти факторы облегчают сбор диагностической информации о психическом развитии детей, позволяют оказывать более эффективную помощь.
Вместе с тем начинающему психологу приходится преодолевать ряд трудностей, связанных с тем, что должность педагога-психолога введена сравнительно недавно и поэтому его прямые функции и обязанности недостаточно четко определены как в нормативных документах, так и в сознании «заказчиков» психологических услуг (администрации детского сада, родителей, воспитателей), мнение и запрос которых не всегда совпадает с профессиональной точкой зрения самого психолога. На этой почве возникают нередко разногласия и заявления: «Психолог нас не устраивает».
Круг обязанностей психолога в условиях ДОУ чрезвычайно широк и разнообразен. Основные обязанности: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психокоррекция, психодиагностика, психолого-педагогический консилиум (см. Приложение).
Психолог в детском саду должен не только уметь работать с детьми разного возраста, но и достаточно профессионально взаимодействовать со взрослыми. Поэтому при планировании своей работы необходимо наметить основные ее направления:
с детьми,
с родителями,
с воспитателями,
психологическое просвещение.
Каждое из этих направлений имеет свои специфические приемы и методическое обеспечение.
Также надо учитывать то, о чем не сказано ни в одном руководстве:
уровень профессионализма сотрудников и микроклимат в коллективе дошкольного учреждения,
потребности воспитателей и родителей,
степень заинтересованности в психологических знаниях и сотрудничестве с психологом.
Не секрет, что профессиональные воздействия психолога могут изначально находиться в противоречии с авторитарными принципами, оценочным общением определенного числа педагогов и родителей. Психолога отнюдь не сразу воспринимают с полным пониманием. Следует помнить, что коллектив детского учреждения уже сложился (имеет свой стиль межличностного общения, свои симпатии и антипатии), и стать его полноправным членом — одно из первых профессиональных испытаний для психолога. Практика показывает, что психологу как представителю относительно нового знания еще предстоит доказывать своим тактом, человеческими качествами, эффективной помощью, что к его советам стоит прислушиваться и выполнять его рекомендации.
Итак, с чего же начинать работу детского психолога? Как ни странно это звучит — со взрослых, прежде всего потому, что эмоциональная привязанность и зависимость детей дошкольного возраста от взрослых очень высока, и от них в значительной степени зависит эмоциональное благополучие и психическое развитие детей в условиях семьи и детского сада.
Воспитатель детского учреждения играет важную роль в психическом и социальном развитии ребенка, поскольку иногда проводит с ребенком даже больше времени, чем родители, особенно в круглосуточных группах. У ребенка с воспитателем устанавливаются особые эмоциональные связи, отчасти компенсирующие отсутствие родителей. Также следует помнить о том, что воспитатель является первым официальным лицом, в присутствии которого ребенок приобретает социальный опыт адаптации в группе детей. От личностных особенностей воспитателя и его профессионализма во многом зависит эмоциональный комфорт каждого ребенка в группе, приобретение им необходимых коммуникативных навыков.
Чтобы эти важные процессы в жизни ребенка проходили гладко, психологу необходимо заручиться поддержкой всего педагогического коллектива взрослых, которые бы разделяли необходимость проведения ряда профилактических и коррекционных воздействий и точно их выполняли с целью лучшей адаптации ребенка в детском саду.
Начинающему психологу целесообразно строить свою профессиональную карьеру в ДОУ в несколько этапов:
адаптация психолога в педагогическом коллективе детсада,
наблюдение за детьми,
общая и специальная диагностика детей,
на основе полученных данных составление плана коррекционных и развивающих мероприятий с детьми, работы с родителями.
Первый этап включает знакомство с детьми, родителями, воспитателями, другими специалистами детсада, объяснение целей и задач своей деятельности, обсуждение условий работы с заведующей. Следует довести до сознания педагогов и родителей, что основной целью психолога является обеспечение психического здоровья и эмоционального благополучия детей, создание оптимальных условий для развития возрастных и индивидуальных возможностей ребенка. Также необходимо подчеркнуть, что принципы «не навреди» и «во имя ребенка» являются девизом работы каждого педагога-психолога. Это важно, потому что ребенок сам не может сформулировать свою потребность в профессиональной психологической помощи, отсутствие которой может привести к развитию неврозов и других нарушений психики и поведения дошкольников.
Необходимо также подчеркнуть, что психолог в своей работе руководствуется не подлежащими обсуждению правилами: 1) строгое соблюдение конфиденциальности информации, 2) невозможность использования этой информации в манипулятивных целях, 3) в случае возникновения конфликта между взрослыми — приоритет интересов ребенка.
В период адаптации необходимо сообщить коллективу детского сада о тех мероприятиях, которые психолог планирует проводить, например: консультации для родителей, психодиагностика детей, родительско-детских отношений, развивающие занятия и различные тренинги для детей, родителей, воспитателей.
При выяснении представлений педколлектива о работе психолога можно задать вопрос: «В чем, на ваш взгляд, заключается работа психолога в вашем детском саду?»
Наиболее типичные ответы заведующих ДОУ звучат так: «Конечно, это адаптация детей в детском саду, агрессивные дети, дети с задержкой развития, а также проблемы конфликтов в педколлективе, между воспитателями и некоторыми родителями» (мнение заведующей ДОУ); «Хорошо бы позаниматься с такими-то детьми, у которых… (перечисление их поведенческих проблем с точки зрения воспитателя группы), также поговорить с такими-то родителями… (перечисление 2—3 мам, пап или бабушек, с которыми воспитателю трудно добиться взаимопонимания)».
От воспитателей можно также услышать и следующее: «У меня нет проблем с детьми, но есть проблемы с их родителями — слишком требовательны, равнодушны к моим просьбам и рекомендациям по поводу их ребенка». Причем эти заявления не всегда означают, что с детьми у данного воспитателя действительно нет проблем. Бывает и так, что напряженные отношения с родителями мешают общению с ребенком, так как воспитатель «не хочет связываться» с некоторыми мамами и старается «лишний раз не трогать» ребенка, а то «будет опять жаловаться». К сожалению, конфликт воспитателя и родителя всегда негативно отражается на ребенке. Поэтому одной из важных функций психолога является задача научить взрослых — воспитателей, родителей — конструктивно решать конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают в работе, жизни.
Во время проведения наблюдения за поведением детей (2 этап) в группе со сверстниками, на прогулке, в общении с родителями утром и вечером, с воспитателями, — психолог может столкнуться с неприятными явлениями, которые могут обескуражить неопытного специалиста:
восприятие некоторыми педагогами детсада психолога как проверяющего, который имеет полномочия критиковать и оценивать их работу;
высокомерие, настороженность и нежелание принимать новые знания, которые могут изменить привычные стереотипы работы;
опасения, что психолог в личном общении и на семинарах может спровоцировать на высказывание личной, скрываемой информации;
применение педагогом неадекватных наказаний детей, сообщение негативной информации о ребенке его родителям.
Все эти моменты, если их не скорректировать, не развеять сомнения («Кто такой психолог?»), могут помешать сотрудничеству психолога с воспитателем, уменьшить эффективность всей психологической работы в ДОУ.
Поэтому, знакомясь со спецификой работы конкретного дошкольного учреждения, необходимо наметить темы, раскрывающие смысл и полезность работы психолога с детьми и взрослыми. Они же будут являться содержанием специальных семинаров, лекций, тренингов для воспитателей и родителей, плакатов и стендов в разделе «Психологическое просвещение». Постоянное профессиональное и личностное совершенствование необходимо всем, но в педагогическом коллективе детского сада эта часть психологического просвещения в большей мере зависит от мастерства и такта самого психолога и степени уважения и доверия к нему.
Опыт работы подсказывает, что подобную работу с воспитателями (особенно в случаях частых конфликтов в педколлективе) следует начинать с занятий по общей релаксации, тренингов по повышению групповой сплоченности, повышению уверенности в себе, креативности, разных видов творческого самовыражения — графического, игрового, музыкального. Потом можно обращаться к темам различных деловых игр, сказкотерапии, элементам психодраммы, конструктивному решению конфликтов в профессиональной деятельности, семье, в незнакомой обстановке.
Необходимо понимать, что в относительно замкнутом женском коллективе ДОУ нередко существует явное или неявное профессиональное соперничество, явные или скрытые конфликты, негативные эмоции. Поэтому занятия, где высока степень раскрытия личностных черт его участников, их эмоциональных проблем, может вызывать резкую реакцию непринятия и даже жалоб руководству.
Подобную тренинговую работу следует проводить с осторожностью. Лучше использовать более традиционные формы работы — интересные лекции, педагогические консилиумы, проведение детских праздников вместе с родителями.
При проведении диагностической (3-й этап) коррекционной работы с детьми, консультаций с родителями (4-й этап) можно привлекать воспитателя группы как наблюдателя, а лучше участника. Это несложный прием способствует пониманию воспитателем задач и адекватных методов развивающего взаимодействия взрослого с ребенком, а также сущности и смысла работы психолога в ДОУ.
Конечно, некоторые педагоги могут проявить пассивность и нежелание участвовать в подобном сотрудничестве, но их нужно постараться заинтересовать. Заведующая ДОУ, если она заинтересована в повышении компетентности своих сотрудников, может существенно в этом помочь.
Руководство дошкольным учреждением также должно помочь психологу в организации его кабинета. Иногда приходится слышать такое мнение, что психолог может разделить кабинет, например, с методистом, медработником и т.д. Но работа психолога предполагает разнообразный спектр услуг и особую организацию пространства рабочего места. Кабинет психолога не должен быть очень маленьким, так как в нем должны уместиться зоны для проведения релаксации, игровой уголок, консультаций с родителями, полок с диагностическими материалами и отчетами, личными записями о результатах обследования детей, которые не подлежат разглашению.
Для групповой работы с детьми, родителями, педагогами нужна более просторная комната, ею может быть спортзал, музыкальный зал, группа детского сада. Также необходим магнитофон, так как многие занятия с детьми проводятся под музыку. Специфику работы психолога необходимо учитывать при оказании содействия ему в оборудовании кабинета и составлении расписания занятий наравне с занятиями других педагогов детского сада. Нередко бывает и так, что занятия с детьми психолог проводит на улице во время прогулки; можно использовать «уличное» время для работы с родителем и ребенком, которого привели в первый раз в группу детей.
Психолог не имеет возможности в силу распорядка дня пребывания детей в детском саду детально охватить диагностико-коррекционной работой всех детей дошкольного учреждения. Нужно выделить наиболее типичные проблемы детей дошкольного возраста, а также учесть пожелания воспитателей и родителей. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:
Адаптация ребенка к ДОУ.
Диагностика соответствия уровня психического (умственного) развития ребенка возрастной норме.
Нарушение поведения, личностного развития некоторых детей (робость, агрессивность, плаксивость и т.д.), коммуникативные проблемы.
Неорганизованность детей, нарушения произвольности, неумение оценивать свои действия.
Готовность ребенка к школе.
Работа с одаренными детьми, развитие особых способностей.
Львиная доля работы по адаптации ребенка к детскому саду приходится на группы раннего и младшего дошкольных возрастов. При этом важно сотрудничество психолога, воспитателя, родителей. Как показывают специальные исследования и опыт работы, наиболее эффективной формой адаптации ребенка к саду является система мероприятий, позволяющая близкому взрослому (в основном, матери) находиться часть дня (с утра и до обеда) рядом с ребенком. Мама не просто присутствует, но помогает осваивать окружающее пространство, знакомиться с новыми людьми (детьми и взрослыми), выстраивать игровую и коммуникативную деятельность своего ребенка.
Доведение до сознания родителей и воспитателей психологических и эмоциональных проблем ребенка раннего возраста, о которых он сам еще не может рассказать, проведение совместных консультаций с родителями, заполнение с ними вместе карты возрастных норм развития ребенка могут стать хорошей основой для установления взаимного доверия педагога-психолога, воспитателей и родителей. Также целесообразно диагностировать всех детей раннего возраста, чтобы иметь базу для сравнения, когда дети перейдут во 2-ю младшую группу.
Уровень развития детей младшей группы целесообразно определять в основном у детей с нарушениями в познавательной сфере в начале и конце учебного года, а в середине проводить коррекционно-развивающую работу.
В средней группе работа проводится с детьми, у которых значительные и частичные нарушения в познавательной и личностной сферах. В случае необходимости можно спланировать ряд развивающих занятий с детьми для профилактики возникновения типичных нарушений в более старшем возрасте: развитие графических умений, спонтанности, креативного воображения, коммуникативных навыков, уверенности ребенка в своих силах.
В старшей и подготовительной к школе группе психолог тестирует детей на предмет готовности к школе. После проведения диагностики в этих группах проводится коррекционная работа с привлечением родителей, которым даются соответствующие рекомендации. Результат коррекционных мер проявляется не сразу, а примерно через 3 месяца и больше, если работа будет вестись регулярно (1—2 раза в неделю).
В подготовительной к школе группе следует провести с родителями собрание, где их нужно познакомить с понятием психологической готовности ребенка к школе, настроить на оказание конструктивной помощи ребенку в случае затруднений и выполнение рекомендаций психолога и воспитателя.
Диагностику можно проводить два раза в год (октябрь, апрель) и в присутствии родителей, что позволяет им лучше понять суть имеющихся трудностей у ребенка, способствует пониманию ребенка и оказанию ему необходимой помощи.
При большом разнообразии диагностических методик каждый психолог пользуется своим набором, который больше подходит целям диагностики. Пока нет единой системы проверки готовности детей к школе, которая бы в полной мере отражала все аспекты этого явления. Помимо методов определения общей психологической готовности, которые относительно проработаны, есть более углубленные, помогающие понять более специфические трудности детей. Например, к таким можно отнести методы ранней диагностики и профилактики нарушений предпосылок письма и чтения у дошкольников с 6 лет. Наш опыт показывает, что они эффективны и у детей с задержкой психического развития при определении некоторых важных профилей готовности к школе (при относительной краткости и легкой обработке 5—6-ти тестов) — степени сформированности произвольности, графических умений, восприятия, пространственного мышления ребенка, которые особенно востребованы в начале школьного обучения.
После проведения обследования с родителями проводятся консультации по подготовке их детей к школе. При проведении практических занятий с родителями лучше разделить их на подгруппы по характеру обнаруженных проблем в психологической готовности и других нарушений развития их детей. Такое разделение поможет проводить занятия более эффективно и целенаправленно.
При обращении родителей к психологу с просьбой провести обследование их ребенка с целью обнаружения у него особых способностей и целесообразности посещения тех или иных кружков и секций стоит обратить внимание родителей на психологические особенности детей дошкольного возраста и важность развития у ребенка графических умений, эмоционального воображения, музыкальных задатков, пространственного воображения, конструирования. Особо стоит обратить внимание родителей на опасность уменьшения количества и качества общения с ребенком и, за счет этого, возникновения детской неудовлетворенности в сотрудничестве со взрослым, снижение эмоционального тонуса у ребенка, познавательной мотивации, обеднение общего кругозора.
Например, при активном посещении компьютерных классов дошкольник совсем может не знать сказок и другой развивающей информации. Поэтому пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребенка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.
Комментарии пользователей