Психологическая безопасность в ДОУ
Аршинова В.В., врач, директор межрегиональной общественной организации «Защита прав, интересов и безопасности ребенка», Москва;
Лапкевич С.А., психолог, председатель Московской областной общественной организации «Центра психологической поддержки семьи и ребенка «Путь», г. Электросталь, Московская обл.Каждый человек — есть немного больше, чем кажется себе. Он представляет также уникальную, неповторимую, всегда значимую точку, в которой пересекаются явления мира только один раз и никогда больше в таком сочетании.
Герман Гессе
В доперестроечные времена все наши дети ходили в детский сад, и мы, родители, с большим чувством благодарности помним всех тех, кто помогал нам ставить наших детей на ноги, воспитывал, учил, делал с ними первые осознанные шаги в жизни.
Если говорить об авторах лично, то мы, как и многие наши ровесники, прошли детский сад и ясли, начиная с двухмесячного возраста. В садик ходили и родители, и мужья. Согласно закону адаптационного наследственного закрепления социальные (популяционные) адаптационные изменения происходят в первом поколении. Для второго и последующих поколений они становятся генетически закрепленным признаком, т.е. адаптационные изменения входят в генетический код первых поколений и передаются по наследству последующим поколениям. Таким образом, можно предположить, что наши дети сегодня имеют генетическую предрасположенность к пребыванию в детских садах.
Своеобразие атмосферы, отношения в коллективах детских садов работников и детей, неповторимый жизненный уклад отмечает каждый соприкоснувшийся с этим явлением. В целом детские сады всегда являются объектом особого внимания общества, отдела образования, комитета здравоохранения, санитарно-эпидемиологической службы и противопожарной безопасности. Нередко слышишь такие слова: «Приходишь в детский сад, как в рай попадаешь». И, кажется, нет в детском саду ничего необычного, только намного уютнее, всегда чисто, опрятно, все отмечено творчеством, желанием принести доброе, светлое и ощущением большой ответственности за свое дело работающих там людей. «Богоугодное заведение», — как говорили встарь на Руси о таких домах.
Прежде чем перейти к вопросу собственно психологической безопасности, давайте посмотрим, что представляет собой современный детский сад. Сегодня можно утверждать, что детский сад — это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов, коллектив посещающих детский сад детей и их родителей.
Каков сегодня коллектив работников? Это женщины, либо очень молодые, либо уже пенсионного возраста, женщины среднего возраста встречаются реже. Мужчины в коллективе появляются эпизодически. Обычно это сторож или сантехник, обслуживающий один или несколько садов. Налицо ярко выраженная гендерная асимметрия (превалирование представителей одного из пола). В детском саду мы встречаем не просто коллектив, а женский коллектив, соответственно с проблемами женских коллективов. Низкий уровень оплаты этого труда и степень высокой ответственности выводят на поверхность проблему поиска работников. На такую работу в основном женщина идет в вынужденном состоянии, по сложившимся обстоятельствам. Молодые сотрудники связывают свой приход с учебой, с представлением некой временности. Женщины постарше и ближе к пенсионному возрасту чаще идут на такой труд «по сложившимся обстоятельствам, трудностям в жизни и нередко в состоянии беспомощности перед объективными причинами». Поэтому в таких коллективах нередки проявления у работников бессонницы, чувства неосознанного страха и отчаяния, которые непроизвольно переносятся на весь коллектив и негативно сказываются на работоспособности коллектива в целом.
Дети сегодня стали более капризными, болезненными. Психоэмоциональные отклонения детей, нередко проявляющиеся в пренебрежительных, а порой неприемлемых требованиях, усиливают психологическую нагрузку работников детского сада. Бесконечные напутствия родителей воспитателям — «это можно, а это нельзя моему ребенку» — вносят дополнительное напряжение. Нередко родители приносят лекарства для своих детей в целях продолжения амбулаторного лечения, возлагая на воспитателя ответственность за лечение. Необходимость сохранять и оберегать дорогие вещи, в которые одевают детей, также увеличивает ответственность персонала.
Рассмотрим объем и виды психологической нагрузки, которую несут работники детских садов.
Индивидуальная психологическая нагрузка возникает при выполнении своих функциональных обязанностей, взаимодействии с родителями и детьми, соблюдении режимных моментов, посещении различных комиссий, при проведении аттестаций, отчетов, взаимодействии с коллегами и руководителями, подготовке к занятиям.
Групповая психологическая нагрузка проявляется при взаимодействии с коллективом и его руководителями, давлении со стороны коллектива, при выражении личного мнения, отстаивании уровня производственной нагрузки, отстаивании своих прав и обязанностей; при обсуждении личной жизни и профессиональной деятельности.
Социальная психологическая нагрузка проявляется при состоянии обреченности на низкий материальный статус работника, увеличиваясь при угрозе задержки выплат по заработной плате, угрозе увольнения, лишения премий, постоянных мыслях «надо что-то менять в своей жизни, на что-то решаться, но куда я денусь, кому я нужна». Эта нагрузка усиливается при постоянной экономической зависимости личной жизни, приводящей к депрессивной беспомощности.
Итак, сделаем выводы о том, что представляет собой современный детский сад.
1. Детский сад — это уникальная, своеобразная, традиционно сложившаяся субкультура, у которой имеются свои территориальная и социальная границы, недвижимость с земельным участком, игровыми, хозяйственными постройками и службами, поддерживающими их в функциональном порядке. Здесь находится коллектив взрослых и детей, пребывающих достаточно долгое время вместе. Ребенок в среднем проводит в детском саду до 9,6 мес. в год, а работник — 8,3 мес. в год. Необходимо также учитывать, что незримое присутствие родителей имеется всегда и во всем. Это явление можно назвать «виртуальным коллективом родителей», который вносит в жизнедеятельность детского сада свои коррективы.
2. Внутренняя составная часть субкультуры включает в себя различные уровни взаимоотношений работников детского сада и детей. Коллектив детского сада — это сугубо женский коллектив, находящийся в четком режимном и ролевом распределении ежедневного труда. В нем все вместе и каждый в отдельности несут одновременно коллективную и индивидуальную ответственность за сохранность и воспитание каждого ребенка детского сада. Весь этот «суперколлектив» в своей целостности отдан на сохранение, воспитание и обучение не только женскому коллективу, но, как оказывается, и обществу в целом.
3. Субкультура детского сада является одной из составляющих общества, которое свое доверие выражает в постоянном контроле всего, что происходит в детском саду, и даже больше. Это проявляется в постоянных комиссиях, отчетах, аттестациях, проверках от управления образования, комитета здравоохранения, СЭС, пожарных, бухгалтерии и т.д. и т.п. И весь этот контроль направлен на того, чей труд общество плохо оплачивает, — на сверхответственных творческих женщин. Откровенно говоря, мы имеем налицо явную дискриминацию женского труда со стороны общества. Попробовало бы государство найти равнозначно ответственного мужчину, не говоря о коллективе мужчин, готовых трудиться за мизерную плату. Таких мужчин нет. Это рабочие места для женщин. А где их профсоюзы, где защитники их прав?
Понимая все это, не перестаешь удивляться, что детский сад как явление все существует, поражает нас своим творчеством и неповторимой атмосферой детства.
Итак, мы увидели с вами объект, который необходимо рассмотреть с точки зрения психологической безопасности, с учетом специфики его деятельности.
Есть различные виды безопасности. Суть биологической безопасности — оберегать жизнь и здоровье. За этот вид безопасности несут ответственность комитет здравоохранения, СЭС, пожарные. Суть материальной безопасности — сохранение целостности и функционирования движимого и недвижимого имущества. Соответственно эти мероприятия контролируют бухгалтерия, пожарная служба, управление образования, милиция, вневедомственная охрана. Суть социальной безопасности состоит в сохранении нравственного, идейного, образовательного наполнения воспитательного процесса. Эти стороны жизни ДОУ контролируют соответствующие структуры Министерства образования и социальной защиты.
А что происходит с психологической безопасностью, в чем ее суть, кто и каким образом контролирует ее обеспечение? И тут появляется пробел. Давайте все же его постараемся восполнить.
Одним из критериев психологической безопасности в психологии является социальность. Социальность — это комплексная мера устойчивости индивида в отношении к обществу, она выражается совокупностью защитных реакций индивида в направлении сохранения его структурной и функциональной целостности и индивидуальности. Комплексность меры устойчивости говорит о том, что она проявляется как способность моделирования устойчивости у индивида, так и способность к опытному, практическому воплощению смоделированной устойчивости. Социальность присуща индивиду независимо от того, пребывает ли он в обществе или находится в одиночестве. Социальность не зависит и от размера самого общества. В группе социальность может соответствовать в определенной мере каждому ее представителю. Она может быть характеристикой как группы в целом, так и видовых различий.
Психологическая безопасность в детском саду — это новый объект внимания для нашего общества, и контролирующих органов еще не назначили. Мы тоже не претендуем на эту роль. В развитых странах функцию контроля психологической безопасности в учреждениях выполняют крупнейшие страховые компании.
Детский сад — это предприятие по предоставлению услуг населению, большое количество производимых услуг в котором приходится на нянечек и помощников воспитателей, работников кухни. Наибольшая нагрузка, влияющая на психологическую безопасность, ложится именно на данный контингент работников.
Наиболее сильное психологическое напряжение вызывают отношение общества к данному труду и причины, по которым женщина согласилась на такой труд. Результатом является значительная потеря своей независимости в коллективе, в котором нередко все остальные работники являются начальниками, кроме нее. Все это усиливается бременем максимальной ответственности за свои действия по отношению к здоровью и безопасности детей. Работа с химическими моющими веществами, горячей водой и пищей, поддержка санитарно-гигиенического режима постоянно требуют дополнительного внимания. Прибавьте сюда напряжение от многочисленных домашних дел, столь похожих на производственные. Эти женщины испытывают ощущение зацикленности жизни в постоянном оказании услуг окружающим людям, что может привести к серьезным проблемам. Находясь в жестких производственных рамках психологической перегруженности, работник часто находится на грани срыва, это проявляется в различных формах грубости, резкости в поведении, в громком разговоре и крике, что вызывает дополнительное давление со стороны коллектива.
Несколько практических советов.
Что может сделать руководитель, чтобы улучшить ситуацию? Иногда вовремя оказанная поддержка, доброе слово, простое выражение понимания и сочувствия способны творить чудеса.
Милые наши няни, помощники воспитателей, работники кухни! Ваша роль в жизни каждого ребенка, каждой группы, всего коллектива очень серьезна и важна. Мы видим ее, оцениваем ваш труд, особенно когда вы заболеваете или отсутствуете. Не каждый может поддержать вас, но ваша работа очень важна. И воспитатели хорошо это понимают и знают, как много вы умеете делать, какой у вас богатый опыт. Если вы все же сорвались, постарайтесь уединиться на несколько минут, подойдите к окну и осознайте: «Сейчас шумела, грубила моя усталость. Я совсем другая», «Солнце каждый день встает, светит и греет, и звезды горят каждую ночь. Все это было до меня, всю мою жизнь и будет после меня, и мне от этого хорошо». Сделайте 10—15 глубоких вдохов, когда дыхание восстановится, постарайтесь дотянуться руками до потолка, поднимаясь на носки и плавно вытягивая руки, проделайте это 3—5 раз. Затем пройдите и выпейте стакан холодной воды, это быстро снимет ваше перенапряжение и остановит внутреннее волнение.
Теперь обратимся к воспитателям.
Воспитатель — это лицо детского сада. Воспитатель вносит первые коррективы в социальность ребенка, так как является непререкаемым авторитетом для детей, кладезем знаний, умений. В то же время у воспитателя не всегда просто складываются отношения с руководством. Вне детского сада воспитатель хуже адаптирован, чем младший персонал, который привык подчиняться и часто не задумывается о целесообразности распоряжений, надеется только на себя. У воспитателей же стремление к лидерству равнозначно с гиперответственностью в работе. Это переходит на многие аспекты жизни. В конечном итоге в обычной жизни человек может стать обособленным, могут нарушиться коммуникативные связи и ресурсы. Все это приводит к еще большему поглощению работой и усилению психологического напряжения. Зато семьи у воспитателей отличаются наибольшей прочностью, и их дети в жизни являют большее благополучие, так как получают весь необходимый набор взаимоотношений в детстве.
Рекомендации для воспитателей.
Постарайтесь почаще задумываться о тех женщинах, которых вы считаете взрослыми, наполненными волнующими силами женских чар. Постарайтесь акцентировать свое внимание на их поведении, одежде, на выборе жизненных решений. Постарайтесь для себя найти примеры таких женщин в литературе, кинофильмах, среди окружающей вас жизни. Посмотрите, что общего у вас и у них, что вам недостает. Каждое утро, когда вы расчесываете волосы и стоите перед зеркалом, обязательно скажите себе голосом зрелой, взрослой женщины: «(Назовите свое имя) — зрелая, взрослая женщина» и внимательно посмотрите на свое отражение. Постарайтесь увидеть, что в нем изменилось, добавилось, ушло. Повторите это несколько раз, пусть это станет вашей ежедневной утренней зарядкой. Это поможет вам лучше понять себя, помочь себе и окружающим в принятии правильных жизненных решений.
В заключение перейдем к вопросам психологической безопасности руководителей коллектива работников детских садов.
Руководители детских садов — это хозяйственные, аккуратные женщины. Они непревзойденны в своем умении организовать любое необходимое для детского сада мероприятие: уборка и благоустройство территории, ремонт и оснащение зданий, поиск и приобретение оборудования. И в то же время они могут одной только фразой как вдохновить коллектив на все эти дела, так и низвергнуть всех одновременно в состояние полной тревожности и ожидания. Порой такие руководители извергают вулкан эмоций, окруженный морем активности.
Небольшой практический совет.
Милые руководители, берегите себя. Вы — бесценный клад для всего нашего общества и вашего детского сада. Только вы знаете цену всех усилий, каких стоит вам поддержание уюта детского сада. А вашему коллективу нужна и ваша поддержка, и ваш строгий взгляд. Но бойтесь собственных попреков в адрес своего коллектива. Этим вы попрекаете себя и мешаете коллективу объединиться вокруг вас с должным доверием и уважением. Чаще проявляйте мудрость и размеренность.
Когда вы идете на работу, вспомните, что после любого шторма много мусора выбрасывается на берег. Все это остается лежать под лучами солнца и издает неприятный запах. Это запах прошедшего шторма. Постарайтесь мысленно очистить берег. Загляните под каждый камешек, освободите живых существ, попавших в гниющие останки. Создайте мысленно картину штиля.
Уходя с работы, вновь вспомните море и постарайтесь прибрать морской берег, чтобы он всегда был в чистоте, как ваш детский сад.
Это несложное упражнение поможет вам избавиться от лишних эмоций и оптимально приблизит вас к пониманию и решению появившихся проблем.
Подведем итог.
В современном обществе психологические нагрузки превалируют над физическими. Работа в детском саду связана с условиями повышенного психологического напряжения, но при этом должным образом обществом не оценивается. Значит, каждый работник детского сада испытывает серьезные перегрузки психоэмоционального характера, что негативно сказывается на жизнедеятельности всего коллектива и на воспитательном процессе в целом.
И именно от руководителя, его мудрости, такта, самообразования во многом зависит психологический климат в коллективе, ощущение комфорта, уверенности и защищенности каждого работника и воспитанника.
Успехов вам в вашем нелегком деле!
Комментарии пользователей