Проблема адаптации выпускников детского сада к школе является одной из самых актуальных для учителей, родителей и психологов. Задача детского сада максимально помочь ребенку и семье преодолеть этот сложный этап.
По итогам предварительной диагностики готовности детей к обучению выявляются дети, которым необходима помощь, как психолога и воспитателей, так и родителей.
Общая характеристика этих детей такова - гиперактивность, неуверенность в себе, повышенная тревожность, низкий уровень самооценки, эмоциональная неуравновешенность, неприятие авторитета взрослых. Современные дети также обладают целым рядом общих для них качеств: обширной, но бессистемной информированностью; неопределенное ощущение своего «Я» в мире; недоверчивое отношение к словам и поступкам взрослых; слабое здоровье.
Наблюдается увеличение количества детей, не посещающих детские дошкольные учреждения; дефицит общения родителей с детьми из-за загруженности родителей; увеличение количества семей, требующих социальной поддержки (неполные, асоциальные, опекаемые и патронатные); семьи, воспитывающие детей – инвалидов. Нынешним детям компьютер заменил коллективные дворовые» игры. Как следствие – дети не обладают навыками общения.
Решая данные проблемы, хочется дать родителям будущих первоклассников следующие советы:
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником.
- Будьте внимательны к ребенку, отмечайте изменения в его поведении, любые отклонения от нормы.
- Цените в своем ребенке индивидуальность, то, что он у вас необычный.
- Отвечайте на все вопросы ребенка. Ищите ответы вместе с ним. Ваш ребенок пойдет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться. Ребенок имеет право на ошибку.
- Обращайте внимание на работоспособность ребенка.
- Дайте ребенку проявить себя с наилучшей стороны. Поддержите ребенка в его желании добиться успеха.
- Будьте объективны не только в оценке своего ребенка, но и в оценке сложившейся трудной ситуации.
- Умейте просить прощение у ребенка, если вы неправы.
- Если вас в поведении ребенка, в его учебных делах что-то беспокоит, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- Не забывайте об играх! У малышей должно быть время для игровых занятий.
При работе с родителями решаются следующие задачи:
- Психолого-педагогическое просвещение в вопросах школьной адаптации.
- Устранение психотравмирующих ситуаций в семье.
Чтобы помочь ребенку, надо его знать, строить учебно-воспитательный процесс с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей, помогать сформировать навыки, необходимые для успешного обучения и общения в школьной среде, предлагаю цикл коррекционно-развивающих занятий.
Цель: помочь будущему первокласснику чувствовать себя в школе комфортно, высвободить его интеллектуальные, личностные, физические ресурсы успешного обучения и полноценного развития.
Задачи:
- Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, развитие социальных и коммуникативных умений необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
- Формирование устойчивой учебной мотивации, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
- Активизирование процессов самопознания и самораскрытия у детей данной группы.
Методы и приемы:
- Игры-коммуникации,
- Игры-релаксации,
- Развивающие и словесные дидактические игры,
- Чтение и анализ сказок,
- Рисование,
- Проигрывание этюдов,
- Психогимнастика,
- Музыкальная психотерапия,
- Рефлексия.
Темы занятий:
- Я – будущий первоклассник,
- Я принимаю и люблю себя,
- Я и мое настроение,
- Вместе весело шагать,
- Я и моя семья.
Таким образом, совместная работа педагогов и родителей будущих первоклассников по подготовке детей к обучению в школе обязательно должна быть систематичной и целенаправленной, для того чтобы ребенок успешно преодолел все трудности предстоящей адаптации.
Комментарии пользователей