Опубликовано: 21 декабря 2024 Автор:
Наталья Петровна Кравцова
Пальчиковая гимнастика ― игровые движения рук и пальцев, которые часто сопровождаются короткими стихами и ритмичной речью. Упражнения пальчиковой гимнастики весьма эффективны при развитии мелкой моторики, очень просты в исполнении и не требуют много времени. Это незаменимый помощник родителей в гармоничном и своевременном развитии ребенка.
Эффективность пальчиковых игр связана с особенностями строения коры головного мозга. Речевые зоны расположены в ней в непосредственной близости к двигательным центрам. Активные движения пальцами и руками активизируют работу нейронов в обеих зонах.
Что развивает пальчиковая гимнастика и для чего она нужна?Улучшается координация движений, внимания. Играя с пальцами, ребенок тренирует устойчивость внимания, ее объем, умение концентрироваться. В процессе пальчиковых игр малыш прислушивается к речи взрослых и начинает повторять слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры, увеличивается словарный запас ребенка.Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами. Малыш следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных пальцев. В этот момент развивается как кратковременная, так и долгосрочная память ребенка. Воображение и творческие способности. Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий потенциал малыша.
Пальчиковая гимнастика способствует социализации ребенка и созданию благоприятной эмоциональной атмосферы. Играя пальчиками, малыш учится подражать взрослым, вслушиваться в речь, повышает свою речевую активность, готовит руку к письму и развлекается. Почему важна пальчиковая гимнастика? Хорошие моторные навыки важны для физического, социального и психологического развития ребенка. Все чаще у дошкольников наблюдается отставание в развитии мелкой моторики и её навыки нужно развивать с помощью пальчиковой гимнастики.
Главное правило ― подбирайте упражнения и игры по возрасту ребенка. Для малышей до 3 лет будет достаточно массажа ладошек и пальчиков, сопровождаемого потешками и стишками. В 3–4 года можно играть с двумя ручками, используя в ходе игры дополнительные предметы. С 5 лет нужно придумывать для детей более сложные упражнения и игры, активирующие их творческие способности. Упражнения для самых маленьких Начинать заниматься пальчиковой гимнастикой можно с 6–7 месяцев. В этот период можно разминать пальчики ребенка, чередуя растирание, сгибание и разгибание. Детям этого возраста подойдут такие упражнения: Пальчики. Растирая пальчики ребенка, повторяйте: Это — пальчик наш большой, он красивый и смешной. Это — пальчик безымянный. Он сердитый и внимательный. Этот пальчик — средний, не первый и не последний. Этот пальчик безымянный — он не любит каши манной. А этот — мизинчик — любит бегать в магазинчик. Сорока-ворона. Загибайте в кулак по одному пальцу, повторяя: Кашу варила Деток кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: Ты дров не рубил Воды не носил. Первое время все движения за малыша делает мама. Постепенно ребенок запоминает и начинает сам повторять действия пальцами. Гимнастика для детей от 3 лет Для занятий пальчиковой гимнастикой с детьми 3–4 лет педагоги рекомендуют поиграть в семью пальчиков. Поочередно соединяйте между собой под стишок соответствующие пальцы правой и левой руки, начиная с большого: Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братом в лес ходил! С этим братом суп варил! С этим братом кашку ел! С этим братом песню пел! Еще одна игра — «Очки». Движения выполняют под фразу «Бабушка очки надела и внучонка разглядела». Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Импровизированные очки подносят к глазам. Пальчиковые игры для детей 5 лет С 5 лет акцентируйте пальчиковые игры на развитии творческих способностей. Малыш сам начинает проявлять инициативу, менять правила игры, добавлять новые движения. Для этого возраста подойдут такие упражнения: Рыбка. Соедините перед собой ладони и воспроизводите движения из стихотворения, имитируя плывущую рыбку: Рыбка в озере живет. Рыбка в озере плывет. Хвостиком ударит вдруг. И услышим мы — плюх, плюх! Черепаха. Повторяйте пальцами озвученные в стихотворении движения: Шла большая черепаха И дрожала вся от страха: Кусь-кусь-кусь! Кусь-кусь-кусь! Никого я не боюсь! Такие игры способны пробудить у ребенка интерес к более серьезному развитию творческих навыков.
Дошкольникам они помогут подготовиться к школе. Пальчиковая гимнастика ― упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук. Они очень полезны для ребенка: способствуют улучшению памяти, концентрации внимания, развитию речи и творческих способностей.
Комментарии пользователей