Игра и ее роль в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста
Игра и ее роль в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Игра — любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть «как взрослые» очень велики, а возможности малыша еще крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка, — игра. Ребенок выбирает для себя определенную роль и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит деятельность взрослых и отношения между ними.
В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них. Если для самых младших наиболее типичны игры с сюжетом на бытовые темы («дочки-матери» и т. д.), то у детей среднего дошкольного возраста начинают преобладать игры с производственным сюжетом («железная дорога», «строительство» и т. п.); среди старших дошкольников популярны игры с общественно-политическим сюжетом («космос», «война», «новые русские» и т. п.).
С возрастом изменяется и сюжет, и содержание игр. Приглядитесь, как ваша 3-летняя дочка играет в «дом», выполняя роль мамы-хозяйки: она долго трет морковку или режет хлеб, моет посуду. До кормления в игре дело может и не дойти, ведь главное для детей этой возрастной группы — воспроизведение действий с предметами.
Для 5-летнего ребенка главным становится отражение в игре отношений, существующих в мире взрослых; для детей старшего дошкольного возраста — выполнение правил. В играх действуют законы, правила, которым ребенок охотно подчиняется. В одних случаях они выступают развернуто, открыто (подвижные игры с правилами, дидактические игры), в других правила заранее не формулируются (ролевая игра).
Порой родители смотрят на детскую игру всего лишь как на забаву (занят, не плачет — ну и хорошо), как на несерьезное, нередко бесполезное времяпрепровождение («Когда ты наконец-то делом займешься? Одни куклы на уме...»). Во что и как играют дети — им безразлично. Коль игра — свободная деятельность, не стоит и вмешиваться в нее, достаточно создать условия — купить игрушки, выделить место для игры.
Такие взгляды на игру глубоко ошибочны. Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. Преимущество игры по сравнению с другими средствами нравственного воспитания заключается в том, что она является школой морали в действии, лишенной абстрактных представлений, которые трудно воспринимаются ребенком. Важно и то, что моральные нормы, усваиваемые ребенком в процессе игры, оказывают влияние на его поведение, отношение к близким людям.
Общеизвестно, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их поступкам постепенно приводят к формированию определенных душевных качеств самого ребенка. И от взрослых в значительной степени зависит, каким будет нравственный облик их детей.
Правильно поступают те родители, которые используют игру как форму организации детской жизни. Руководство игрой не простое дело. Это тонкий и сложный процесс, требующий проявления такта, знания законов игры, понимания ребенка, уважения к нему.
Сложность руководства игрой связана также с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе общения с ребенком сохранить эту свободу и непринужденность. В ходе игры требования взрослого положительно воспринимаются детьми значительно чаще, чем в реальной жизненной ситуации. Поэтому очень полезно использование игровых, проблемных ситуаций, вопросов, советов, напоминаний и т. п. Эти приемы относятся к косвенным способам руководства игрой. Иногда возникает необходимость прямыми способами обучать детей игре (показ, объяснение и т. п.), предлагать новые роли, игровые ситуации, действия, побуждать детей к игре.
Помните, что малыш должен играть с удовольствием. Важнейшие условия игры — улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших. При этом нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам — может и навредить. Нужно стараться помочь ребенку открыть резерв собственных возможностей, вселить уверенность в своих силах. «Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка!».
Интерес к игре можно притупить принуждением или чрезмерной настойчивостью, т. е. доведением игры до того, что она надоедает малышу. Заканчивать игру нужно сразу, как только появится первый признак потери интереса к ней.
Правильно руководить игрой невозможно без знания основного правила развивающих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять замечаниями типа: «Ай-яй-яй...», «Да, проморгал...», «Верно...» и т. п.
Вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные окрыляют, критические побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них отказаться, потому что ребенок начинает судить о своих действиях не по результатам работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у него не будет развиваться самоконтроль.
Комментарии пользователей