УДК 796
Организация инклюзивного физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
в дошкольных учреждениях
Абдрахимова Н.Р. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Радуга», ХМАО, Сургутский район, п. Нижнесортымский
Аннотация. В данной статье рассматриваются различные факторы, приводящие к ухудшению здоровья детского населения, и роль инклюзивного образования в социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество здоровых сверстников. В дошкольных учреждениях физическое воспитание считается приоритетной, поскольку физическое здоровье является основой для дальнейшего нравственного и умственного воспитания детей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, физическое воспитание, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, двигательная активность.
THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE PHYSICAL EDUCATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES IN PRESCHOOL INSTITUTIONS
Abdrakhimova N.R. Municipal Budgetary Preschool Educational Institution Kindergarten “Raduga”, Khanty-Mansi Autonomous Okrug, Surgutsky District, Nizhnesortymsky
Abstract. The present article discusses various factors that lead to the deterioration of the health of the child population, and the role of inclusive education in the socialization and integration of children with disabilities into a society of healthy peers. In preschool institutions physical education is considered a priority, since physical health is the basis for the further moral and mental education of children.
Key words: preschool age, physical education, inclusive education, children with disabilities, physical activity.
На рубеже XX-XXI веков человечество вступило в новую эру информационных технологий. Невозможно отрицать тот факт, что огромное разнообразие гаджетов с выходом в Интернет заметно упростило жизнь представителей разных возрастных категорий. Однако ни для кого не секрет, что многофункциональный характер Всемирной Паутины (покупки, обучение, работа, общение, развлечения в сети) крайне негативно влияет как на умственное, так и на физическое здоровье человека. Если рассуждать глобально, современные технологии оказывают неблагоприятное влияние на среду обитания живых организмов, что отрицательно сказывается и на здоровье людей [3, с. 31-33]. Вдобавок, малоподвижный образ жизни наравне с вредными привычками (сюда следует отнести и зависимость от гаджетов) стали причинами роста заболеваемости среди детей, сокращения длительности жизни взрослого населения стран мира [2, с. 195-201].
Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в силу вышеупомянутых и ряда других причин требует корректировки планов учебно-воспитательной работы, разработки новых методик обучения, перепланировки помещений, т.е. создания специальных условий. Если до 90-х годов прошлого столетия дети с ОВЗ составляли отдельную категорию детского населения в нашей стране, соответственно, обучались в специализированных учебно-воспитательных учреждениях, не имея возможности контактировать со своими сверстниками в детском саду или школе, то с момента подписания Россией в 2008 году Конвенции о правах инвалидов они получили возможность посещать дошкольные и общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми детьми. Подобная форма совместного пребывания детей с ОВЗ и без них в учебно-воспитательных заведениях получила название «инклюзивное образование» (англ. inclusion – включающее (образование)), которое предполагает, что каждый ребенок, независимо от имеющихся физических, психологических, языковых или других особенностей, может участвовать в образовательном процессе на общих основаниях [5, с. 12].
В данной статье мы подробнее остановимся на вопросах организации инклюзивного физического воспитания детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях. Одним из первых о важности и первостепенности физического воспитания подрастающего поколения высказался выдающийся деятель эпохи Просвещения, философ и педагог Джон Локк: согласно его мнению, только крепкое физическое здоровье может являться основой для дальнейшего воспитания и образования ребенка [6, с. 24-25]. Следовательно, предпосылкой для всестороннего и гармоничного развития ребенка выступает физическое воспитание.
Основная задача инклюзивного физического воспитания, которая заключается в оздоровлении ребенка, решается посредством создания специальных условий для полноценного физического развития детей, регулярного медицинского контроля и профилактики заболевания, включения оздоровительных мер в воспитательно-образовательный процесс, формирования у детей навыков и мотивации к двигательной активности [4, с. 177-184].
Физкультурно-оздоровительная деятельность в условиях инклюзивного образования организовывается с учетом индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Психолого-педагогические воздействия должны быть нацелены на актуализацию внутренних сил ребенка, реализацию его «самости»; на оказание помощи в формулировке и осознании целей, определении путей их достижения, пробуждении в них стремления активно двигаться к цели [7].
Инклюзивное физическое воспитание в дошкольных учреждениях охватывает общеразвивающие и коррекционные упражнения, подвижные игры, двигательную активность в целом. Одним из главных условий инклюзивного воспитания и образования является минимализация индивидуальных занятий за счет увеличения времени пребывания детей с ОВЗ на совместных занятиях. Безусловно, «особенные» дети должны быть освобождены от выполнения физических упражнений, которые непосильны для них по медицинским показаниям. С целью обеспечения равных возможностей для всех участников воспитательно-образовательного процесса педагогами был разработан ряд методических приемов, способствующих вовлечению детей с ОВЗ в совместный процесс физической активности:
1) выполнение различных ролевых функций в процессе подвижных игр в зависимости от физического, умственного или эмоционального состояния ребенка;
2) выполнение различных заданий при проведении эстафет;
3) выполнение упражнений с форой (гандикапом), для этого использовались разные дозировки, исходные и конечные положения [1, с. 17-21].
4) выполнение различного рода упражнений, направленных на сохранение здоровья в целом; развитие мелкой моторики, активизации работы головного мозга, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата в частности: разные виды гимнастик (утренняя, дыхательная, пальчиковая, зрительная), упражнения на тренажерах, упражнения на дыхание, плавание, прогулки и развлечения на свежем воздухе, различные виды ходьбы, ползание, метание, прыжки и т.д.
Вовлечение детей с особенностями здоровья в подвижные и ролевые игры, соревнования и другие виды деятельности наравне с детьми без ОВЗ решает не только задачи физического воспитания. В процессе совместной деятельности у детей формируются базовые нравственные качества, такие как взаимовыручка, ответственность, сострадание, добросовестность, гуманность, честность, доброта. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются первые жизненные ориентиры. Проявляя заботу и беспокойство о сверстниках, оказывая друг другу взаимопомощь уже в раннем возрасте (3-6 лет) в ходе выполнения физических упражнений или подвижных игр, дети усваивают основы нравственных норм.
Обобщая вышесказанное, следует отметить, что стремительно развивающиеся технологии, загрязненная окружающая среда, нездоровое питание, нарушение режима дня, стрессы, нехватка или отсутствие внимания со стороны родителей, снижение физической активности из-за гаджетов – все эти факторы ведут к разным физическим и умственным патологиям у детей дошкольного возраста. В то время как семейный институт переживает кризис и семейное воспитание теряет свою силу, детские сады сохраняют свою актуальность, оставаясь единственным учреждением, предоставляющим возможность детям с ОВЗ развиваться и обучаться наравне со своими сверстниками. Физическое здоровье является основой для дальнейшего нравственного и умственного воспитания детей. Соответственно, инклюзивное физическое воспитание предполагает, прежде всего, формирование и развитие двигательных умений и навыков, физических качеств, необходимых для перехода в общеобразовательное учреждение.
Использованная литература
1. Аксенов А.В. Инклюзивное физическое воспитание детей младшего школьного возраста // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2016. - № 3 (133). – С. 17-21.
2. Акулова Т.Н., Плаксина Н.В., Смирнова Е.В. Снижение физической активности населения как комплексная проблема: пути решения // Society and Security Insights. – 2020. - № 4. – С. 195-201.
3. Ахмаджонова М.С. Состояние окружающей среды и её влияние на здоровье человека // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2015. - № 2 (7). – С. 31-33.
4. Газизова Ф.З., Котова А.А., Литвиненко Е.Ю. Организация физкультурно-оздоровительной работы ДОО с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами // «Вопросы организации совместных (инклюзивных) занятий физической культурой и спортом лиц с ограниченными здоровья и здорового населения»: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск, 2017. – 303 с. – С. 177-184.
5. Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования. - М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2012. - 60 с. – С. 12.
6. Поздняков А.Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: Учебное пособие. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. - 143 с. – С. 24-25.
7. Силаева О.А. Принципы проектирования инклюзивной физкультурно-образовательной среды дошкольного образовательного учреждения // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2014. - № 4 (36). – URL: www.sisp.nkras.ru
(дата обращения: 2.02.2022).
Комментарии пользователей