Опыт эколого-оздоровительной работы в ДОУ. Опыт работы руководителя ГМО «Физическое развитие дошкольника» города Полевского
Опыт эколого-оздоровительной работы в ДОУ. Опыт работы руководителя ГМО «Физическое развитие дошкольника» города Полевского
Опубликовано: 22 декабря 2024 Автор:
Человек, являясь частью природы, может жить лишь в достаточно определенной и весьма ограниченной природной среде. В рамках экологического подхода все аспекты изучения человека обосновываются прежде всего на взаимодействии человека со средой и невозможны без опоры на достижения биологии человека, медицины, географии, социологии, этнографии и других наук. В дошкольных учреждениях задачи эколого-валеологического образования могут быть решены в рамках эколого-оздоровительной системы воспитания.
Эколого-оздоровительная работа в детском саду
включает в себя слияние экологического и физического здоровья.
Формы:
ФЗ экологического содержания;
ФЗ игры-путешествия в природу;
ФЗ по ознакомлению со своим организмом;
Комплексы ДУ, упражнений, направленных на профилактику нарушений ОДА, ССС;
Элементы самомассажа; Походы;
Экскурсии;
Прогулки (на природу, в краеведческие);
Задачи:
Оздоровительные:
Развитие и укрепление костно-мышечного корсета, дыхательной и сердечно-сосудистой системы, развитие эмоциональной сферы.
Образовательные:
Овладение простейшими туристскими умениями и навыками, элементарными географическими знаниями, овладение правилами поведения в лесу, правилами оказания первой помощи. Формирование представлений о ближайшем природном окружении.
Воспитательные:
Развитие физических, нравственно-волевых качеств, развитие детского коллектива, ценностного отношения к себе и окружающему миру.
МДОУ «Детский сад № 64 общеразвивающего вида» города Полевского расположен вблизи зеленой зоны, что позволяет организовывать полезную и увлекательную деятельность детей в природных условиях в течение круглого года – это дает возможность добиваться стойкой положительной динамики в физическом, нравственном и психическом развитии наших воспитанников.
Туристские прогулки в Д/с
Это форма организации туристской деятельности, предполагающая кратковременное (3-6 часов) пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристскими навыками.
Компоненты дошкольного туризма
Физкультурно-оздоровительный
Эстетический
Познавательный и прикладной
Социально-коммуникативный
Эмоционально-психологический
Кратность проведения туристской прогулки: 1 – 2 за сезон.
Привалы.
1.Подгоночный - 5 мин. Проверка обуви, самочувствия. 2.Игровой 7 – 10 мин (лето); 5 – 7 мин (зима). Игры экологического содержания, наблюдения за природными объектами. 3.Отдых лёжа на коврике, ноги положить на рюкзак или пенёк (лето) – 5 мин. Загадки, любование лесом. Самостоятельная деятельность детей – 20 мин. 1-2 П/и организованные, 1-2 упражнения. Обучение туристским навыкам, формам общественного поведения.
Переходы.
1.Ходьба парами 2.Разнообразные виды ходьбы (с заданиями, имитационная); Лёгкая пробежка в медленном темпе до 1,5 мин 3.Преодоление естественной полосы препятствий (6-8) в игровой форме. Ходьба с заданиями 4.Движение в Д/с по самому короткому маршруту. Словесные игры, загадки, словесные беседы.
III часть. Оформление результатов похода – во II половину дня.
Поделки из природного материала, зарисовки, дополнения к карте района и т.д.
В межсезонье и как итоговый этап подготовительной педагогической работы с детьми может быть организовано тематическое физкультурное занятие в зале в форме игры – путешествия в природу, где образовательный и воспитательный компоненты сочетаются с общей и специальной физической подготовкой дошкольников.
Конспект занятия «По туристическим тропам Урала»
Подготовительная к школе группа.
Задачи: Уточнение начальных представлений о природе Уральского края и различных типах местности (болото, горы, реки, лес), о карте и топографических знаках. Развитие общей выносливости, игровых умений и навыков самостоятельно выполнять задания. Воспитание нравственно-волевых качеств (оказание помощи товарищу, преодоление трудностей, закрепление основных туристских навыков поведения).
Предполагаемый результат: Дети имеют представления о минералах, карте, топографических знаках, о богатстве природы Уральского края и различных типах местности. Знают, что необходимо брать туристу в дорогу, название туристского снаряжения, знают о пользе активного отдыха.
Дети умеют ориентироваться по графическому изображению, определять маршрут по топографическим знакам, самостоятельно выполнять основные виды движений по карточкам.
Дети имеют стойкое желание ходить в походы, у них развито чувство гордости за богатство и красоту малой Родины.
Оборудование: Палатка, модель костра, рюкзак, 2 гимнастические скамьи, гимнастическая стенка, 2 батута, сухой бассейн, турник, 2 воротиков. Набивные мячи, 2 дуги, доска, 4 модуля, коллекция минералов. Картинки с изображением животных, растений, природных объектов, карта, топознаки, эмблемы команд.
Подготовительная работа: знакомство с различными типами местности, их обозначением на карте, растениями и животными характерными для них, минералами, топографическими знаками, картой своей области. Ознакомление с правилами поведения на туристской тропе, освоение основных видов движений, изготовление карт-маршрутов, карт-заданий, подбор музыкального сопровождения и т.д.
Ход:
Ты с красным солнцем дружишь,
Дороге длинной рад,
Тебе не страшен дождик,
Не страшен снегопад,
Ты ветра не боишься, В пути не устаёшь,
В палатке спать ложишься,
И с солнышком встаёшь… (О ком эта загадка?) – о туристах.
Ребята мне пришло письмо от начальника туристической базы «Хрустальная». Он приглашает нас отправиться в поход. Это будет интересное и трудное путешествие. Давайте вспомним, что нужно подготовить, собираясь в поход. (Сложить рюкзак, взять компас и карту с маршрутом путешествия). А что мы положим в рюкзак? (Коврик, мыло в мыльнице, полотенце, фляжку с водой, сухой паёк, кружку).
Ребята, ещё я предлагаю взять с собой карту нашей области, чтоб мы смогли на ней отметить всё, что мы найдём в пути.
На месте шагом марш! Речёвку начинай!
Кто шагает с рюкзаком?
Мы – туристы!
Кто со скукой не знаком?
Мы, туристы!
Что турист берёт в дорогу?
Песню, ложку и рюкзак!
В колонну становись,
Эй, ребята, не зевай!
Твёрже шаг, не отставай!
Наш девиз:
Всегда вперёд и никто не отстаёт!
Вместе с нами кто идёт –
Нашу песню запоёт!
Ходьба в колонне по одному, напевая I и III куплеты из мультфильма «Бременские музыканты».
I ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен – не страшны тревоги.
Нам любые дороги дороги.
III Наш ковёр – цветочная поляна,
Наши стены - сосны великаны,
Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить такой судьбою.
Здравствуй лес, чудесный лес
Полный сказок и чудес
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же знаешь: мы свои.
Кого в пути мы повстречаем,
В движеньях всех изображаем.
ОМУ Дозировка Вид движения
Миша по лесу идёт,
Очень любит сладкий мёд,
А девочки и мальчики
Все прыгают как зайчики.
На носочках мы шагаем,
Как деревья подрастаем.
Уж у нас в лесу живёт,
Очень ловко он ползёт.
По лесу ходит важно лось –
Ему сегодня не спалось.
Закачалась, дети, ветка,
С ёлки прыгнула здесь белка.
Пуговкой чёрной нос и два глаза,
Ёжик ползёт и катиться разом
Поляну вдали мы увидали
С ветром играя, к ней побежали
На поляне привал – будем здесь отдыхать,
Воздух лесной всей грудью вдыхать. 2 раза
2 раза
15 сек
15 сек
15 сек
15 сек
2*15 сек
2 раза
1 мин Ходьба стопами внутрь
Прыжки: ноги в сторону - вместе
Ходьба на носках, руки вверху
Ползание по-пластунски
Ходьба с высоким подниманием бедра
Прыжки в приседе
Ползание на низких четвереньках
Перекаты в группировке
Бег
«Вдох – выдох» 5 раз И.п. О.С., руки внизу. 1-2 руки через стороны вверх (Вдох) 3-4 И.п. (Выдох – Ш-Ш)
«Палатка» 5 раз И.п. О.С., руки вверху 1-наклон к полу, 2-4-шаги руками по полу вперёд, 5-7-то же назад, 8-И.П.
«Ёжик» 4 раза И.п. О.С., руки за спиной, кистями захватить локти. 1-8 совершать вдох-выдох в очень быстром темпе
«Стульчик» 5 раз И.п. стоя, ноги накрест. 1-2 сесть. 3-4 встать без помощи рук
Отдохнув, по тропинке поскоками скачем
В дороге играем - деревья нашего края изучаем.
Играем в П/и «Замри» (Дети двигаются подскоками по залу, на сигнал
остановиться, принять позу дерева, названного воспитателем, повернувшись
ведущий показывает карточку с графическим изображением)
Вот мы с вами и на месте. Здесь находится турбаза Хрустальная. Мне дали для вас маршруты — их 4, значит, мы разделимся на 4 группы, и каждая пойдет своим маршрутом. Командир получит карту. Каждый турист должен найти памятную вещь - они лежат на модулях, брать можно не больше 1 находки. Эти находки помогут нам оформить карту нашего края. Чтобы не было столкновений, переходить с пункта на пункт будем по свистку. Встретятся трудности -помогайте друг другу. Счастливого пути - встретимся здесь на турбазе.
I «Гора». Лазание по гимнастической стенке переходя с пролета на пролет по
диагонали.
Находки: минералы — каменный уголь, слюда, 'асбест, железная руда, горный
хрусталь.
II «Река». Ходьба по гимнастической скамье, неся мяч за головой. Находки: картинки - окунь, лягушка, утка, бобр.
III «Лесная тропа и овраг». Проползание под дугой, перелезание через бревно боком, подтянувшись на кольцах запрыгнуть в сухой бассейн (овраг) Находки: картинки - деревья: ель, береза, сосна, животные: рысь, медведь, белка, лось.
IV «Болото» Ползание по пластунски под воротиками (трясина), прыжки с батута
на батут (кочки)
Находки: торф, картинки - кулик, рогоз, клюква.
Давайте посидим у палатки и отдохнем после дальнего похода. Я вижу что каждый что-то нашел в походе. Хочется поскорей отметить на карте ваши находки. Команда ..... подойдите, положите находки на стол и соответствующими топознаками сделайте отметку на карте (так же другие команды). Ребята посмотрите на карту, что мы можем сказать о крае в котором живем? (Наш край Урал очень богат). И какой же поход обойдется без песни у костра. Беритесь за руки (Дети идут змейкой по залу за педагогом, исполняя песню «Уральский хоровод»).
Комментарии пользователей