План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в средней группе с детьми с ОНР I уровня
Тема: «На полянке» (по сюжету сказки Н.Павловой «Земляничка»).
Авторы: Шерстобитова Светлана Юрьевна (учитель - логопед), Джунусова Айгуль Мухаметьяновна (инструктор по физической культуре), Салеева Елена Ивановна (музыкальный руководитель). Место работы: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» с. Кинель-Черкассы им. Героя Советского Союза Елисова Павла Александровича муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области «структурное подразделение детский сад «Аленушка». Ключевые слова: коррекционная интегрированная НОД, логика образовательной деятельности, сюжет сказки Н.Павловой «Земляничка». Аннотация: НОД проводится с группой детей дошкольного возраста 4 лет по сюжету сказки Н.Павловой «Земляничка». Во время проведения НОД, мы знакомим детей с окружающим, воспитываем чуткое отношение к живому миру, закрепляем навык ведения одностороннего диалога, развиваем навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослым в ходе игры. НОД включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования. Данный конспект может быть использован в работе учителей - логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».
Этап обучения: основной
Форма познавательной деятельности детей: непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей, подгрупповая. Технологии обучения: личностно-ориентированная, игровая, информационно - коммуникационная, здоровьесберегающая, технология интегрированного занятия. Цель занятия: Развитие активной подражательной речи, развитие артикуляционной моторики, ознакомление детей с содержанием сказки «Земляничка» Н. Павловой.
(Содержание коррекционной работы, соответствующее индивидуальному маршруту). Коррекционно-образовательные задачи:
• Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
• Учить по инструкции взрослого узнавать и правильно показывать картинки соответственно заданию.
• Закреплять навык ведения одностороннего диалога (учитель-логопед задает вопрос по содержанию предметных картинок, а ребенок жестом отвечает на него).
• Развивать умение разыгрывать сказку с помощью настольного театра.
• Учить называть собственные имена.
• Учить подражать голосам животных, птиц, насекомых. Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать артикуляционную моторику.
• Закреплять четкую артикуляцию звуков [а, у, о, и, э, ы ,б]; умение произносить звуковые дорожки.
• Развивать мелкую моторику и координацию движений пальцев рук в процессе манипуляции с пластилиновыми фигурками.
• Вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.
• Развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи.
• Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие.
• Развивать и совершенствовать ритмическое чувство.
• Формировать умение с помощью мимики выражать эмоциональное состояние.
• Развивать восприятие, воображение, мышление, память.
• Развивать общую координацию движений. Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать познавательный интерес.
• Воспитывать положительную мотивацию к НОД.
• Развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и со взрослым в ходе игры.
• Формировать навыки сотрудничества.
• Воспитывать чуткое отношение к живому миру. Способы включения ребенка в деятельность: игровая мотивация, чтение сказки, вопросы к детям, физкультминутка, практическая деятельность детей, индивидуальный подход. Методы и приемы: практические, словесные, наглядные. Материалы и оборудование: «камни» (бумажные, цветные геометрические фигуры: белый круг, синий овал, красный прямоугольник, зеленый квадрат), мягкие игрушки - земляничка, пчелка, картинки-символы звуков (по Фомичевой М.Ф. - Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.-Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М.: Просвещение, 1989. — 239 с.: ил.), ноутбук (на экране анимационная картинка к иллюстрации сказки Н.Павловой «Земляничка»), аудиозапись звуков леса (поляны), птичка бумажная на ниточке, композиция из пластилина (персонажи сказки Н.Павловой «Земляничка»), зеркало, пособие Шишкиной Н.А. «Мои первые слова» (сайт http://chudologoped.ru/knigi/) , пианино, аудиоприложение к конспектам музыкальных занятий для младшей и средней групп по учебной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (мелодии для «роста ягоды», пчелки, комара, птички, лягушки, мышки, змеи). Предварительная работа: прослушивание сказки Н. Павловой «Земляничка», рассматривание иллюстраций к сказке, рассматривание иллюстраций, д/и «Какого цвета?», «Кто спрятался?», индивидуальная работа, лепка из пластилина.
Виды деятельности / Формы и методы организации совместной деятельности
- Игровая / Дидактические игры: игры-инсценировки с предметами (с пластилиновыми предметами-персонажами из сказки).
- Коммуникативная / Ситуативный разговор, вопросы, театрализованная игра с пластилиновыми предметами, речевая ситуация.
- Познавательно-исследовательская / Решение занимательных задач, проблемных ситуаций (найти геометрическую фигуру, определить общее в фигурах); просмотр анимационной картинки по сюжету сказки;
проговаривание гласных и согласных звуков с помощью звукоподражательных картинок.
Двигательная (физминутка) / Игры-имитации (персонажей сказки).
Изобразительная / Манипуляции с пластилиновыми предметами.
Восприятие (художественной литературы и фольклора) / Обсуждение сказки, ситуативный разговор с детьми.
Музыкальная / Распевки гласных звуков, звуко-подражательные слова.
Прогнозируемый результат (формируемые компетентности) от НОД
- социальная компетентность: проявляет интерес к сверстникам и взрослым, реагирует на их эмоциональное состояние;
включается в решение проблем;
- коммуникативная компетентность: использует речь, мимику и жесты при выражении желаний и чувств, откликается на вопросы и предложения взрослого;
- подражает действиям взрослого;
- инициирует общение;
- деятельностная компетентность: ребенок делает выбор и самостоятельно осуществляет действия;
- реализует задуманное, радуется процессу и результату;
- здоровьесберегающая компетентность: ребенок охотно выполняет движения имитационного характера;
- участвует в подвижных играх, чувствует себя полным сил;
- информационная компетентность: ребенок проявляет признаки интереса, любопытства;
- обращается к взрослому, как источнику информации; показывает гордость и удовольствие после выполненного задания;
- умеет анализировать свое настроение, эмоционально реагирует на результаты собственной деятельности;
- умеет сотрудничать с другим ребенком и взрослым во время деятельности.
Логика образовательной деятельности
Деятельность учителя (логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя) / Деятельность
воспитанников / Ожидаемый результат
1. Организационный этап
Задачи: закреплять у ребенка представления о себе,
мотивировать детей на включение в игровую ситуацию,
развивать творческое воображение через умение различать форму и цвет,
выработать чувство равновесия, устойчивости. Учитель-логопед:
- Здравствуйте. Меня зовут Светлана Юрьевна.
- Как тебя зовут? (Просит у детей назвать их имена.)
- Кто это? (Спрашивает у другого ребенка). Дети по слогам называют имена (свои и чужие)
(Са- ша, Ми- ша) Правильно произносят количество слогов в слове – имени.
Физ. инструктор:
- Сейчас мы с вами отправимся «на веселую полянку» и вспомним кто там живет и что растет. Прежде чем попасть на полянку нужно пройти по камням, чтобы «не упасть в ручей». (На полу разложены «камни»- разноцветные геометрические фигуры из бумаги. Ходьба по «камням», расположенным на расстоянии 15см один от другого.)
1.Физ.инструктор называет ребенку цвет и название геометрической фигуры, на которую нужно наступить одной ногой, затем называет след. цветную фигуру, ребенок наступает на нее второй ногой: на белый круг и синий овал, на красный прямоугольник и зеленый квадрат.
2. - Молодцы! Соберите похожие по форме «камни». (Дайте мне)
- Какие камни «дружат»?
- Чем они похожи?
1. Дети аккуратно наступают на фигуры.
2. Дети указывают на круг и овал, квадрат и треугольник.
Жестами показывают на углы.
Дети распознают цвет и форму. Во время движения сохраняют равновесие.
Усваивают цвет и форму. Умеют обобщать (прямолинейные и кругообразные формы).
2 Основная часть.
Задачи:
вспомнить содержание сказки Н. Павловой «Земляничка»;
формировать умение отвечать на вопросы взрослого;
активизировать слуховое внимания ребенка;
вырабатывать четкие координированные движения во взаимо-связи с речью;
развивать мелодико – интонационные и просодические компоненты речи;
формировать умение считать звуки от 1 до 3 (хлопки), отвечать на вопрос «сколько?»
тренировать подвижность органов артикуляционного аппарата;
развивать сильный, плавный, направленный выдох;
формировать умение произносить гласные звуки, согласный звук [б], слоги; звукоподражательные слова.
развивать общую координацию движений,
развивать ориентацию в пространстве,
развивать мелкую моторику,
пополнять пассивный словарь, вызывать
Рефлексия
Задачи:
физической рефлексии:
формировать своевременность выполнения заданий (успел – не успел);
сенсорной рефлексии:
формировать ощущения самочувствие: (комфортно дискомфортно);
интеллектуальной рефлексии:
развивать осознание собственной деятельности у ребенка
(что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
коммуникативной рефлексии:
формировать навык сотрудничества (умение слышать ответы другого ребенка).
Учитель-логопед:
- Мы с вами пришли «на полянку». (На полу расположена мягкая игрушка земляника). Обращает внимание на ягодку.
1.Вспоминает с детьми ее название («земляника»- ласково «земляничка»).
Растет на земле.
- Где растет земляника?
(на земле)
2.Муз. руководитель:
- Давайте позовем сюда пчелку.
- Споем «А а», «Уу»
( с помощью «звуковых карточек»)
3.Учитель- логопед
– Давайте выполним артикуляционную зарядку. Сколько раз хлопну в ладоши столько раз сделать упражнение.
(Упр. «Хоботок» -2 раза, «Лопатка» 3 раза, "Вкусное варенье» 1 раз)
4. На полянку прилетела птичка.
- Подуйте на птичку, чтобы она «полетела». ( Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой).
5. Предлагает чтение звуковых дорожек в брошюре «Мои первые слова» (пособие Шишкиной Н.А.)
6. Привлекает внимание к экрану ноутбука. (На экране анимационная сюжетная картинка «На полянке»)
- Что вы видите?
- Это зе- мля- ни- ка (повторите).
Физминутка. Проводит физ. инструктор совместно с муз.руководителем. (выполнение движений под музыку)
- Как растет ягодка?
- Как кричит комар? (Ззз).
Полетим, как комарики (бег).
- Кто прилетела на полянку и села на дерево? Это пти – чка (повторите). Полетели как птичка. Как она кричит? (Чик-чик)
-Кто прибежал на полянку? Это мы – шка (повторите). Бежим как мышка.
- Как кричит мышка? (Пипи)
- Кто прыгает? Это ля – гу – шка (повторите) Прыгаем, как лягушка.
- Как кричит лягушка (Ква).
- Кто ползет? Это зме-я. (повторите)
- Как шипит змея? (Шшш)
7. Проводит учитель – логопед. - Давайте, подойдем к пластилиновой полянке.
- Дети, спрячьте птичку, мышку, лягушку, змею так, как написано в сказке. (Птичку «посадить» на дерево, мышку в норку, лягушку под листок земляники, змею – под корень дерева).
Учитель - логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель:
- Наше путешествие закончилось. Вам понравилось на полянке? (Да)
- Кто был на полянке? ( Птичка, мышка, змея, комар)
- А кто самый «главный» в этой сказке? (Земляничка)
- Что вы делали на полянке? (Слушали, наблюдали за всеми, пели, играли, бегали, читали)
- Что было трудно выполнить? (Читать, повторять)
- Вы все сделали? Вы молодцы? (Да). Саша скажи: «Я мо - ло - дец». Миша скажи: «Я мо - ло - дец».
1. Понимают и отвечают жестами, произносят первые слоги слов.
2. «Считывают» и поют вместе с муз. руководителем сопряжено, затем отраженно.
3. Дети выполняют артикуляционные упражнения.
4. Дети выполняют упражнения.
5. Дети «считывают» картинки и произносят звуковые сочетания: «ЭА, ЭУ, ЭО, ЭЫ, БА, БУ, БО, БЫ,БЭ».
6. Сопряженное повторение слова по слогам.
Изображают:
рост ягоды в движениях (сели на корточки, вытянули руки вверх, медленно выпрямляют тело); полет комара (бег);
полет птички (бег и имитирование взмаха крыльев - движения руками, согнутыми в локтях – вверх и вниз);
мышку (бег на носочках);
лягушку (прыжки на двух ногах, руки на поясе);
змею (ходьба на пятках с вытянутыми руками вперед, с сомкнутыми впереди ладошками)
7.Дети выполняют задания, манипулируют с мелкими предметами самостоятельно.
Отвечают словами, первыми слогами слов, звукоподражательными словами, мимикой, жестами.
1.Понимают и выполняют инструкции, возгласами проявляют интерес к деятельности.
2.Произносят сопряженно, затем отраженно. Поют «Ау» самостоятельно.
3.Умеют считать (про себя) от 1 до 3.
Выполняют движения в полном объеме в заданном темпе;
умеют переключаться от одного движения к другому;
удерживают речевые органы в заданном положении.
4. Дуют сквозь губы, вытянутые трубочкой. Напряжены круговые мышцы рта.
Не надувают щек, дуют сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперед губы, образующие посередине круглое «окошечко».
Сдувают «птичку».
5.Самостоятельно произносят звуковые дорожки гласных звуков.
Сопряженно произносят звуковые дорожки с согласными звуками и гласными. 6.Сопряженное повторение слова по слогам.
Самостоятельно произносят звукоподражательные слова. Совершают
активные движения разведенными в стороны руками вверх-вниз.
Выполняют волнообразные движения руками, сложив ладошки перед собой.
Бегают на носочках.
Прыгают на двух ногах.
7.Понимают значение предлогов «на», «под», «в».
Умеют удерживать (захватывать) предмет тремя пальцами.
Правильно произносят двухсложные слова.
Приложение
Артикуляционные упражнения:
1. «Хоботок (Трубочка»). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой. 2. «Лопатка» Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.3. «Вкусное варенье».Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
Содержание сказки Н.Павловой «Земляничка»
«Светит солнышко. На поляне созрела ягодка земляничка. Увидал ее комар и запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!» Услышала комара птичка, полетела на поляну. Хочет съесть земляничку. Услышала комара мышка, побежала на поляну. Хочет съесть земляничку. Услышала комара лягушка, поскакала на поляну. Хочет съесть земляничку. Услышала комара змея, поползла на поляну. Хочет съесть земляничку. Набежала на солнышко туча. Увидел ее комар и запищал: «Дождь пойдет: мокрый, холодный!» Услышала комара птичка - скорей на дерево. Услышала комара мышка - скорей в норку. Услышала комара лягушка - скорей под листок. Услышала комара змея - скорей под корень. А ягодка земляничка под дождем купается да радуется, что ее никто не тронул».
Список литературы и ссылки:
Баряева Л.Б., Вечканова И.Г., Загребаева Е.В., Зарин А.П. Театральные игры – занятия СПб., 2001.
Павлова Н.М. сказка «Земляничка»,
Интернет – ресурсы: сайт http://www.chudologoped.ru/ Шишкина Н.А., пособие «Мои первые слова»
Комментарии пользователей