Почти 20 лет я работаю в системе дошкольного образования, занимаюсь с детьми, имеющими особые образовательные потребности, те или иные ограниченные возможности здоровья, в частности тяжёлые нарушения речи. Последнее время всё чаще слышу от коллег и родителей воспитанников, что детей сложно чем-либо заинтересовать. Отчасти, действительно, современных детей очень трудно чем-то удивить, поскольку они живут в век развитых технологий, которые постепенно включаются в систему образования, способствуя её дальнейшей модернизации. Тем не менее, найти индивидуальный подход, увлечь ребёнка под силу каждому взрослому, будь то педагог или родитель, владеющий некоторым багажом знаний, наделённый способностями и желанием их воплощать.
Каждый педагог, независимо от профиля своей работы, понимает, что фундаментом любой образовательной деятельности являются накопленные знания (методики обучения, воспитания и развития). Однако, для того чтобы возвысилось прочное строение, одного фундамента недостаточно. Нужны крепки несущие опоры, таковыми, на мой взгляд, являются средства обучения, воспитания и развития. Развивающая предметно пространственная среда – неотъемлемое условие успешной реализации воспитательно -образовательного процесса и коррекционно – развивающей работы. ФГОС ДО и СанПиН подробно рассказывают нам о всех необходимых требованиях к организации и содержанию предметно пространственной среды. Остановлюсь немного на выборе педагогом средств обучения, от которого во многом зависит результативность последнего. Поскольку средства обучения могут выступать в качестве носителя (источника) информации, так и быть инструментом деятельности по усвоению информации. Эффективность любой деятельности, в том числе и коррекционно – развивающей работы, во многом зависит от осознанного участия, то есть желания ребёнка, его познавательной активности. Возвращаясь к вопросу о заинтересованности детей, следует упомянуть ведущий вид деятельности дошкольников, которым является игра. В игре ребёнок чувствует себя непринуждённо, это привычная для него ситуация. Именно поэтому игра служит источником не только развития, но и обучения ребёнка. В игре он накапливает знания об окружающем его мире, овладевает навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми. В дошкольном образовании вся педагогическая работа построена на игровых приёмах с использованием соответствующих стимульных игровых материалов, подбор которых осуществляется с учётом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей развития детей.
В настоящее время у педагогов не возникает трудностей в поиске средств обучения. Современная индустрия производит большое количество самых разнообразных пособий. Кроме того, практически каждый педагог применяет свои авторские пособия, разработанные или адаптированные им самостоятельно, на основе личного практического опыта. В моём арсенале тоже есть подобные пособия, которые я использую в логопедической практике. Думаю, что все знакомы с числовым кубиком, имеют о нем представление и хоть раз играли с ним в настольно – печатные игры. Но не все догадываются об универсальности и вариативности его применения в логопедической работе с детьми. В качестве примера приведу несколько игр. Но прежде расскажу, что с помощью данного игрового средства легко наладить контакт с ребёнком в процессе индивидуальной, парной или групповой совместной образовательной деятельности. В зависимости от возраста детей, формы и места проведения занятий, величина кубика может варьироваться. Кубики среднего размера я делаю из пластмассового конструктора, а большого – из мягких (моющихся) модулей. Числовые изображения наклеиваются на грани кубика с помощью пленки (бумаги) на клейкой основе. Их тоже можно варьировать и менять по цвету и расположению, способствуя развитию у детей внимания. Числовой кубик легко интегрируется в любую образовательную деятельность, в зависимости от поставленной педагогом цели и решаемых задач. Так, например, на первоначальном этапе работы, когда знакомим ребёнка с понятием «звук», учим воспроизводить звуки, различать и соотносить, можно предложить игры с числовым кубиком. Хлопни в ладоши столько раз, сколько выпадет на кубике. Мяукни как котёнок, столько раз, сколько покажет кубик…и т.п. При этом, если ребёнку сложно воспроизводить звуки на слух, он может нажимать на числовое изображение кубика как на кнопочки. Весьма успешно применять данное пособие при автоматизации звуков в слогах и словах. В данном случае ребёнку предлагается повторить заданный слог или слово столько раз, сколько «скажет» кубик. Дети всегда с удовольствием включаются в работу, ведь они не только играют, но и сами принимают непосредственное участие, выбирают, подбрасывая, катая или доставая из мешка числовой кубик. Неоценимую помощь числовой кубик оказывает при овладении навыками согласования существительных с количественными числительными. Кроме того, данное пособие применяется в работе по активизации словаря детей, когда им предлагается назвать или подобрать слова. Например, брось кубик и узнай, сколько нужно назвать овощей. Кубик бросаем, какой помидор называем… Помимо прочего, числовой кубик можно использовать, работая над слоговой структурой слова, развивая навыки слогового анализа и синтеза (делить слова на слоги, подбирать слова с заданным количеством слогов), звуко – буквенного анализа и синтеза (подбирать слова с заданным количеством звуков, букв; называть их по порядку, определяя позицию в слове), лексико – синтаксического анализа и синтеза (распространять и составлять простые предложения, определять порядок слов в предложении).
Исходя из сказанного выше, видно, что данное пособие легко включается в различные направления логопедической работы, сочетается с различными методами обучения, будь то словесные игры, практические способы овладения или игры с картинным материалом. Широта применения данного пособия зависит только от креативности самого педагога, каждый из нас сможет добавить что то своё, исходя из решаемых образовательных задач.
Комментарии пользователей