Цели занятия:
· Коррекционно-образовательные:
Закреплять правильное произношение звука ч, в слогах, словах и предложениях. Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, анализа предложений, чтения. Упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Продолжать учить детей заканчивать слово одним звуком или одним слогом.
· Коррекционно-развивающие:
Развивать зрительное внимание. Артикуляционную, общую и мелкую моторику. Развивать фонематическое восприятие.
· Коррекционно-воспитательные:
Формировать взаимопонимание, самостоятельность, доброжелательность, чувство взаимопомощи, инициативность, умение работать в коллективе.
Оборудование: предметные картинки на заданный звук, слоги, слова, кубики, домики, звуковые схемы, пеналы с карандашами, ножницы, контуры букв по количеству детей.
1. Организационный момент
Логопед обращается к детям: Проходите не стесняйтесь, рядом все располагайтесь.
Логопед проводит психологический этюд «Ласковушка».
Л: Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне тут подружиться?
Здравствуйте, милые дети!
Вы всех прекрасней на свете!
Вот таких хороших, да прихожих я приглашаю в волшебный лес, где полно сказок и чудес. Вы согласны?
Дети: Да!
Л: Вот мы с вами поздоровались, но и наши пальчики, тоже хотят поприветствовать друг друга.
Логопед проводит пальчиковую игру:
Упражнение 1. Большие пальцы постукивают друг о друга, потом указательные, потом средние, безымянные и мизинцы.
Здравствуй, брат!
Здравствуй, брат!
Я братишке, тоже рад! Привет! (Повторить два раза)
Упражнение 2.
Были маленькие мы (Пальцы согнуть, прижать к ладоням)
Стали вдруг большие (Расправить пальцы, как можно шире)
Шалунишки, шалуны (Движение фонариком)
А дружные какие! (Сцепляем пальцы обеих рук)
Л: А вы дети дружные? Добрые?
Дети: Да!
Л: От вашей доброты, будет многое зависеть, она нам пригодится.
Логопед проводит психогимнастическую игру «Зарядимся добротой».
Л: Давайте перед дальней дорогой, ощутим теплоту, доброту друг друга. Закроем глаза и представим, как теплота распространяется по всему телу. А теперь откроем глаза и постараемся передать тепло соседу с помощью наших ладошек, наши ладошки соприкасаются, тепло и доброта разливается. Пусть доброта останется с нами навсегда.
2. Основная часть
Л: Вы еще не забыли, что я Вас пригласила в путешествие. Подумайте, и скажите, на чем можно путешествовать?
Дети: На машине, мотоцикле, на лодке, на воздушном шаре, самолете, поезде, на лошадке, на велосипеде.
Л: А я вас приглашаю отправится в путь на ковре -самолете.
На ковер прошу садиться
И удобно разместиться
Дети удобно располагаются на ковре
Л: Произнесем волшебные слова: «Крибли, крабли, бумс…». Крепко зажмурили глаза и …
Звучит фонограмма ветра.
Л: Один, два, три, четыре, пять
Глаза вам можно открывать»
Вот мы с вами на лесной полянке, в волшебном лесу.
Встали, потянулись, друг другу улыбнулись!
Звучит фонограмма звуков леса, природы.
Л: Только в лесу очутились
Как комары появились
Руки вверх – хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой.
Л: Ой, ребята, посмотрите, что за домик спрятался в траве, как вы думаете, кто в нем живет? Загадка поможет вам угадать:
С ветки на тропинку
С травки на былинку,
Прыгает пружинка, зеленая спинка. (Кузнечик)
Л: Правильно, мы в гостях у кузнечика. Но его почему-то нет дома. Подождем хозяина, сядем на стульчики. Ого, наш кузнечик, оказывается художник, совсем как Петя – петушок, который любил рисовать красками, в мультфильме, который мы вместе смотрели. Но, что-то, или кто-то помешал ему, закончить работу. Интересно, что же он хотел нарисовать?
На интерактивной доске появляются картинки: цветок, солнце, ножницы, цыпленок.
Дети: Он хотел нарисовать цветок, солнце, ножницы, цыпленка.
Л: Дети, чего не хватает в изображение цветка? (Лепестков)
У солнца чего не хватает? (Лучей)
У ножниц чего не хватает? (Колец)
А что не успел нарисовать кузнечик цыпленку? Чего не хватает ему? (Клюва и хвостика.)
— А какой звук повторяется во всех этих словах (Цветок, солнце, ножницы, цыпленок)
Дети: Звук «ц».
Л: Дети, давайте, сделаем подарок кузнечику, дорисуем его рисунки, картинки.
Дети за столами выполняют это задание, повторяют изученный звук «ц».
Л: Хозяин кузнечик, все не идет, но мы не будем скучать, а попробуем его любимую песенку угадать Может эта…
Звучит фонограмма «В траве сидел кузнечик».
Л: Нет, не эта. Может эта?
Звучит фонограмма «И тогда наверняка, вдруг запляшут облака, и кузнечик запиликает на скрипке».
Л: Нет, не эта.
— И все-таки любимая песенка у кузнечика такая, легкая и простая.
Звук ч – ч – ч – ч – ч.
Логопед организует проговаривание звука хором и индивидуально, тихо, громко, медленно, умеренно, быстро, беззвучно.
Л: Услышал кузнечик свою любимую песенку, скорее домой поторопился, но он вдруг заблудился в пути. Поможем ему дорогу домой найти?
Дети: Да!
Л: В этом нам помогут звуковые дорожки. Скачет кузнечик, с кочки на кочку, как наши пальчики, и песенку свою любимую поет.
Дети выполняют задание индивидуально за столами, по карточкам «звуковые дорожки». Появляется кузнечик, здоровается с детьми и раздает детям свой портрет.
Л: Послушай, посмотри кузнечик, правильно ли мы произносим твою любимую песенку.
Логопед объясняет особенности произношения звука «ч».
Л: Этот звук согласный, при его произношении есть преграда на пути, мягкий, твердым не бывает, глухой, горлышко, не дрожит. Когда мы его произносим, губы вытягиваются вперед, язычок поднимается вверх и опускается вниз, воздушная струя теплая, толчкообразная, взрывная.
Л: Все что мы сказали о звуке ч», можно еще и показать, и в этом нам помогут символы-карточки.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Л: От радости, кузнечик стал прыгать и распевать свою песенку. Ну и мы вместе с ним. Вот ребятки встали, и новое упражнение всем показали.
Руки согните в локтях и прыгаем на месте: вверх – вдох через нос, приседаем на выдох, через рот, на выдохе произносим звук ч – ч – ч – ч.
Затем дети выполняет упражнение на совершенствование фонематического слуха.
Л: Ваши ушки на макушки, слушаете внимательно, как услышите звук, хлопайте обязательно:
Логопед произносит слова «чаша, печь, сирень, мяч, площадка, щека, червяк, петь, щетка, пирог, часы», дети хлопают в нужный момент в ладоши.
Л: Молодцы, ребятки, вы научились хорошо слышать этот звук. А вот сможете ли вы чистоговорку для кузнечика сказать.
Дети: Да!
Че – че – че – пыль у муравьишке на плече,
Чу – чу – чу – искупать его хочу,
Чи – чи – чи – тихо, муравьишка не ворчи
Ча – ча – ча – ведь вода не горяча.
Л: Вспомнили, в каком мультфильме жил Муравьишка, и как ему помог кузнечик вернуться домой. Правильно, «Муравьишка – Хвастунишка».
Л: Кузнечик, предлагает вам поиграть, вам необходимо, слово его угадать.
На доске появляются картинки: мяч, часы, черепаха, чемодан, чайник, ключ.
В этом слове первый звук ч, а последний ы, это слово…часы.
В этом слове первый звук м, а последний ч, это слово… мяч.
В этом слове первый звук ч, а последний звук а, это слово…черепаха
В этом слове первый звук ч, а последний н, это слово…чемодан
В этом слове первый звук ч, а последний звук к, это слово… чайник.
В этом слове первый звук к, а последний ч, это слово … ключ.
Л: Ой, ребятки, беда, это слово «рассыпалось».
Ч, а, ш, к, а, угадали слово?
Дети: Да!
Л: Обозначим это слово фишками.
Один ребенок выполняет около доски. Логопед задает дополнительные вопросы:
· Сколько звуков в этом слове?
· Сколько согласных звуков в этом слове?
· Сколько гласных звуков?
· Сколько твердых согласных в этом слове?
· Сколько мягких согласных в этом слове?
· Сколько в этом слове слогов?
· Какая буква ударная?
Л: Умники, молодцы, отлично справились с этим заданием!
Проведение динамической паузы. Звучит фонограмма песенки из мультфильма «Чунга – Чанга».
Чок, чок, каблучок!
В танце кружится сверчок,
А кузнечик, без ошибки,
Исполняет вальс на скрипке,
Крылья бабочки мелькают,
С муравьем она порхает,
Под веселый чок, чок, чок,
Лихо пляшет паучок.
Звонко хлопают ладошки, все устали наши ножки.
Л: На полянке мы легли, и сказали всем: «Замри!», солнечный зайчик, в гости приходи! Пальцы рук почувствовали легкое тепло, выше поднимается к плечикам оно. Прыгнул зайчик в ножки, стал коленки греть, ножкам хорошо, так хочется взлететь. Вот погрел он ножки, притронулся к спине. Плечики согрелись, как приятно мне. Шейку зайка греет, щечки, ушки, нос. Добрую улыбку зайчик нам принес!
Л: Кого мы еще можем встретить на нашей лесной полянке?
Дети: Волка, лису, белку, бобра, оленя…
Л: А можем мы встретить носорога? Почему?
Логопед продолжает рассказ, используя изображения на интерактивной доске.
Л: Вы послушайте, ребятки, одну интересную историю, сказку, которая случилось здесь. И кузнечик тоже с большим удовольствием посмотрит и послушает.
На полянке, возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг, откуда не возьмись, появился большой, бурый, лохматый медведь и спрашивает грозным голосом:» Что ты делаешь в моих владениях? — «Грибочки собираю, для папочки и мамочки» — ответила девочка. «Кто тебе разрешил? Вот заберу к себе в берлогу, будешь играть с моим сыночком». Сказал так медведь, да и так и сделал. Посадил Маннечку к себе на плечи и понес к себе домой.
Логопед объявляет игру «Доскажи словечко».
Л: А Манечка умная была, стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у нее были. Если закончите слово одним слогом (чек), то узнаете, какими предметами отмечала Манечка дорогу, по которой ее нес медведь
Плато…чек, фарту…чек, значо…чек, носо…чек, поясо…чек, крючо чек.
Дошел медведь до своей берлоги. Медвежонок сидит, ревет, есть просит. Жалко стало Манечке маленького Мишку, замесила она тесто, печь истопила, испекла вкусные пирожки.
Логопед проводит пальчиковую игру.
Л: Мы тоже маленькой девочке поможем, замесим тесто для пирожков.
Мы тесто месили, мы тесто месили.
Нас тщательно все промесить попросили,
Но сколько не месим, но сколько не мнем
Комочки опять и опять достаем.
Поел и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала она вымыла большую миску, о потом маленькую … (мисочку), сначала большую чашку, а потом маленькую … (чашечку), сначала большую ложку, а потом маленькую … (ложечку). Поправила сначала большую подушку, а потом маленькую … (подушечку), сначала большую простынку, а потом маленькую … (простыночку). Поставила на полку большую корзину, а потом маленькую … (корзиночку). Она отодвинула большую лавку, а потом маленькую … (лавочку).
Пришел медведь домой, смотрит, в берлоге чистота, красота, и порядок. Говорит медведь: «Отпустил бы я тебя домой, да только некому будет за моим медвежонком присматривать».
Тут летела мимо сорока, услыхала она слова медведя и застрекотала: «Ничего да ты не знаешь, бурый медведь, а в нашем лесочке, на лесной полянке, открылся детский сад, для лесных зверят! Медведь говорит тогда Манечке: «Ну что же отведи Мишутку в детский, лесной сад, а сама иди домой, если дорогу сама найдешь, а не найдешь, ко мне возвращайся, у меня жить будешь!».
Л: Отвела Манечка медвежонка в детский сад для зверят и задумалась, как бы ей домой вернуться. Поможем ей?
Дети: Да!
Л: Ей помогут предметы, которые она бросала, вспомните их.
Дети: Платочек, носочек, поясочек, фартучек, крючочек, значочек.
Л: Вернулась девочка Манечка домой, да и нам пора возвращаться в детский сад. На ковер прошу садиться и удобно разместиться.
Скажем волшебные слова: «Крибли – крабли – бумс!», крепко зажмурили глаза.
Вот, мы и дома УРА! Звучит фонограмма ветра.
Анализ образа буквы «Ч».
Л: Вот и время пришлось потрудиться,
За столы прошу садиться.
За работу, друзья мои!
С каким новым звуком мы познакомились в волшебном лесу?
Дети: «Ч».
Л: Звуки мы слышим и говорим, но не видим, поэтому люди придумали буквы. Вы умеете читать?
Дети: Да!
Л: Тогда прочтите «Мы уже читаем!». Первой букве в слове ЧТЕНИЕ, мое почтение.
Демонстрация буквы Ч.
Л: На что похожа буква Ч?
Ч – вы правильно решили, пишут также, как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Путать буквы нам нельзя.
Логопед проводит показ вырезанной из бумаги буквы и спрашивает, сколько элементов в букве:
Дети: Два!
Л: Какие это элементы?
Дети: Крючок и палочка.
Л: Давайте разрежем букву на составляющие элементы, сколько элементов получилось, какие они? Предлагаю собрать из образовавшихся элементов букву Ч.
3. Заключительная часть
Закрепление образа буквы с помощью игры «Прятки»
Л: На чем катался Емеля, в сказке «По щучьему веленью»? Где спряталась буква Ч, в слове ПЕЧКА, в начале слова, середине, или конце? Необходимо на схеме отметить ее.
Дети отмечают букву «Ч» на схеме.
Л: Буквы можно напечатать, вылепить, сложить из конструктора, из веревочки, нарисовать. А мы выложим букву с помощью тыквенных семечек, украсим буквой чайную чашку, будем чай пить, гостей угощать, букву «Ч» запоминать.
Дети выполняют и заканчивают работу в свободной деятельности.
4. Подведение итогов:
Л: С каким звуком мы сегодня познакомились? Какие задания выполняли? Что вы больше всего запомнили? Что вы расскажите своим родителям? Всем спасибо!
Комментарии пользователей