Работа педагогического коллектива образовательного учреждения по социальной адаптации воспитанников
Работа педагогического коллектива образовательного учреждения по социальной адаптации воспитанников
Опубликовано: 13 октября 2024 Автор:
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии Зарецкой Галины Васильевны, зам. директора муниципальной специальной (коррекционной) начальной школы-детского сада 5-8 вида.
МСОУ – специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад, действует в г.Мытищи в течение 10 лет. Все эти годы учреждение постоянно развивалось, качественно изменялось и в настоящее время мы можем говорить о том, что система помощи детям с отклонениями в развитии в МСОУ построена правильно и даёт положительные результаты. Кроме того, начальная школа-детский сад стал очень популярен. К нам часто обращаются родители с детьми не только в г.Мытищи, но и из соседних районов.
Структура
В 7-ми группах МСОУ воспитываются, обучаются и получают коррекционную помощь 56 детей 3-14 летнего возраста. Большинство детей, посещающих учреждение, имеют сложные дефекты развития и всю свою жизнь будут нуждаться в опеке, поэтому изначально перед нами стоит задача максимально облегчить жизнь каждой семьи, в которой живёт наш воспитанник.
Работа с родителями
Режим работы – пятидневная неделя (с 7.00 до 19.00). таким образом, родители, каждый день отводя к нам ребёнка, могут заниматься трудовой деятельностью, чувствовать себя полноценными членами общества, а вечером вновь встретиться с ребёнком, выслушать от педагогов рекомендации, отзывы об успехах сына или дочери. Мы часто привлекаем родителей к участию в жизни группы, которую посещает ребёнок, приглашаем их на мероприятия, чтобы они могли гордиться своим ребёнком (это праздники, выставки, дни рождения).
Если родители могут гордиться своим ребёнком, это означает, что мы оздоравливаем состояние семьи и общества.
Самоуважение к себе является результатом успеха, поэтому у детей культивируется состояние успеха, если другой ребёнок быстрее выполнил какое-либо задание, его обязательно похвалит воспитатель, но и у последнего по скорости найдётся тот штришок, на который обязательно обратят внимание и похвалят.
Дошкольники
В дошкольном отделении принцип построения групп – смешанный. В этом году мы выпустили в общеобразовательную школу 6 человек из десяти, изначально имеющих нарушения интеллектуального, речевого и психомоторного развития, ДЦП, РДА. Основная деятельность ребёнка в дошкольном возрасте – игра, но мы ищем и другие эффективные направления работы с детьми. Очень большую роль в эмоциональном развитии сыграл фольклор. Воспитатель научила детей любить народное творчество, петь и выполнять движения из народных танцев, выступали перед родителями, а позднее на сцене городского Дворца культуры. Педагоги, наряду с программными требованиями, постоянно привлекали детей к общению, взаимопомощи, сосуществованию друг с другом, тем самым создавая коллектив, где каждый ребёнок имеет свои достоинства и ведёт за собой. Мы не ориентируемся на дефект, а ищем сильные стороны для развития, постепенно и параллельно переходя к коррекционной работе. Сейчас наши выпускники пошли в школы города. Их родители приходят к нам, звонят рассказывая об успехах или проблемах, благодарят педагогов МСОУ за ребёнка.
Школа
В школьном звене МСОУ остаются дети со значительным снижением интеллекта и другими нарушениями развития. В 2007-08 учебном году у нас сформированы 4 класса начальной школы. Педагоги используют программу обучения и воспитания коррекционной школы 8 вида. Усвоение программы идёт замедленно, поэтому учитель-дефектолог,-логопед в индивидуальной работе использует материал урока, закрепляя и расширяя знания по теме.
Мы отказались от оценки. Стимулом является не пятёрка , а поощрение учителя за каждое маленькое достижение. Вместо табеля каждый педагог пишет характеристику, описывающую все результаты деятельности, продвижение ребёнка. Кроме того, учитель-дефектолог, –логопед составляет экран развития на каждого ребёнка.
Внеклассная работа
Вся внеклассная деятельность направлена на развитие умений и навыков в семейной жизни – самообслуживание, помощь близким, уход за одеждой и обувью, уборка в доме, приготовление пищи (из заготовок). Предметная деятельность направлена на положительный результат. Мы не идентифицируем развитие наших воспитанников с работой, а только готовим к выполнению социальных ролей, к жизненным ситуациям, в которых они могут применить навыки продуктивной деятельности.
Трудности
Наибольшие трудности для развития ребёнка всегда вызывает непонимание родителями необходимости развития ребёнка. Многие мамы свято выполняют назначения врачей, но огромных усилий стоит убедить их в том, что ребёнок растёт и его надо учить играть, говорить, обслуживать себя, рисовать, лепить, читать, писать, считать…. Иногда, педагогам приходится заново знакомить родителей с их собственным ребёнком, открывать его как человека, а не больной рудимент.
У других мам, наоборот, завышенная оценка возможностей ребёнка и они требуют загружать его больше, да и дома приглашают различных специалистов, в результате чего ребёнок переутомляется, находится в постоянном стрессе и даже даёт регресс в развитии.
Мы индивидуально подходим к возможностям каждого ребёнка и много работаем с родителями в этом направлении.
Наша база
Постоянно пополняется и укрепляется материальная и методическая база МСОУ. Качественно усиливается педагогический коллектив. Мы имеем опыт получения педагогического образования мамами наших воспитанников, их профессиональный рост от помощника воспитателя до учителя-дефектолога.
Мы считаем, что создание развивающей среды, педагогическое мастерство и упорство в достижении целей дают хорошие результаты.
Комментарии пользователей