Организация комплексной диагностико-коррекционной помощи детям с тяжёлыми речевыми нарушениями в специальном (коррекционном) классе V вида
Организация комплексной диагностико-коррекционной помощи детям с тяжёлыми речевыми нарушениями в специальном (коррекционном) классе V вида
Опубликовано: 07 декабря 2024 Автор:
Учитель-логопед высшей категории Светлана Дмитриевна Шейфер
средняя образовательная школа № 26 Красноярский край, город Норильск
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
В г.Норильске , крупнейшем городе Заполярья, проживают около 240 тысяч человек, из них 13 тысяч - дети дошкольного возраста, из которых всего 6-7% -- здоровые дети. На региональной научно-практической конференции работников здравоохранения "Здоровье населения - будущее территории" (г.Норильск, октябрь 2003г.) главный врач санитарно-эпидемиологического надзора П.П.Христенко в своём докладе отметила ухудшение состояния здоровья детей: в частности - увеличение психических расстройств, болезней нервной системы и органов чувств. Но самый высокий процент патологии приходится на речевые нарушения. В связи с этим, проблема профилактики и повышения качества логопедической помощи дошкольникам и школьникам с учётом условий Крайнего Севера становится особо актуальной.
Результаты наблюдений педагогов в целом и логопедов в частности свидетельствуют об увеличении количества детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, поступающих в школу, для которых необходимы специальные условия обучения и воспитания. Класс интегрированного обучения является одной из форм образования детей с трудностями в обучении и отклонениями в развитии в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми.
В нашем общеобразовательном учреждении для совместного обучения и воспитания различных групп учащихся функционируют классы интегрированного обучения - специальные (коррекционные) классы V вида для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Целью организации указанных классов явилось создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для воспитания и развития детей нормы и с отклонениями, способствующей социально-психологической реабилитации и интеграции. Система работы в классах интегрированного обучения направлена на развитие потенциальных возможностей учащихся со специальными образовательными нуждами в совместной деятельности вместе со здоровыми сверстниками. Деятельность указанных классов строится в соответствии с принципами гуманизации и обеспечивает адаптивность и вариативность системы образования, интеграцию специального и общего образования.
Для оптимизации и эффективности коррекционно-логопедического процесса, успешности усвоения программы обучения учащимися, имеющими тяжёлые речевые нарушения, нашими педагогами и специалистами, работающими с данной категорией детей, успешно апробированы, адаптированы и внедрены в работу следующие методики и технологии:
Кинезиологическая программа развития речевых и неречевых процессов
Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики
Методика скорописи
Речемыслительный тренажёр
Элементы развивающей методики Монтессори
Леготерапия
Пескотерапия
Релаксационный массаж
Логоритмика
Фонетическая ритмика
Методика "Кубики Зайцева"
Рабочая тетрадь "Волшебный фломастер"
Разработана модель использования компьютерных игр в коррекции психоречевого развития детей с нарушениями речи. Функционирует кабинет здоровьесбережения, тренажёрнй зал, кабинет психологической разгрузки.
В своей работе мы представим материалы, раскрывающие организационно-методические и педагогические аспекты деятельности специального (коррекционного) класса V вида в условиях общеобразовательной школы.
Комментарии пользователей