Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения
Комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного образовательного учреждения
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Бекназарова М. Ю.,
Белгородский педагогический колледж,
Булгакова Е.В.,
педагог-психолог МДОУ д/с
комбинированного вида № 51 г. Белгорода
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
В системе специального образования дошкольников с речевыми расстройствами предусмотрены группы, в которых осуществляется помощь детям с заиканием, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи. Детям с тяжелыми нарушениями речи (ринолалия, дизартрия, алалия), у которых речевые расстройства сопровождаются разнообразной сопутствующей патологией (соматическая ослабленность, кардиопатии, нарушения иммунной системы, разнообразная неврологическая симптоматика) предоставляется специальная коррекционная помощь в группах для детей с ФФНР, ОНР.
В ДОУ № 51 города Белгорода мы накопили достаточный опыт работы с данной категорией детей. Нами была разработана модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках ПМПк (консилиума). Основной целью данной деятельности является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов ДОУ и родителей комплекса воспитательных, профилактических и коррекционных мер, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья ребенка с тяжелыми речевыми расстройствами.
Система психолого-медико-педагогического сопровождения включает диагностико-прогностический и коррекционно-развивающий этапы, в рамках которых определены направления деятельности каждой службы.
На первом этапе осуществляется комплексное изучение детей и составляется психолого-педагогический профиль каждого ребенка. На втором этапе - коррекционно-развивающем осуществляется непосредственная реализация представленной программы.
На основе результатов обследования составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа, которая предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения. При разработке программы использовались материалы "Программы личностного развития дошкольников "Аккорд" (Санкт-Петербург).
Программа состоит из следующих разделов:
Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка.
Психологическое сопровождение.
Оздоровительная и лечебно-профилактическая коррекционная работа.
Коррекция физического развития.
Коррекционно-развивающая работа воспитателей.
Музыкально-коррекционная работа.
Коррекционно-развивающая деятельность родителей.
На наш взгляд, данная программа особо эффективно реализовывается в работе с детьми, имеющими сложную структуру нарушения с психофизическими, клиническими, эмоционально-волевыми отклонениями различной выраженности.
Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы, координировать деятельность всех специалистов дошкольного учреждения.
Комментарии пользователей