Возможности преодоления речевых нарушений в условиях массового детского сада
Возможности преодоления речевых нарушений в условиях массового детского сада
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Григорьева Ирина Александровна, канд. пед. наук, доцент кафедры логопедии ИСПиП им. Р.Валенберга ( СПб, ул.Бол.Озёрная, д.92)
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Система логопедической помощи детям дошкольного возраста предусматривает сеть речевых групп, специализированных детских садов и речевых центров, а также логопункты массовых детских садов и группы НПОЗ ("неправильное произношение отдельных звуков"). В 2х последних случаях имеется в виду, что дети с нарушением произношения 1-2 групп звуков, без других нарушений речи, имеют возможность посещать занятия логопеда, не переходя для этого в другое учреждение.
В течение 7 лет (1999-2006гг) нами обследована речь 212 дошкольников старшей и подготовительной групп (5-6 лет), посещающих группу "неправильное произношение отдельных звуков". Анализ данных позволяет сделать определённые выводы об особенностях нарушения звуковой и смысловой сторон речи у таких детей. Заметим, что детей с "диагнозами" ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) и ОНР (общее недоразвитие речи) среди них не было.
Среди нарушений звукопроизношения выделяются дислалии (124 человека - 58,49%) и стёртые дизартрии (88 человек - 41,51%). Полиморфные нарушения (нарушения в произношении 2х и более звуков) (117 человек - 55,18%) незначительно преобладают над мономорфными (95 человек - 44,81%).
Сведения о распространённости нарушений звукопроизношения различных групп, полученные нами, в основном, совпадают с данными М.А.Александровской и современными данными Л.Г.Парамоновой, но различаются в процентном соотношении.
Наиболее распространённым является нарушения звуков [р] и [р']. Причём ротацизмы мягкого звука встречаются даже чаще чем твёрдого: звук [р] нарушен у 146 обследованных детей (68,9%), звук [р'] - у 152 человек (71,7%).
Вторыми по распространённости являются ламбдацизмы. М.А.Александровская отводила им последнее место среди дефектов произношения наиболее сложных звуков, по сведениям Л.Г.Парамоновой (2001г.), они также находятся на втором месте. Наши данные показывают, что у 87 детей нарушено произношение твёрдого [л], что составляет 41,03%. Мягкий звук нарушается значительно реже, лишь у 19 человек (8,96%).
На третьем месте - сигматизмы шипящих. Они не столь распространены, как предыдущие виды нарушений, всего 19,81% (42 человека). Сигматизмы свистящих также немногочисленны: 16,50% (35 человек). Однако эти цифры значительно превосходят показатели нарушений мягкого шипящего и аффрикат. Так нарушение произношения звука [щ] встречается лишь у 11 человек, звука [ч] - у 7, звука [ц] - у 1-го человека.
Такие расхождения, а также тот факт, что и нарушения свистящих и шипящих немногочисленны по сравнению с ротацизмами и ламбдацизмами, мы объясняем тем, что нарушения произношения свистящих, шипящих и аффрикат наиболее сложны по механизмам и обычно дети с такими нарушениями направляются в речевую группу, а не остаются в массовом детском саду. Так, среди наблюдаемых нами детей с сигматизмами шипящих преобладали дошкольники с губно-зубным сигматизмом (41 человек из 42), и не встречалось ни боковых, ни межзубных, ни призубных нарушений.
Однако нарушениями звукопроизношения речевые дефекты вовсе не ограничивались. У 39 человек, то есть 18,5%, наблюдались различные нарушения звукослоговой стороны речи, причём имели место как замены звуков и слогов (10 случаев), так и добавления (10) и пропуски (34) и перестановки слогов (5). В основном нарушения касались слов сложной слоговой структуры со стечениями согласных. Так, слово "регулировщик" звучало у разных детей и как [лигуливодчик], и [рерулик], и [лигуливорщик] - всего 10 вариантов.
Выявилась также несформированность фонематической системы. Всего из 212 человек у 85 фонематические функции в той или иной степени оказались не соответствующими возрастной норме (при этом учитывался возраст ребёнка).
Следствием искажённого и затруднённого произношения и связанных с этим фонематических функций является нередко наблюдаемая ограниченность словарного запаса. У 62 человек(29,5%) наблюдались пробелы в формировании лексического строя.
Ограниченность словарного запаса и недостаточное овладение звуковым составом слова может затруднять нормальный ход овладения грамматическим строем языка, что ведёт к аграмматизмам. У 75 детей (35,5%) в той или иной степени были не сформированы функции словоизменения, у 96 (45,4%) - функции словообразования.
По сочетанию недоразвития различных сторон речи (фонетики, фонематики, лексики, грамматики) у 40% (85 человек) из них можно диагностировать нерезковыраженное общее недоразвитие речи (НОНР) или, по терминологии Т.Б.Филичевой, IV уровень общего недоразвития речи.
Принимая это во внимание, следует учесть, что логопедическая помощь детям не может ограничиваться устранением непосредственно выраженных недостатков (в данном случае недостатков звукопроизношения). По словам Н.А.Никашиной, "исходя из принципа взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов языка, логопедические занятия для всех категорий детей должны иметь целью развитие логически правильной выразительной связной речи". Только включённое в предложение слово становится выразителем конкретного смысла, а употреблённое в различных контекстах оно приобретает для ребёнка обобщённое содержание, чего и недостаёт детям с НОНР.
Так как в группы НПОЗ поступают дети только с отдельными пробелами или частичным недоразвитием отдельных сторон речи на фоне сравнительно правильной речи, то нет необходимости организации последовательного изучения всех сторон языка от самых изначальных форм и категорий, как это организуется, например, в группах ОНР специальных детских садов.
В этой связи большое значение приобретает речевой материал, на основе которого осуществляется развитие речи детей. Он должен отвечать нескольким требованиям: с одной стороны, быть простым и понятным ребёнку (для облегчения автоматизации звуков, более эффективного развития фонематического анализа), с другой - пополнять его словарный запас, способствовать усвоению грамматических форм и категорий, развивать культуру речи ребёнка. Для этих целей мы использовали русские пословицы и поговорки, наиболее полное собрание которых представлено в книге В.И.Даля "Пословицы русского народа". По нашему мнению, пословицы наиболее полно отражают весь спектр жизненных ситуаций и в то же время показывают внутреннею грамматическую связь слов, тем самым, представляя собой богатый материал для автоматизации звуков в предложениях. Среди всего многообразия нами отбирались наиболее приемлемые с грамматической и лексической точек зрения варианты. Для более удобного использования материала, внутри каждой тематической группы была проведена классификация поговорок по звукам, чаще всего встречающихся в словах пословиц и поговорок. Исходя из частоты нарушений звукопроизношения были выделены пословицы и поговорки "на [р]", "на [л]", "на шипящие", "на свистящие" и "аффрикаты". Пословицы постепенно вводятся в речь ребёнка, объясняются и заучиваются. Показателем для введения той или иной пословицы, а также своеобразной "программой" обучения служит "Месяцеслов" В.И.Даля, основанный на народном календаре и также включающий пословицы и поговорки.
Необходимо, однако, учесть, что работа над поговорками начинается после того как звуки были поставлены и автоматизированы в слогах и словах.
Таким образом, даже в условиях массового детского сада возможно развитие всех сторон речи ребёнка параллельно с коррекцией основного дефекта. В настоящее время много говорится о необходимости грамотной интеграции детей с особенностями развития в массовые учреждения. Несмотря на кажущуюся "лёгкость" данных речевых нарушений, их объём и распространённость заставляют обращать внимание специалистов на ребёнка, посещающего массовый детский сад. Эта наиболее благополучная с точки зрения дефектологов категория детей также имеет право на квалифицированную помощь. Вот почему, как нам представляется, важно способствовать дальнейшему распространению дошкольных логопедических пунктов.
Комментарии пользователей