Использование некоторых психологических приемов в коррекции стойких форм дисграфии
Использование некоторых психологических приемов в коррекции стойких форм дисграфии
Опубликовано: 22 декабря 2024 Автор:
Е.Д.Бурина, учитель-логопед ППМС-центра Гимназии 56 г. Санкт-Петербурга
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной
педагогики и специальной психологии
Значительную часть школьников, слабо успевающих по русскому языку, составляют дети с ОНР. Л.Г.Парамонова в книге "Как повысить грамотность учащихся" отмечает, что, по данным проведенного в Петербурге исследования, 37 % учащихся массовых школ переходят из третьих в пятые классы с так и не устраненной дисграфией.
Так как эта проблема актуальна и для нашей гимназии, администрация и ППМС-центр сочли нужным и возможным логопедическое сопровождение учащихся 5-х классов.
Известно, что у детей с нарушениями письма существуют серьезные трудности в организации учебной деятельности. В 5 классе они выступают на первый план, так как теперь от детей на уроке требуется значительно больше самостоятельности, чем в начальной школе. Эти ученики попросту не умеют учиться. Им трудно
ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, искать нужную информацию);
произвольно регулировать свое внимание, вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп;
ответственно относиться к результатам своей учебной деятельности, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его;
осознавать сильные и слабые стороны себя как ученика, видеть свои успехи и достижения.
О том, что на логопедических занятиях необходимо осуществлять формирование полноценной учебной деятельности, убедительно говорят в своих книгах ученые-дефектологи, в частности, А.В.Ястребова, И.В.Прищепова. Каждый логопед-практик ищет собственные подходы к решению этих задач. Я считаю, что нужны очень доступные, конкретные, интересные детям и результативные приемы учебной деятельности. Мы с коллегами составили программу ППМС-сопровождения школьников с нарушениями навыков письма, назвали ее "Учись учиться" и опубликовали в пособии "Логопедические занятия со школьниками" (СПб.: изд. Каро). В этой книге есть и планирование занятий, и описание конкретных упражнений.
Упражнения составлены с таким расчетом, чтобы каждое из них не только способствовало коррекции нарушений письма, но и работало бы на формирование навыков учебной деятельности, а именно:
умение воспринимать словесную или письменную инструкцию;
умение планировать и действовать по плану;
умение управлять своим вниманием и осуществлять самоконтроль;
умение адекватно оценивать свою работу.
В качестве примера приведу упражнение "Знакомый - незнакомый", требующее концентрации внимания, а также умения воспринимать словесную инструкцию и отличать новое от уже известного. Дети пишут в строчку цифры от 1 до 10. Логопед дает инструкцию: "Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете себе этот предмет или понятие, ставьте под цифрой знак + (плюс), если нет четкого представления, ставьте знак - (минус). Логопед диктует словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины. В конце работы проводится выборочная проверка, например: "Кто поставил + под цифрой 3? Это было понятие "гласные звуки". Объясните, что это такое".
Для того чтобы у ребенка появилось нужное умение, работа должна быть систематической, каждое упражнение желательно повторить на 3-5 занятиях подряд, а некоторые, например, проверку текста и самооценку работы требуется делать постоянно.
Соединить логопедические и психологические подходы в одном коротком и интересном для детей упражнении непросто. Важно избежать "искусственности", надуманности; каждому ребенку надо дать почувствовать: то, что он делает, нужно ему лично.
Я считаю особо важным пошагово отрабатывать с детьми наиболее значимые для грамотного письма умения. Дети знают, что для безошибочного списывания с образца существуют свои Секреты письма, а для диктовки - свои. Для того чтобы убедить учеников использовать эти Секреты, побудить к напряжению воли и концентрации внимания, я употребляю разные приемы, но в них есть одно общее: акцент на позитивное, на успех, на стремление к достижению цели. Важно убедить ребенка в том, что у него есть способности и возможности, а ошибки исчезнут - надо только организовать свой труд правильно. Нужно не исправлять недостатки ребенка, а развивать его сильные стороны. Поэтому чаще всего на наших занятиях звучит вопрос: "Как у тебя получилось выполнить работу грамотно? Что ты для этого сделал?"
Без рефлексии не может быть ученика в настоящем смысле этого слова.
Как показывает наш опыт, развитию рефлексии у пятиклассников в значительной степени способствует использование Карт самонаблюдений. Делая отметки в предложенной карте, ребенок может увидеть, как он выполняет то или иное задание, соблюдает ли все правила выполнения.
Карта самонаблюдений
Как я действую при письме текста под диктовку
Дата
Для запоминания
Для правильного написания
Слушаю предложение целиком и представляю, о чем в нем говорится.
Быстро повторяю предложение или его часть, чтобы запомнить.
Медленно, четко проговариваю 1-2 слова по слогам - как буду писать.
Думаю - есть ли сомнения?
Пишу так, как наметил.
Наиболее эффективным инструментом в работе по развитию навыков учебной деятельности мы считаем портфолио. Портфолио на логопедических занятиях - это не просто папка, заполненная письменными работами и всевозможными памятками. Портфолио используется для самооценивания, учета собственных достижений в соответствии с поставленными целями.
Хотя использование портфолио на занятиях требует от логопеда дополнительных затрат труда и времени, все-таки преимуществ можно указать много, и они состоят в том, что ученик
перестает быть полностью зависимым от учителя; являясь хозяином портфолио, он становился и хозяином своей деятельности.
учится ставить цели, конкретизировать и осознавать их - значит, и его деятельность становится более организованной.
имеет возможность отметить свои достижения и увидеть свое продвижение.
начинает лучше ориентироваться в учебном материале, находить нужную информацию.
развивает свои волевые качества.
В конце учебного года мы проводим Праздник достижений, который является логическим завершением курса логопедических занятий. Одним из моментов праздника является массовая презентация портфолио - дети с удовольствием демонстрируют их родителям и учителям, рассказывают о своих достижениях. И здесь наряду со словами "Я пишу диктанты на "4" мы уже часто слышим: "Я стал более внимательным", "Я научился проверять свои работы", "Я научился задумываться о смысле предложения и слова".
Учителя, с которыми мы сотрудничаем, отмечают, что к концу учебного года наши дети становятся в большей степени учениками, чем те, кто испытывал такие же затруднения, но занятия по какой-либо причине не посещал. Девиз школы "Я умею и люблю учиться" становится применимым и к деятельности учащихся с речевыми нарушениями.
Комментарии пользователей