Улучшение качества жизни человека – стратегия персонологии в реабилитации лиц с патологией речи
Улучшение качества жизни человека – стратегия персонологии в реабилитации лиц с патологией речи
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Поварова И.А., к.пед.н., доцент Московский социально-гуманитарный институт
Характеризуя сложившуюся систему комплексной реабилитации лиц с патологией речи, авторы выделяют педагогический аспект, в качестве одного из направлений их реабилитации в целом наряду с такими направлениями, как медицинская и психологическая реабилитация. Педагогическая коррекционная работа предполагает осуществление специфических мероприятий в содержательно-целевом и в методическом плане обучения; выступает как деятельность, направленная на удовлетворение специфических потребностей лиц с патологией речи и на преодоление их социальной недостаточности, проявляющееся в дезорганизации системы межличностных отношений в различных сферах жизненного функционирования. Тем самым определяются содержательные направления реабилитации, единство которых предполагает деятельность с использованием разных реабилитационных технологий и средств, обеспечивающих положительную динамику психосоциального статуса лиц с речевой патологией в различных сферах жизненного функционирования (учебной, познавательной, игровой, досуговой и др.). Человек выступает как субъект социальной деятельности во всех ее видах, основную форму которой представляет собой труд, познавательная деятельность, ценностно-ориентационная деятельность и общение. Структура личности адекватно этому включает в себя четыре соответствующих потенциала: преобразовательный (творческий), гносеологический, аксиологический и коммуникативный (Ананьев Б.Г., 1980). Указанные обстоятельства придают особую актуальность исследованиям, направленным на целостное изучение жизни человека, интегрированных оценок его бытия в различных проявлениях, структурированных в понятие качество жизни. Ключевое значение здесь приобретает понятие «образ жизни», который имеет свою экономическую сторону, охватываемую понятием «уровень жизни», и социально-психологическую, связанную с особенностями поведения и общения личности, определяемых понятием «стиль жизни». Исследователи подчеркивают необходимость выделения разных видов субъективного благополучия в связи с изучением субъективного качества жизни, которое включает как психологическое, так и другие виды благополучия - социальное, социально-психологическое, экономическое, а также обусловленное здоровьем. Включение личности в разные аспекты социальных отношений образует спектр ее субъективных отношений к действительности как многомерную, многоуровневую и динамическую систему. Эти отношения выступают как интегральные свойства личности, поскольку составляют систему ее предпочтений, мнений, интересов, переживаний, представлений, что проявляется в действиях, понимании и оценке явлений, имеющих социально-психологическое содержание Современная трактовка методологии поиска оптимальных стратегий реабилитации лиц с речевой патологией должна предполагать акценты в парадигме исследования сознания (и самосознания) человека и его различных видов, опосредующих воздействия внешнего окружающего мира на развитие и формирование личности, рассмотрение того, как внутреннее (сознание и личность) обеспечивают «включения» человека в социальные отношения. Л.С. Выготский (1982) сформулировал закон развития высших психических функций, сущность которого состоит в том, что индивидуальные психологические способности первоначально существуют вовне, в социальной форме и лишь затем индивид «переносит их внутрь». При этом главной составляющей его психологического измерения становятся переживания, чувственно-эмоциональная и когнитивные сферы, обусловленные как объективными обстоятельствами жизнедеятельности, так и личностными свойствами. Субъективное благополучие рассматривается исследователями как интегральный психологический показатель жизни человека, и в этом значении обычно подчеркивается близость явлений субъективного или психологического благополучия, качества жизни, общей удовлетворенностью жизнью, социального самочувствия (Гордеев В.И., Александрович Ю.С., 2001). Отметим, что социальные аспекты жизни выступают в качестве базового основания субъективного благополучия человека. Люди субъективно по-разному «взвешивают» внешние переменные и реагируют на одни и те же переменные и обстоятельства в зависимости от их ценностей, ожиданий и желаний.. Эта категория становится базовой для определения целевых установок педагогической реабилитации лиц с патологией речи, поскольку описываемые ею феномены – поведение и общение - рассматриваются не только в социально-психологической, но и в педагогической плоскости. В самосознании личности различают когнитивный или познавательный аспект (знание о себе) и эмоционально-ценностный аспект (отношение к себе): вместе они составляют «Я - концепцию». Указанные составляющие обращают исследователей к изучению содержательной стороны внутренней картины дефекта (ВКД) у лиц с патологией речи (Некрасова Ю.Б., 1984; Калягин В.А., 1996). По своей структуре и способу возникновения ВКД представляет собой функциональную систему (по П.К.Анохину, 1978), построенную из тех же «блоков», что и все другие функциональные системы (афферентный синтез, акцептр результата действия, механизм принятия решения, обратная афферентация). Следовательно, субъективная информационная модель болезни, представляет собой динамическое системное образование, создаваемое личностью человека в особой жизненной ситуации, которая связана с наличием заболевания, что может вызвать дезорганизацию текущей целенаправленной деятельности человека, нарушая ее результативность и адаптивный характер. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности (Мясищев В.Н., 1960; Шкловский В.М., 1994; Миссуловин Л.Я., 2003). Мерой устойчивости и сопротивляемости разрушительному действию неблагоприятных факторов можно считать гипотетический личностный адаптационный барьер (Александровский Ю.А., 1976). Отмечено, что заикающихся в момент актуального речевого общения возникает комплекс отрицательных психических состояний, что способствует формированию у них неадаптивных форм поведения: снижение коэффицента социальной адаптации не только по сравнению с группой здоровых лиц, но и больных разными формами неврозов, которые проявляются по пассивно-оборонительному, агрессивному, самоуничижительному типу, чтобы скрыть дефект речи и избежать фрустрации. Поэтому актуальным становится как диагностика, так и «выравнивание» этих характеристик в процессе коррекционного воздействия (Карпова Н.Л., 2003; Миссуловин Л.Я., 2003; Некрасова Ю.Б., 2005; Рау Е.Ю., 1992; Шкловский В.М., 1994 и др.). Заикающимся свойственна особая дезорганизация личности, проявляющаяся в недостаточной способности к самоактуализации, самовыражению, характеризующаяся торможением творческой продуктивности и активности личности в целом. Стержневым звеном такой дезорганизации выступают особенности мотивационной сферы заикающихся, где на первый план выступает сверхценное отношение к дефекту речи, «закрученность» основных мотивов на него. Таким образом, рассмотренные выше взгляды исследователей свидетельствуют о перспективности концепции внутренней картины дефекта для изучения патологии речи, а также возможности определить определенные «точки роста» этой концепции. В частности, в связи с изучением субъективного благополучия с позиций исследования «стиля жизни» и «качества жизни». Прежде всего, они убеждают в центральной роли личности как фактора, формирующего ВКБ. Только углубленное изучение личности больного и всей системы его интерперсональных отношений, направленностей и ценностных ориентаций позволяет понять психологические механизмы, формирующие его субъективную модель болезни. Проведенные исследования убеждают в необходимости применения системно-структурного подхода, как в процессе получения информации, так и в процессе ее анализа, а также интеграции сведений о больном с патологией речи. Кроме того, должна быть учтена специфика заболевания, в частности, для адекватного выбора исследовательских методик и индивидуализации тактики коррекционного воздействия. Поэтому в качестве приоритетной задачи выступает разработка четких критериев для определения оптимальных форм коррекционного воздействия адекватно для каждого индивида, то есть обучение на диагностической основе с применением системно-структурного подхода. Раскрытие сущностных характеристик педагогической реабилитации лиц с патологией речи позволяет определить базовые принципы, обеспечивающие оптимизацию их качества жизни и стиля жизни. Логика состоит в том, что педагогическая коррекция должна подчиняться принципам педагогической деятельности, опосредованной целевыми установками социальной реабилитации лиц с патологией речи в целом, и специфическими особенностями субъектов затрудненного общения. Это предполагает связь педагогического процесса с жизнью, социальной практикой и жизнедеятельностью; осуществление педагогического процесса в коллективе и через коллектив; учет индивидуальных особенностей объекта в педагогическом процессе; системный подход к организации педагогического процесса. Многообразные данные об особенностях личности, эмоционального реагирования и основных психологических проблемах должны использоваться для более сбалансированного составления программы комплексной реабилитации заикающихся. При такой организации диагностического и коррекционного блоков индивидуальной программы комплексной психолого-педагогической реабилитации лиц с патологией речи достигается оптимальное как по содержанию, так и по форме сопряжение коммуникативной и практической деятельности. Это способствует развитию способностей и личностных потенциалов, личностной динамике, прежде всего в области самооценки личностных реакций и установок пациента, что отражается на поведенческом уровне и в сфере перцепции межличностных отношений с окружающими. Динамичность психологических параметров требует регулярной диагностики их состояния. Психологический ресурс межличностного взаимодействия может выступать показателем субъективного качества жизни лиц с патологией речи и являться предметом постоянного мониторинга. Указанные базовые педагогические принципы, по нашему мнению, должны лежать в основе педагогической работы по совершенствованию стиля и качества жизни лиц с патологией речи, что в целом будет способствовать оптимизации социальных отношений заикающихся.
Комментарии пользователей