Особенности речевого развития и его коррекция у детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания
Особенности речевого развития и его коррекция у детей с гиперактивным расстройством и дефицитом внимания
Опубликовано: 23 декабря 2024 Автор:
Правило Е.С.
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания (ГРДВ) — основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте. Оно проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.
При ГРДВ чаще, чем в общей детской популяции, наблюдаются речевые нарушения. Эти расстройства являются одной из «мишеней» психотерапевтических и психокоррекционных занятий педагогов и психологов, работающих с данной категорией детей. Четкое представление о структуре речевого дефекта и своевременное его выявление создает условия для эффективной коррекционной работы, направленной на адаптацию ребенка с ГРДВ к социальной среде.
Необходимо отметить, что максимальная выраженность проявлений ГРДВ часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст от года до двух, когда происходят интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст около трех лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. Во это время у многих детей с ГРДВ обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции Третий критический период относится к возрасту шесть – семь лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи — чтения и письма.
По данным А. М. Ливинской, для всех типов ГРДВ характерно преобладание расстройств развития экспрессивной речи; данное расстройство наиболее часто сочетается с ГРДВ комбинированного типа. Для детей с ГРДВ с преобладанием невнимательности в большей степени, чем для других типов ГРДВ, характерны расстройства рецептивной речи. Для детей с ГРДВ с преобладанием гиперактивности и импульсивности наиболее характерны нарушения артикуляции и умеренные нарушения экспрессивной речи.
Ретроспективный анализ особенностей формирования речи в группе детей с ГРДВ показал, что у ряда детей с ГРДВ отмечалется задержка речевого развития в возрасте до 4 лет с проявлениями моторной дисфазии (алалии). У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи при этом не страдает. Самостоятельная речь у этих детей долго не развивается либо оставалась на уровне отдельных звуков, слов. Вместо речи дети пользуются мимикой и жестикуляцией, особенно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появляются поздно. Речь замедленна, обеднена, словарный запас скуден, ограничен обиходно – бытовой тематикой, в ней отмечается много оговорок (парафазии), перестановок, персевераций. В дальнейшем самостоятельная речь появляется, хотя и со значительной задержкой. В дошкольном возрасте дети с ГРДВ часто наблюдаются логопедом по поводу нарушений артикуляции (дислалии, дизартрии), в связи с заиканием. Полученные данные свидетельствуют о наличии у таких детей отставания в созревании речевых зон.
У детей с ГРДВ недостаточно сформированы так называемые прагматические речевые функции. В частности, нарушены способность к речевому общению с окружающими, пониманию выраженных в речи эмоций, реакций, инструкций, юмора. Дети не могут соблюдать правила ведения беседы (высказываться по очереди с собеседником, поддерживать тему беседы), изменять стиль своей речи в зависимости от возраста собеседника (младший ребенок, сверстник, взрослый человек), что приводит к постоянным затруднениям в социальных контактах.
Очень важно отметить, что описанные выше расстройства речи при ГРДВ являются вторичными дефектами; это нарушение имеет сложную структуру дефекта. К первичным расстройствам ГРДВ относятся дефицит внимания, импульсивность, гиперактивность и двигательные расстройства. Следовательно, «изолированная» коррекция нарушений речи у детей с ГРДВ не будет эффективной. Таким образом, коррекционная логопедическая и психологическая работа с этой категорией детей должна включать в себя несколько блоков. Первый блок подразумевает психологическую коррекцию первичных нарушений ГРДВ. Второй блок включает в себя логопедическую коррекционную работу, направленную на нарушения, которые были отмечены выше. При проведении коррекционных мероприятий во втором блоке рекомендуется использовать, кроме собственно логопедических методов, методы нейропсихологической коррекции и реабилитации. Главной задачей нейропсихолога во втором блоке является формирование у ребенка оптимального функционального статуса лобных отделов мозга, в первую очередь «речевых зон» (средних отделов конвекситальной поверхности коры левого полушария мозга у правшей). Следовательно, речь идет о комплексной психолого – педагогической коррекции детей с ГРДВ.
Комментарии пользователей