Обучение, воспитание и коррекция развития детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях детей с нарушением речи и на логопедических пунктах
Обучение, воспитание и коррекция развития детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях детей с нарушением речи и на логопедических пунктах
Опубликовано: 23 декабря 2024 Автор:
Учитель-логопед
Ильина Светлана Павловна.
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
1. Структура.
Обучение и развитие детей с ограниченными возможностями – это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду. В нашей общеобразовательной школе №3 города Щербинки были созданы коррекционные классы восьмого вида, определены те условия обучения и воспитания, которые наиболее адекватно учитывают особенности развития детей с ограниченными возможностями и максимально способствуют преодолению имеющихся у них отклонений. Это 1, 2, 3, 5, 6, 9 классы. И чем раньше мы начинаем специальное педагогическое воздействие на этих детей, тем лучше развивается процесс компенсации. Коррекционно-воспитательная работа, начатая на ранних этапах, способствует развитию ребенка в благоприятном направлении.
2. Адаптация и участие детей коррекционных классов в образовательном процессе школы.
Мы стараемся привлекать этих детей в образовательный процесс школы, так как социальная адаптация открывает детям возможность активного участия в общественно-полезной жизни. Они участвуют во всех школьных мероприятиях, праздниках: «Масленица», «Золотая Осень», «Книжкина неделя». С удовольствием помогают в работе школьной библиотеки, принимают участие в выставках поделок из природного материала, детского рисунка, вышивки. Организуем для детей поездки по памятным местам Подмосковья. Стараемся привлекать их к спортивной жизни школы, участию в соревнованиях «Наш веселый звонкий мяч», «Веселые старты», в спортивных викторинах. Большое значение придаем музыкальному воспитанию, которое направлено не только на формирование музыкальной культуры, но и на решение специфических задач – коррекции недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, социально-психологической адаптации. Их общее образование непрерывно соединено с трудовым обучением и воспитанием. На уроках труда девочки изучают основы кройки, шитья, вязания, кулинарии, мальчики – столярное дело. Все это повышает эффективность процесса социализации детей с ограниченными возможностями на разных этапах развития.
3. Работа с родителями.
Большую роль уделяем работе с родителями, пытаемся разъяснить важность коррекционной работы и помощи самих родителей в решении различных проблем их детей. Ведь семейное воспитание – активный фактор реабилитации. Совместные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение ребенка к активной полезной деятельности, выявлению его трудовых возможностей и выбор доступной профессии.
Проводим собеседования, беседы для установления контакта с родителями, узнавая трудности, встречающиеся у них в процессе занятий с ребенком, индивидуальные консультации, на которых родителям оказываем методическую помощь в организации домашних заданий. Проводим родительские собрания, где решаем совместные проблемы. У нас осуществляется всестороннее методическое сопровождение детей с ограниченными возможностями учителем-логопедом, дефектологом и социальным педагогом. Такое взаимодействие – это активный фактор реабилитации и приобщение детей к активной школьной жизни.
4. Методы и формы коррекционной работы.
Основной задачей моей работы как учителя-логопеда в этих коррекционных классах является оказание логопедической помощи детям на фонетическом, лексико-грамматическом и синтаксическом уровне. На фонетическом уровне, при постановке звуков, когда у ребенка страдает двигательное звено речевого акта и формирование артикуляционной базы звуков идет особенно сложно, использую на занятиях зрительные опоры, символические схемы, рисунки, позволяющие разгрузить аудиоканал и перевести часть передаваемой информации в зрительное поле. Также эти схемы позволяют проследить последовательность выполнения действий при постановке конкретного звука. А для большей результативности коррекционной работы приходится добиваться более четкого осознания ребенком предъявляемых требований к артикуляционной базе.
При постановке звуков, особенно у детей первых, вторых классов стараюсь использовать игровые приемы, так как задания в форме игры дают больший стимул для выполнения определенных артикуляционных упражнений. Особенно при постановке звука [р] для выработки вибрации кончика языка. Это использование всевозможных дорожных ситуаций, машин, пушек, целых баталий с солдатиками, стрельбы в тире, когда ребенок проделывает все упражнения, которые мне необходимы. Для развития фонематического слуха использую звуковые игры, которые формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слов, развивают память, внимание, наблюдательность: «Эхо», «Слоговое лото», «Кто внимательней». Также применяю и дидактические игры в разных ситуациях.
При работе на лексико-грамматическом и синтаксическом уровне использую наглядное пособие по коррекции устной и письменной речи, состоящее из шести серий. Это карточки по темам: «Работа над словом, над предложением, связной речью, звуковым составом слова, мягкими и твердыми согласными и звукобуквенным анализом». В первую очередь при работе над словом, дети усваивают понятие слова, его лексическое и грамматическое значение, где слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая.
После того, как у детей сформировалось представление о словах, обозначающих предмет и действие предмета, то есть о грамматическом значении слова, подвожу их к понятию предложения и начинаю работу над структурой и грамматическим оформлением предложения. Завершается работа формированием у детей умения строить распространенные предложения различных структур, опираясь на сюжетные картины, вопросы, схемы. Далее работаем над связной речью, формируем у детей навык составления небольших рассказов по серии картинок, по сюжетной картине.
Большое внимание уделяю слого-звуковому составу слова, где использую карточки с различными заданиями. Эта работа делится на два этапа: подготовительный – уточняю представления детей о звуках, способах их образования, деление на гласные и согласные. Основной этап – деля слова на слог, дети учатся распознавать и выделять гласные звуки, которые являются звуковой основой слова. Это важно, если учесть, что пропуск гласных является одной из самых частых дисграфических ошибок. На этом этапе применяю звуковые, сигнальные схемы, фишки, символы. После того, как дети научатся выделять гласные звуки, переходим к работе над выделением согласных звуков (букв). Учу детей слышать и различать твердые и мягкие согласные.
Затем работаем по карточкам, где дается тема, звукобуквенный состав слова. Дети учатся вслушиваться и вчитываться в слова, ощущать каждый последующий звук (букву) в слове. Работа над усвоением этой темы ведется на материале односложных слов различной звукобуквенной структуры.
Карточки всех серий составлены таким образом, что могут быть использованы неоднократно на разных этапах работы, как при коррекции устной, так и письменной речи. Такая последовательность изучения тем позволяет сделать коррекционный процесс более результативным, так же как и соблюдение общедидактических принципов (наглядность, доступность, сознательность обучения) делает коррекционное обучение более эффективным.
Комментарии пользователей