Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
Сопоставительный анализ и обобщение имеющихся научных данных свидетельствует о том, что успешность логопедической работы зависит не только от степени владения специалистом логопедическими технологиями, но и от того, умеет ли он адекватно оценивать собственную профессиональную компетентность, должным образом взаимодействовать с другими участниками коррекционного процесса, правильно строить свои взаимоотношения с ребенком, подростком, взрослым, имеющим речевое нарушение.
Профессиональные знания о взаимодействии логопеда с другими участниками коррекционно-педагогического процесса, приобретаемые студентами в процессе обучения, ориентируют будущих специалистов в основном на формы взаимодействия, в то время как его содержание остается недостаточно раскрытым. В результате у студентов не формируется четкое представление о должном взаимодействии с другими участниками коррекционного процесса.
В связи с вышесказанным, нами была разработана и апробирована программа деонтологической подготовки студентов отделения логопедии и практических логопедов, которая состояла из трех направлений.
Первое направление деонтологической подготовки было ориентировано на освоение студентами и специалистами основ деонтологии в профессиональной деятельности логопеда.
Теоретические и научно-методические аспекты деонтологической подготовки студенты и специалисты изучали в процессе обсуждения следующих вопросов: соотношение этики и деонтологии; связи деонтологии с другими науками: философией, медициной, педагогикой, психологией и др.; место деонтологии в деятельности логопеда; основные составляющие деонтологии логопеда; соотношение собственно логопедического и целостного процесса специальных психолого-педагогических воздействий на состояние и психофизиологическое развитие человека с нарушением речи.
Особое внимание уделялось вопросам взаимодействия логопеда с другими участниками коррекционно-педагогического процесса, направленного на преодоление речевых нарушений. Были выделены основные линии взаимодействия: логопед – ребенок с нарушением речи; логопед – родители ребенка с нарушением речи; опосредованное влияние логопеда на систему отношений родители – ребенок с нарушением речи; логопед – другие специалисты.
Второе направление заключалось в развитии умения студентов и специалистов анализировать профессиональное поведение логопеда с деонтологических позиций. В процессе групповых дискуссий студенты и специалисты вместе с преподавателем обсуждали встречающиеся в логопедической деятельности разнообразные деонтологические проблемы, которые были представлены в виде специально разработанных ситуаций диалогического взаимодействия логопеда с другими участниками коррекционного процесса. Данные ситуации предполагали наличие конкретного прогнозируемого решения. Студенты и специалисты оценивали профессиональное поведение логопеда.
Третьим направлением деонтологической подготовки учителя-логопеда было обучение студентов и специалистов приемам деонтологически адекватного взаимодействия со всеми участниками коррекционного процесса.
Для решения поставленной задачи проводились ролевые игры, сюжет которых включал взаимодействие логопеда с другими участниками коррекционного процесса, модель его поведения, способы разрешения конфликтов.
Студентам и специалистам были представлены для анализа ситуации, взятые из реальной практической деятельности логопедов. Участники ролевой игры могли изменять развитие сюжета, вследствие этого у проблемной ситуации оказывалось несколько вариантов решения.
В результате целенаправленной деонтологической подготовки у студентов и специалистов было сформировано целостное представление о деонтологии логопеда, и они овладели следующими умениями: - выделять деонтологические проблемы в ряде других проблем, встречающихся в профессиональной деятельности логопеда;
- акцентировать внимание на деонтологически значимых профессиональных качествах логопеда;
- анализировать профессиональное поведение логопеда в системе отношений логопед – ребенок с нарушением речи; логопед – родители ребенка, имеющего нарушение речи; логопед
– логопед; логопед – другие специалисты;
- анализировать деонтологические составляющие конкретных ситуаций коррекционно-педагогической и логопедической работы.
- осуществлять адекватное с точки зрения деонтологии взаимодействие с другими специалистами, семьей человека с речевым нарушением, выяснять сущность конфликтных ситуаций, проводить их анализ и находить способы решения.
Экспериментальная проверка деонтологической подготовки подтверждает ее значимость для профессионального становления учителя-логопеда.
Комментарии пользователей