Причины несформированности предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием
Причины несформированности предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста с нормальным и нарушенным речевым развитием
Опубликовано: 22 ноября 2024 Автор:
Тезисы к докладу на II Всероссийских педагогических чтениях по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким – либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти ребенку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности Е.Н.Кравцова.
Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы: - психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.); - коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).
К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены: - умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец; - умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи; - умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности.
Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали: - высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную; - средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда четкое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки; - низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.
Экспериментальное исследование сформированности предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста общеобразовательных и специализированных ДОУ (для детей с нарушениями речи) показало, что выявляется несколько групп детей, имеющих особенности формирования предпосылок учебной деятельности:
1 группа (41,5%)– дети, имеющие в анамнезе органические или функциональные нарушения нервной системы, ПШОП (патология шейного отдела позвоночника), ППЦНС (перинатальное поражение ЦНС), длительные соматические заболевания. В речевом статусе - нарушения фонетической, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи (ФНР, ФФНР, ОНР 2 - 4 уровень); 2 группа (21,3%) – дети, имеющие в анамнезе органическое или функциональное нарушение нервной системы, ПШОП (патология шейного отдела позвоночника), ППЦНС (перинатальное поражение ЦНС), длительные соматические заболевания. В речевом статусе - отклонений не выявляется; 3 группа (18,1%) – дети, имеющие отклонения только в речевом статусе – фонетическое недоразвитие речи (ФНР), обусловленное не правильным строением периферического речевого аппарата (неправильный прикус, короткая подъязычная уздечка и т.д.); 4 группа (19,1%) – дети, не имеющие отклонений по выделенным показателям.
В ходе сравнительного анализа данных выяснилось, что у детей с речевыми нарушениями снижен уровень развития, таких познавательных психических процессов как: внимание (52,5% - 10%), значимыми являются характеристики устойчивости, концентрации и распределения; восприятия (22,5% - 2,5%), значимо умение вычленять детали целого предмета и узнавать по части целый предмет; произвольности психических процессов (37,5% - 7,5%). Снижение уровня развития познавательных процессов детей первой группы объясняется проявлением самого речевого нарушения (взаимосвязь развития познавательных процессов и речи), а также, как и у детей второй группы, слабостью нейродинамических процессов коры головного мозга, нескоординированностью процессов возбуждения и торможения, обусловленных функциональной или органической природой. В анамнезе этих детей часто выявляются причины связанные с патологией перинатального развития, при неврологическом обследовании этих детей выявляется неврологическая симптоматика и сопутствующие синдромы.
В заключении, хотелось бы отметить практическую значимость выявления причин нарушений сформированности предпосылок учебной деятельности детей с речевыми отклонениями, для разработки комплексной коррекционно - развивающей программы направленной на преодоление не только речевых нарушений и развитие достаточного уровня познавательных процессов, но и учитывающей другие значимые моменты для формирования предпосылок учебной деятельности.
Комментарии пользователей