Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Введение
Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Введение
Опубликовано: 22 января 2025 Автор:
Введение
перейти к оглавлению
В последние десятилетия резко обострились экологические проблемы и социально-психологические противоречия, связанные с неблагоприятными условиями воспроизводства и развития следующего поколения. Согласно данным Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации. 1994 г.» (М.1995, 100 с.) число абсолютно здоровых в психическом отношении детей составляет 30% от общего числа учащихся начальной колы. В 80 % систематической школьной неуспеваемости и ее причиной, по данным НИИ коррекционной педагогики РАО, являются различные состояния интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и задержку психологического развития. Менее 50% детей в 6-летнем возрасте достигают уровня школьной зрелости, а недоразвитие познавательных способностей выявлено у каждого десятого ребенка. У ребенка с нормой в этом возрасте хорошо развито произвольное внимание, восприятие. Запоминание достигает определенного уровня развития.
Число детей с различными отклонении в развитии, в том числе в развитии речи, в настоящее время очень велико и постоянно возрастает. В логопедии принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психологического развития является одним из определяющих принципов анализа речевой патологии у детей.
Заикание относится к одному из самых распространенных расстройств речи. Процент заикающихся в нашей стране колеблется от 1,5% до 2,2%. В настоящее время заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах и относится к наиболее тяжелым видам нарушений речи. Многие исследователи отмечают, что заикание у детей в большинстве случаев возникает в возрасте от 2-х до 5- лет и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы.
Социальная значимость рассматриваемой проблемы достаточно высока: целый ряд лиц, страдающих заиканием, не могут полноценно выполнять свои профессиональные обязанности; нарушение речи у дошкольников часто служит причиной развития невротических черт личности, низкой успеваемости в школе.
Поскольку нарушение речи - это прежде всего нарушение коммуникации как основной функции речи, то развитие и совершенствование личности часто протекает в ограниченной степени, личность утрачивает способность к наиболее полному раскрытию.
Преодоление заикания является задачей современной и актуальной. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И.А.Сикорского, Н.Г.Неткачева и В.А.Гиляровского.
В настоящее время от логопеда требуется не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния.
Комментарии пользователей