Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 2 (Часть 2)
Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 2 (Часть 2)
Опубликовано: 03 декабря 2024 Автор:
Глава 2 (Часть 2)
Психолого - педагогическое изучение детей дошкольного и школьного возраста с заиканием
перейти к оглавлению
Констатирующий эксперимент
Констатирующий эксперимент включает в себя изучение психологических особенностей детей (обследование познавательной сферы); изучение эффективности логопедической работы.
Ученые-логопеды (Т.Б. Филичева и др.) выяснили, что у детей с речевым нарушением имеются специфические особенности общего психического развития. Отсюда очевидна необходимость разработки специальных целостных программ коррекционно-педагогического воздействия.
При этом встает необходимость привлечения педагога-психолога к совместной с логопедом и воспитателем коррекционной работе по устранению не только речевых нарушений, но и отклонений в познавательном процессе.
У детей с заиканием наблюдается отставание в формировании познавательных процессов, значительное место в структуре нарушений принадлежит общеорганическим проявлениям: расстройствам внимания, памяти, направленности и переключаемости психических процессов и тех форм мышления, которые наиболее тесно связаны с речью.
Существующие в этом плане наработки фрагментарны по постановке вопросов и не раскрывают сущность коррекционно-воспитательного процесса.
Детям с дефектами речи не достаточно только образовательных занятий и занятий с логопедом, поскольку воспитатель обучает в основном лишь практическим умениям и навыкам (правильно держать кисть, ножницы и т.д.), а развитию психических процессов (таких, как внимание, память, восприятие) не уделяется достаточно времени. Только с помощью педагога-психолога логопеда появляется возможность выявить и скорректировать нервно-психологические расстройства у детей с заиканием.
В связи с этим была разработана программа комплексного использования возможностей коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с заиканием.
У детей с заиканием в той или иной степени не сформированы все познавательные процессы. Структура нарушения познавательной деятельности при этом отличается неравномерностью, мозаичностью. Значительное место в ней принадлежит общеорганическим проявлениям: расстройствам внимания, памяти, темпа, направленности и переключаемости психических процессов и тех форм мышления, которые наиболее тесно связаны с речью, особенно внутренней.
Традиционные методы пихолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как они не устраняют первопричину нарушений. А.Л. Сиротюк предложила специальную кинезиологическую методику, которая включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д.
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Метод кинезиологической коррекции направлен на устранение психофизиологических отклонений в развитии, что позволяет не только снять отдельный симптом, но и улучшить функционирование, повысит продуктивность протекания психических процессов. Применение данного метода дает возможность улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
У детей с заиканием отмечаются выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На основе опыта коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми была разработана «Программа развития и коррекции познавательной сферы у старших дошкольников с заиканием», в которую входят:
методико-педагогическое обследование ребенка и направление его логопедическую группу;
психолого-педагогическое обследование и выявление степени нарушений речи и уровня психофизиологического развития ребенка;
составление программы, обеспечивающей коррекцию и развитие ребенка;
проведение коррекционно-развивающих занятий;
повторное психолого-педагогическое обследование ребенка с целью контроля динамики коррекционной работы;
оценка эффективности коррекционно-педагогической работы.
Для экспериментального обследования методико-педагогической комиссией были отобраны 11 детей, имеющих заикание.
Комментарии пользователей