Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 2 (Часть 3)
Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 2 (Часть 3)
Опубликовано: 03 декабря 2024 Автор:
Глава 2 (Часть 3)
Психолого - педагогическое изучение детей дошкольного и школьного возраста с заиканием
перейти к оглавлению
Диагностика коррекционно-педагогической
работы с заикающимися детьми.
Ход коррекционно-педагогической работы
Вначале в «Речевой карте» логопед фиксирует данные речевого обследования, необходимые ему для коррекционной работы. Сюда входят следующие разделы:
общее развитие ребёнка
Знание домашнего адреса, стихотворения, своей семьи.
Счёт и счётные операции.
Логическое мышление.
Конструктивная деятельность.
Величина, форма, цвет.
Временные понятия.
Пространственные представления.
Анализ звукового состава слова.
словарный запас
Понимание значения слов.
Знание частей целого и определение целого по частям.
Детёныши животных.
Профессии.
Подбор глаголов к предмету.
Кто как кричит.
Запас прилагательных.
словообразование
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Последовательность действий, причинно – следственные связи. Обобщающие понятия.
обследование речи
Строение артикуляционного аппарата. Общее звучание речи (голос, темп). Произношение и различение звуков. Фонематическое восприятие. Воспроизведение фразовой речи. Образование прилагательных от существительных. Образование приставочных глаголов.
Повтори слово. Назови по картинкам.
грамматический строй речи
Употребление существительных единственного и множественного числа в различных падежах.
Употребление форм родительного падежа во множественном числе.
Употребление в речи предлогов.
Преобразование единственного числа существительного во множественное число.
связная речь
Составление рассказа по картинке.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Пересказ рассказа.
Методы исследования
1)альбом индивидуального обследования дошкольников
диагностика уровня внимания, памяти, восприятия, словесно-логического мышления (диагностическое пособие)
анализ данных речевого и психолого-педагогического обследования детей.
Психолог-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы
Миша П. (тяжёлая степень заикания, стёртая форма дизартрии). Ребёнок из полной семьи. Дома с ребёнком занимаются. Не замкнут, в контакт вступает охотно и с детьми, и со взрослыми. На занятии охотно выполнял задания, но очень медленно. В игровой деятельности присутствует формальный интерес к игрушкам, принимает участие в ролевых играх, но сам их не организовывает.
Представления о пространственном расположении предметов имеются, но путает лево-право. Знает основные цвета и их оттенки. Знает счёт до 10 и обратно. Времена года назвал верно, но спутал признаки сезонов.
Мелкая моторика требует развития, движения медленные, с сильным нажимом.
Личностные черты: быстрая утомляемость от монотонной работы, моторная неловкость, пассивность, подчиняемость.
Особенности: внимание неустойчиво; требует развития двигательная и слухоречевая память; интеллектуальное развитие –задания выполняет правильно, но объяснить свой выбор затрудняется.
Артикуляционный аппарат: губы толстые, движения языка не точные, в неполном объёме. Общее звучание речи: голос тихий, речь невнятная.
Дима Г. (лёгкая степень заикания)
Ребёнок из полной семьи. Дома с ребёнком занимаются. К его нуждам и интересам относятся с вниманием.
Любит играть в спокойные игры, лидером среди друзей не является. Пространственные представления сформированы. Может считать до 10, обратный счёт не знает. Основные цвета, оттенки знает. Знает времена года, части суток.
Мелкая моторика развита достаточно. Соматически ослаблен.
Личностные черты: усидчивость, достаточная работоспособность, впечатлительность, ранимость.
Устойчивое внимание, средний уровень развития памяти. Интеллектуальное развитие: средний уровень.
Артикуляционный аппарат: язык послушный, губы нормальные.
Давид Х. (сложная степень заикания, стертая форма дизартрии)
Ребёнок из неполной семьи, воспитывает мать (домохозяйка). В отношениях матери и ребёнка присутствует излишняя эмоциональная дистанция. Тип воспитания: авторитарный, замечаются неприятие и эмоциональное отвержение. Мать считает, что ребёнок здоров, и педагоги излишне придираются к Давиду. По заключению психоневролога, у мальчика ММД, синдром двигательной расторможенности, задержка интеллектуального развития. Беседы логопеда с мамой о том, что с ребёнком необходимо заниматься, уделять его развитию больше времени, не привели к решению проблемы, а усугубили её. Мать отдала Давида в кружок при ДК «Учись играя!», где ведётся подготовка к школе, а не логопедические занятия в сад стала приводить Давида нерегулярно. Таким образом, на мальчика увеличилась психологическая и физическая нагрузка.
В игровой деятельности Давида присутствуют стереотипные игры, неадекватные действия. Давид легко вступает в контакт с детьми, но дети не любят играть с ним. Друга у Давида нет, организатором игр не является. Дефекта речи не стесняется, но внешне выглядит «затравленным волчонком». Пространственные представления сформированы. Не знает времён года, частей суток. Основных цветов не знает. Счёт до 10, обратный – не знает. Не смог продолжить сказку и ответить на вопросы по её содержанию («Колобок»).
Личностные черты: невнимательность, неусидчивость, заторможенность, демонтстративность, склонность к аффектам. По методике Е.А Екжановой, не смог справится с заданием: искал узор. Требуется развитие мелкой моторики.
Наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, неразвитость самоконтроля. Высокая утомляемость.
Требуется развитие свойств внимания, слухоречевой памяти.
Гоша П. (сложная степень заикания, стёртая форма дизартрии). Воспитывается в полной семье. Есть родной брат. Ребёнок знает основные цвета. Времена года путает, части суток не знает. В игре неактивный, интересы нестойкие.
Мелкая моторика развита слабо, движения неточные, сила нажима неравномерна. Скованность в движениях. Низкая работоспособность.
Личностные черты: робость, ранимость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость.
Внимание неустойчиво. Требуется развитие зрительной памяти.
Артикуляционный аппарат в норме. Подвижность языка-тремор.
Миша С. (средняя степень заикания).
Ребёнок из неполной семьи. Воспитывается бабушкой и мамой.
Дома с ребёнком занимаются. Любит спокойные игры с малым количеством детей.
Домашний адрес знает. Пространственные представления сформированы, путает право-лево. Счёт до10 и обратный знает. Цвета и оттенки знает. Геометрические фигуры различает. Знает времена года, части суток путает.
Ответил по существу на вопросы по сказке «Репка». Мелкая моторика требует развития. Сила нажима неравномерна. Уровень интеллектуального развития – ниже среднего. Быстрая утомляемость, на занятиях отвлекается.
Личностные черты: медлительность, уравновешенность, активность.
Достаточно устойчивое внимание, требуется развитие речеслуховой памяти.
Интеллектуальное развитие по возрасту.
Артикуляционный аппарат: язык вялый, движения неточные.
Толя Б. (средняя степень заикания, стёртая форма дизартрии). Воспитывается в неполной семье матерью.
Отношение к ребёнку хорошее, дома выполняет все задания логопеда.
С детьми Толя доброжелателен, охотно играет, может организовать ролевую игру. Со взрослыми в контакт вступает охотно.
Счёт до 39, обратный не знает, счётными операциями не владеет.
Пространственные представления сформированы. Знает времена года, части суток. Цвета и оттенки знает. Геометрические фигуры различает.
Пересказал сказку «Колобок».
Мелкая моторика быстрая, движения не чёткие.
Личностные черты: доброжелательность, подвижность, впечатлительность, двигательное беспокойство.
Достаточно устойчивое внимание, эмоционально-волевая незрелость.
Интеллект: низкая возрастная норма. Артикуляционный аппарат: движения языка неточные.
Саша Я. (средняя степень заикания).
Воспитывается в полной семье.
Хорошо контактирует со взрослыми и детьми. Лидером не является.
Пространственные представления сформированы. Времена года, части суток, месяцы не знает. Счёт до 10, обратный – не знает.
Мелкая моторика развита слабо, нажим слабый.
Рисунки, по методике Е.А. Екжановой, схематичны.
Звуковой анализ слова произвела без ошибок.
Достаточно устойчивое внимание, усидчива. Соматически ослаблена.
Личностные черты: медлительна, доброжелательность, эмоциональная неустойчивость.
Работоспособность достаточная.
Артикуляционная аппарат: движения языка неточные, короткая подъязычная связка. Голос тихий, темп речи в норме.
Вера А. (сложная степень заикания, сложная форма дизартрии).
Воспитывается в полной семье. Ребёнку не уделяется должного внимания, занимаются нерегулярно.
Вера хорошо играет со всеми детьми, но от игры быстро устаёт. Чаще держится обособлено.
Пространственные представления сформированы. Счёт до 19, обратный не знает. Цвета знает. Не знает прямоугольника и треугольника. Времена года знает, месяцы – нет, части суток путает.
Мелкая моторика требует развития, движения быстрые, неточные, с разным нажимом. Левша.
Личностные черты: любопытная, моторно неловкая, невнимательная.
Низкая работоспособность, низкий самоконтроль, требуется развитие слухового восприятия.
Артикуляционный аппарат: язык послушный, кончик языка раздвоенный. Голос звонкий, темп речи немного ускоренный.
Настя К. (средняя степень заикания).
Воспитывается в полной семье. Работа с ребёнком ведётся регулярно, систематически после посещения мамой открытого логопедического занятия. Отношение к ребёнку хорошее, внимательное. Девочка в контакт со взрослыми и детьми вступает охотно. На занятиях требуется индивидуальный подход. Пространственные представления сформированы. Счёт до10, обратный знает.
Основные цвета знает, не знает овал и треугольник.
Времена года, части суток знает.
Мелкая моторика развита достаточно. Нажим сильный, неравномерный. Внимание достаточное, требуется развитие зрительной памяти, самоконтроля. Интеллект соответствует возрасту.
Лера Я. (средняя степень заикания, стёртая форма дизартрии).
Воспитывается в полной семье. Пришла в детский сад в четырех летнем возрасте. Адаптационный период был сложный. В контакт с детьми и воспитателем долго не вступала. В настоящее время девочка привыкла к режиму детского сада.
Любит играть с куклами. С детьми организовывать игру не может.
Пространственные представления сформированы, путает право-лево. Домашний адрес не знает.
Цвета знает. Время года, последовательность знает. Не знает частей суток, месяцы.
Требуется развитие мелкой моторики, зрительной памяти, слухового восприятия. Двигательная координация неточная, внимание неустойчивое, низкая работоспособность.
Личностные особенности: язык вялый, координация движений в неполном объёме. Голос тихий.
Вика В. (средняя степень заикания).
Воспитывается в полной семье. Девочка тихая, очень спокойная, на контакт идёт неохотно. Очень обидчива.
Домашний адрес знает. Знает основные цвета и их оттенки. Знает времена года, месяцы, части суток.
Пространственные представления сформированы, путает лево-право.
Мелкая моторика развита достаточно. Внимание хорошее, высокая работоспособность.
Личностные особенности6 обидчивость, впечатлительность, замкнутость, эмоциональная неустойчивость, исполнительность.
Занимается старательно на занятиях, усидчива.
Соматически ослаблена.
Артикуляционный аппарат: Язык послушный.
Опытно-экспериментальная проверка
психологических особенностей заикающихся детей.
После ознакомления с группой по «Речевой карте» проводится индивидуальное обследование.
Альбом индивидуального обследования дошкольника
Автор Т.А. Ткаченко
Индивидуальный альбом содержит оптимальное количество тестовых заданий с картинками для выявления основных психологических, интеллектуальных и речевых особенностей дошкольников от трёх до шести лет. В ходе обследования предусмотрена наглядная фиксация результатов выполнения каждого задания. На каждого ребёнка предусмотрен индивидуальный «альбом…» с тем, чтобы в процессе коррекционно-педагогической работы была возможность проследить динамику развития ребёнка.
Для проведения обследования необходимо следующее: отдельная комната (лучше всего – кабинет логопеда), «Альбом…» и простой карандаш для пометок. Форма работы: индивидуальная. На обследовании желательно присутствие матери ребёнка.
Анализ полученных результатов.
Для более полного представления о характере и глубине проблем, имеющихся у дошкольника, следует учитывать адекватность поведения ребёнка, его активность и интерес к выполняемым заданиям, критичность по отношению к результатам своей деятельности, а также способность к обучению. Перечисленные социально-психологические качества могут иметь различную степень выраженности у каждого ребёнка, могут изменяться в процесссе коррекционно-педагогической работы. Для анализа учитывается наличие высокой степени развития этих качеств.
За наличие одного из них – 1балл.
Комментарии пользователей