Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 3 (Часть 7)
Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 3 (Часть 7)
Опубликовано: 23 декабря 2024 Автор:
Глава 3 (Часть 7)
Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
перейти к оглавлению
Использование приемов логопедического массажа при заикании
Одним из инструментальных методов воздействия в комплексной медико-педагогической системе реабилитации заикающихся является логопедический массаж, т. е. совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела, которые связаны с обеспечением речевой деятельности человека. Физиологическое действие логопедического массажа на организм заикающегося является достаточно эффективным.
Во время массажа происходит раздражение рецепторов в коже и мышцах, что приводит к улучшению кровоснабжения питания тканей, усилению оттока крови по венам, улучшению лимфотока и обменных процессов.
Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус мышц при их спастичности и, напротив, повысить его при снижении, помогает формированию и осуществлению активных произвольных координированных движений органов артикуляции.
Как правило, под влиянием логопедического массажа у заикающихся уменьшается скованность артикуляционных движений, возникает чувство приятного тепла в области лица, шеи, грудной клетки. В целом эмоциональное состояние заикающихся улучшается. Таким образом, массаж оказывает положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, которые играют главную роль в речевом процессе.
Массаж может осуществлять логопед или дефектолог, владеющие техникой логопедического массажа, т. е. прошедший специальную подготовку. Также массаж может осуществляться родителями, специально проинструктированными и обученными логопедом.
Остановимся на технической стороне проведения массажа. Руки логопеда должны быть чистыми, теплыми, без ссадин, царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа. Руки перед процедурой массажа можно обработать «Детским» кремом. Артикуляционный массаж проводят в чистом, уютном, теплом, хорошо проветренном помещении. Ребенок может лежать на кушетке или сидеть на стуле с удобной спинкой; логопед располагается за его спиной.
Основной прием массажа — ПОГЛАЖИВАНИЕ, обязательный прием, с которого начинают каждую процедуру. Этот прием чередуется с другими и завершает каждый массажный комплекс. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах и даже в удаленных от массируемого участка сосудах; снижается мышечный тонус, замедляется дыхание, что само по себе расценивается как проявление процессов торможения высших отделов центральной нервной системы с последующим понижением возбудимости. Наряду с этим более глубокое и энергичное поглаживание оказывает возбуждающее воздействие на центральную нервную систему.
Расслабление мышц артикуляционного аппарата начинается с так называемого «общего мышечного расслабления», а именно с расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук, плечевого пояса. Затем специалист проводит расслабляющий массаж мышц лица. Движения рук должны быть легкими, нежными, скользящими, успокаивающими, совпадающими с музыкальным сопровождением.
Поверхностное поглаживание — мягкий, «щадящий» прием. Ладони специалиста должны быть максимально расслаблены. Этот прием применяется для снижения тонуса артикуляционной мускулатуры.
Глубокое поглаживание — более интенсивный прием. Он применяется для воздействия на рецепторы глубоко «заложенных» мышц и сосудов.
Растирание — выполняется с применением значительной силы давления на массируемую область. Оно значительно усиливает кровообращение, обменные и трофические процессы в тканях, сократительную функцию мышц, повышает тонус.
Прерывистая вибрация или поколачивание — оказывает различное действие. Слабое поколачивание повышает тонус мышц, а сильное или «стакатто» снижает повышенный тонус мышц и возбудимость нервов.
Плотное нажатие — улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, усиливает моторные рефлексы, значительно повышает тонус мышц.
Так как при заикании отмечается повышенный тонус в артикуляционной и лицевой мускулатуре, каждый массажный прием необходимо завершать поглаживанием.
Упражнения 1, 2. ОБЩЕЕ ДВИЖЕНИЕ — ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛИЦА И ШЕИ. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производится поглаживание по массажным линиям. Заканчивается поглаживание фиксацией мочек ушных раковин.
Упражнение 3. ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛИЦА. Третьи и четвертые пальцы располагаются на середине подбородка, вторые - над верхней губой. Производится поглаживание по массажным линиям к козелкам ушной раковины.
Упражнение 4. ПЕРЕХОДНОЕ. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами поглаживать из-под подбородка по носогубной складке, боковым поверхностям носа и через переносицу переходить к поглаживанию по массажной линии от середины лба к височным впадинам. Пальцами слегка прижимать кожу.
Упражнение 5. ВОЛНООБРАЗНОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ. От внутренних углов глаз пальцами легко скользить к бровям и, захватив их вторыми и третьими пальцами, производить волнообразное поглаживание по направлению к виску. Заканчивать движение легким прижиманием кожи на висках.
Упражнение 6. ПОГЛАЖИВАНИЕ КРУГОВЫХ МЫШЦ ГЛАЗ. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производить поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходить па верхнее веко и поглаживать его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.
Упражнение 7. ПОГЛАЖИВАНИЕ ЛОБНОЙ И ВИСОЧНОЙ ВПАДИНЫ. Вторыми, третьими и четвертыми пальцами обеих рук, согнутыми по форме лба, попеременно производить поглаживание снизу вверх, плавно передвигая пальцы к вискам. Дополнительно поглаживать подушечками пальцев виски.
Упражнение 8. ПЕРЕХОДНОЕ. Вторыми, третьими, четвертыми и пятыми пальцами обеих рук одновременно производить поглаживание по массажным линиям.
Упражнение 9. ПОКОЛАЧИВАНИЕ. Подчелюстную область массировать похлопыванием тыльной стороны пальцев, затем подушечками четырех пальцев обеих рук одновременно производить поколачивание по массажным линиям.
Упражнение 10. «СТАКАТТО». Резкие, отрывистые, поочередные удары подушечками пальцев. Движение производить непрерывно, обеими руками, одновременно по массажным линиям, заканчивать фиксацией у мочек ушных раковин.
Упражнение 11. ПЛОТНОЕ ПРИЖИМАНИЕ. Движения выполняются двумя руками одновременно, начиная снизу, постепенно поднимаясь вверх. После каждого нажима следует немного приподнимать руки и вновь нажимать на массируемый участок. Последнее движение совершается от середины лба к височной впадине.
Упражнение 12. ПОГЛАЖИВАНИЕ ПО МАССАЖНЫМ ЛИНИЯМ.
Упражнение 13. Специальное упражнение, рекомендуемое для расслабления круговой мышцы губ, с которой связана, пожалуй, самая распространенная при заикании, смыкательная губная судорога. Указательные и третьи пальцы логопед располагает около углов рта, губы растягиваются, как при улыбке. Обратным движением губы возвращаются в исходное положение. Движения легкие, плавные, скользящие.
Аналогичные движения проводятся поочередно с верхней и нижней губой.
В отдельную группу должны быть выделены расслабляющие упражнения для языка, которые помогают на некоторое время справиться с судорогами мягкого неба, кончика, корня, спинки языка, а также изгоняющей судорогой языка, судорогой нижней челюсти и т.д.
До начала массажа логопед просит выполнить упражнение, известное под названием «НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК».
Заикающийся выкладывает широкий, ленивый, вялый язык па нижнюю губу, а затем, слегка «пошлепывая» его верхней губой, тихо произносит «пя-пя-пя...». Возникшее ощущение вялости и расслабленности стараемся сохранить до конца лечебного сеанса. Это упражнение способствует снятию гипертонуса с мышц языка.
Упражнения для расслабления мышц языка:
— вибрация в течение 15 сек. указательными пальцами обеих рук нижней челюсти;
— похлопывание, поглаживание, вибрация языка деревянным шпателем в течение 15 сек. Шпатель накладывается на кончик языка.
Перед началом артикуляционного массажа логопед тихим и ласковым голосом дает следующие установки: «Глаза закрыты... как перед засыпанием... Губы едва соприкасаются… Зубы разомкнуты... Лицо спокойно и неподвижно... На лице — маска покоя...»
Расслабление мышц шеи и затылочных мышц способствует рефлекторному расслаблению мышц языка.
Активный массаж языка проводится только в том случае, если имеется частичный парез мышц языка или нарушена реципрокная иннервация на фоне имеющийся церебральной дефицитарности.
Воздействие на личность заикающихся
Заикание существенно отражается на формировании личности. При хронификации этого речевого нарушения часто наблюдаются патологические формы поведения и сужение рамок социальной адаптации заикающихся.
По мнению В.Н. Мясищева, личность раскрывается как сложная система отношений, она развивается в процессе ее деятельности и общения с другими людьми. Речь наиболее тесным образом связана с личностью человека, так как важнейшей функцией языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в процессе диалогического взаимодействия. Нарушение общения, которое наблюдается при заикании, меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.
У детей с невротической формой заикания общественные отношения (с родителями и сверстниками) нарушаются постепенно по мере хронификации речевого нарушения и осложнений его вторичными явлениями. При неврозоподобной форме - развитие общественных отношений существенно отстает от нормы. Известно, что в дошкольном возрасте многих заикающихся детей отличают тревожность, мнительность, боязливость и пр. С возрастом появляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения. Все эти особенности развития личности заикающихся приводят к нарушению социальной адаптации.
Следовательно, реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только постановкой плавной речи. Значительную роль играет и воспитание личности.
Целью этого направления реабилитационной работы является развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Для детей дошкольного возраста оно важно как подготовка к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых — это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим их лицам и взаимоотношений с ними.
Работа осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.
Психотерапевтическое направление складывается из общей, частной и специальной психотерапии. Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференцировано, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.
Общая психотерапия предполагает создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки, что является благоприятной почвой для использования приемов частной психотерапии.
К частной - относится рациональная, суггестивная, тренировочная психотерапия и трудотерапия. Рациональная психотерапия состоит в доступном разъяснении заикающимся сущности их страдания, в воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности их излечения. Она проводится как индивидуально так и коллективно, направляется на переориентацию личности заикающегося по отношению к своему дефекту как главному фактору, тормозящему реализацию жизненных планов.
Суггестивная психотерапия (термин «суггестия» означает внушение) может проводиться в бодрствующем состоянии или в состоянии дремоты, в процессе которой заикающимся внушаются мысли о выздоровлении, о возможности плавной речи в любой ситуации и т. п.
Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, направленная на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.
Среди методов психотерапии важное место в работе с заикающимися занимает коллективная психотерапия. Этот вид предусматривает лечебное влияние коллектива на каждого члена группы, включает в себя проведение специальной работы по устранению отрицательного влияния пациентов друг на друга, оказание помощи заикающимся в утверждении своей роли в коллективе, умении согласовывать свои желания с требованиями коллектива, что, в конечном счете, ведет к адаптации их к обычным жизненным условиям. Коллективная психотерапия воплощается в таких видах работы, как библиотерапия, трудотерапия, организация соревнований логопедических групп заикающихся по всем разделам обучения и т. п.
Для заикающихся дошкольного возраста наибольшее значение имеет общая психотерапия.
Этот вид психотерапии предполагает создание особой атмосферы взаимоотношений как в детском саду, так и в семье. Такие условия достигаются за счет осуществления всеми сотрудниками воспитательного учреждения и родными ребенка единых требований к поведению ребенка, выполнению им режимных моментов и речевого поведения в соответствии с этапом коррекционной работы.
Обстановка вокруг заикающегося, должна быть доброжелательной и спокойной. Речь всех окружающих ребенка лиц должна быть негромкой, спокойной, размеренной. Для заикающегося дошкольника, в особенности, если он впервые поступает в детский сад, важны ласковые интонации в голосе персонала и улыбающиеся приветливые лица. Следует как можно чаще ребенка поощрять, особенно при проявлении им инициативы, четкого выполнения правил поведения и т. д. Положительный эмоциональный климат воспитательного учреждения и семьи способствует развитию у ребенка чувства уверенности в себе, повышает его самооценку.
На логопедических занятиях с заикающимися дошкольниками необходимо также поощрять даже незначительные достижения детей, воспитывая в них уверенность в своих силах.
Психологическое воздействие на заикающихся дошкольников осуществляется, в основном, в игровой деятельности как ведущей деятельности этого возраста.
Учитывая то, что эволюционное заикание начинается в дошкольном возрасте, коррекционно-воспитательный процесс по формированию личности заикающихся должен начинаться одновременно с логопедическими воздействиями.
Игра служит средством воспитания заикающихся детей и коррекции личностных отклонений. Специалист должен отчетливо представлять разницу между игровыми упражнениями, которые широко используются в логопедической работе с заикающимися и игровой деятельностью.
Игровая деятельность, в отличие от игровых упражнений, предполагает определенную систему взаимоотношений играющих, где имеется ролевое распределение, развитие и завершение игры, а также оценка исполнения роли каждого играющего. Характер игры, ролевое распределение, речевая активность детей, степень самостоятельности зависят от возраста детей, психофизических возможностей и этапа логопедической работы. При этом следует учитывать основные дидактические принципы педагогики воспитания: постепенное усложнение сюжета игры, речевого материала и методики проведения. Для воспитания заикающихся детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение детей, их общение со сверстниками и взрослыми.
Используя игровую деятельность в коррекционных целях, необходимо помнить, что перенос реальности в игру, а затем перенос игры в реальность, позволяют ребенку вживаться в роль и вести себя соответственно этой роли. Это дает возможность ребенку учиться менять свое поведение в зависимости от ситуации, ориентироваться в том, как ведут себя партнеры, гибко использовать как средства вербального, так и невербального общения. Игровая деятельность, применяемая в коррекционных методиках воспитания личности, позволяет заикающемуся идентифицировать себя с положительным героем, занимать активную позицию, самовыражаться.
В ролевой игре важное значение имеет взаимопонимание ребенка с логопедом, создание логопедом модели общения в игровой ситуации, которая в дальнейшем постепенно должна становиться образцом для подражания в общении в повседневной жизни.
В ролевой игре логопед показывает модели решения конфликтных ситуаций, что позволяет постепенно воспитывать адаптивные черты поведения заикающихся (Е.Ю. Рау; 1992 и др.). На первом этапе логопедической работы, когда осуществляется «щадящий речевой режим», используются игры, направленные на развитие невербальных форм общения. На этом этапе могут допускаться односложные ответы («Да», «Нет»), а через некоторое время шепотная речь. Для реализации этих задач логопед словесно рисует занимательный игровой сюжет, в котором дети принимают участие, выполняя соответствующую сюжету роль с помощью движений, жестов и мимики.
Игра «Зайцы и лиса»
Логопед. Наступило утро, все зайчики проснулись, потянулись, пошевелили ушками, протерли глазки, носик, помыли лапки, потопали ножками и поскакали на полянку. Вдруг из-за куста выглянула лиса. Зайчики испугались, присели, ушки подняли вверх, слушают и смотрят внимательно... и т.д.
Соответственно тексту и инструкциям логопеда или воспитателя дети выполняют движения. Вначале это происходит по образцу, который показывает специалист, а затем и самостоятельно, соответственно инструкции.
При проведении таких игр внимание специалиста должно быть направлено на развитие выразительности движений и мимики. Постепенно должны вводиться игры, включающие общение персонажей между собой, например, «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и пр. В процессе игровой деятельности у детей с невротической формой заикания снимается эмоциональное напряжение, снижается фиксация на дефекте. Обогащаются и становятся свободнее возможности невербального общения. Дети с удовольствием имитируют особенности поведения разных животных и их общение между собой.
У детей с неврозоподобной формой заикания с помощью невербальных игр создаются условия для развития выразительности жестикуляции и мимики. Постепенно у них формируются умения использовать эти навыки для общения.
Невербальные игры, проводимые на этом этапе, способствуют формированию коллективной деятельности детей, умения подчинять свое поведение общим целям коллектива.
При переходе на облегченные формы речи (сопряженная, отраженная, вопросно-ответная) воспитательная роль игры усложняется. С помощью игры воспитывается возможность произвольного поведения. Дети учатся выполнять требования, которые исходят не только от взрослого, но и от сверстника.
На данном этапе выбирается водящий в играх с помощью считалок (ритмизированная речь в сочетании с движением руки). В этот период приобретают актуальность игры-драматизации, настольный и кукольный театр и т. п., в которых используются облегченные формы речи.
При выработке самостоятельной речи круг игровых ситуаций существенно расширяется. Выполнение ролей в сюжетно-ролевых играх воспитывает у детей способность организовать общение в конкретной жизненной ситуации (продавец и покупатель, больной и доктор, дочка и мама и т. п.).
Переход к творческой игре создает условия развития фантазии, творческой активности, организационных способностей ребенка. Творческая игра в наибольшей мере, чем другие, способствует развитию общения, осознаванию своей роли в коллективе сверстников, т. е. развитию адекватного социального поведения.
Профилактика заикания
Предупреждение появления заикания у детей связано с просветительской работой среди родителей и работников дошкольных учреждений.
Поскольку на появление заикания большое влияние оказывают особенности речевого развития ребенка, его характерологические качества, внутрисемейные отношения и многое другое, необходимо, чтобы родители, воспитатели и окружающие ребенка близкие люди были осведомлены о закономерностях речевого развития и об условиях, которые могут способствовать возникновению речевого нарушения.
В профилактике заикания выделяются три основных направления:
предупреждение возникновения заикания у детей;
предупреждение хронификации и рецидивов заикания;
предупреждение нарушений социальной адаптации.
Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.
Во-первых, это дети с тревожными чертами характера. Обычно они очень привязаны к матери, реагируют на изменения её настроения. Такие дети нередко дают реакцию в виде нарушения сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (помещение в ясли, детский сад, длительное отсутствие матери и т. п.).
Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием. У таких детей первые слова появляются до одного года. В год шесть – год восемь месяцев у них формируется фразовая речь. В два – два с половиной года они начинают говорить развернутыми фразами. Их речевая активность высокая. В этот период в речи у них появляются множественные итерации. Речь часто протекает в период инспираторной фазы дыхания.
В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития. Слова у таких детей появляются после одного года, чаше всего к году трем – году пяти месяцам. Фразовая речь формируется после трех лет, фаза её интенсивного развития приходится на возраст в три года шесть месяцев. Речь таких детей зачастую невнятна, существенны нарушения звукопроизносительной стороны.
В-четвертых, это дети с генетическими факторами риска, т. е., с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевого нарушения).
Дети, имеющие в ближайшем речевом окружении лиц, страдающих заиканием, подвержены заиканию чаще, чем другие.
Дети, воспитывающиеся в семьях с двуязычием, также находятся в ситуации риска заикания.
Комментарии пользователей