Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 3 (Часть 8)
Современный комплексный метод логопедической работы по преодолению заикания: Глава 3 (Часть 8)
Опубликовано: 13 ноября 2024 Автор:
Глава 3 (Часть 8)
Современные технологии формирования плавной речи заикающихся в структуре направленного обучения
Клиническое и психолого-педагогическое обследование заикающихся
перейти к оглавлению
Возникновению заикания у этих групп детей способствует уменьшение адаптивных возможностей их центральной нервной системы.
В просветительской деятельности логопеда большое внимание должно уделяться работе с родителями. В семье с факторами риска заикания нужно создать условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.
У детей дошкольного возраста, особенно у детей с тревожными чертами характера, легко возникают страхи в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания и т. п. Нередко дети боятся остаться в темноте и просят не гасить свет перед засыпанием, боятся остаться одни в комнате, пройти по темному коридору и т. п.
Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно находился в темноте перед засыпанием, так как это может усилить страхи и зафиксировать их. Рекомендуется оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет. При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, необходимо обратиться к психоневрологу.
Следует обратить внимание родителей на то, что для детей в возрасте от одного года до шести – семи лет речь родителей является образцом. Общими правилами речевого поведения родителей являются следующие:
— речь должна быть достаточно плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;
— желательно, чтобы речь родителей была четкой;
— нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;
— речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами;
— взрослые не должны включать в речь при общении с ребенком сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
— при общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
— ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Дети легко запоминают их, а ритмизованная речь способствует выработке правильных речедвигательных автоматизмов.
Случаи раннего речевого развития не следует оценивать как положительное явление. Ребенка с ранним речевым развитием опасно «перегружать» речевым общением: вводить новые слова и речевые обороты в обиходную речь, поощрять речевую активность, демонстрировать «успехи» ребенка окружающим и пр. Напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации. Выбор книг должен быть ограничен и строго соответствовать возрасту. Таким детям противопоказаны массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке.
Речевые образцы взрослых играют особо важную роль в организации речедвигательных автоматизмов таких детей. Речь взрослых должна быть спокойной и неторопливой, с четким проговариванием слов и предложений. Детям полезны игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз. Очень важно обратить внимание на процесс становления у них речевого дыхания.
Таким образом, для детей с ранним речевым развитием профилактические мероприятия прежде всего связаны с охранительным речевым режимом, ритмизацией речи и формированием речевого дыхания.
В тех случаях, когда итерации и речь на вдохе наблюдаются более полугода без тенденции к «сглаживанию» и далее к исчезновению этих феноменов, необходимо начинать коррекционную педагогическую работу в целях предупреждения заикания.
Дети с некоторой задержкой речевого развития нередко при тщательном обследовании их психоневрологом обнаруживают те или иные симптомы церебрастенического синдрома (повышение внутричерепного давления, двигательная расторможенность, снижение внимания и т. д.).
Такие дети нуждаются в стимуляции речевого развития, однако эта стимуляция должна быть очень осторожной и умеренной. В первую очередь, надо формировать звукопроизносительную сторону речи и речевое дыхание (базовые уровни речедвигательного акта).
В период интенсивного накопления словаря и развития фразовой речи необходимо быть предельно внимательным к появлению итераций. Если на протяжении трех – четырех месяцев количество итераций не снижается, необходимо переходить к коррекционным воздействиям, направленным на выработку плавности речи.
У детей с семейным левшеством полезно своевременно выявлять симптомы нарушения формирования нормальных межполушарных отношений. В дошкольном возрасте у части детей не сразу устанавливается доминантность одной из рук. Дети могут одинаково свободно использовать то правую, то левую руку в своих действиях. В этих случаях рекомендуется организовывать деятельность ребенка так, чтобы максимально активизировать правую руку. Необходимо последовательно, но в то же время не насильственно, вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку. Во время прогулок стараться держать ребенка за его правую руку и т. д. Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, не следует этого запрещать.
Известно, что дети-левши эмоционально неустойчивы, тревожны, имеют низкий уровень адаптационных возможностей центральной нервной системы. Для таких детей особенно важна эмоциональная стабильность в семейных отношениях и вредна резкая смена окружающей обстановки (например, помещение в детский сад без периода адаптации).
Наличие заикающихся в семье может иметь патогенное значение для развивающейся речи ребенка. В первую очередь, должно быть рекомендовано значительное ограничение речевого общения заикающегося с маленьким ребенком, особенно в период формирования у того фразовой речи. Их общение может протекать только при использовании таких видов речи, в которых у взрослого заикающегося не проявляется заикания (например, чтение стихов, односложная вопросно-ответная речь и пр.).
Заикающимся родителям рекомендуется пройти курс лечебно-коррекционного воздействия для устранения заикания.
Для детей, речь которых формируется в условиях семьи с двуязычием (т. е. где говорят на двух или более языках), должны быть созданы особые условия. Нервная система детей в период развития речи испытывает значительное напряжение. Оно возрастает в тех случаях, когда формируются одновременно две языковые системы. Нередко в этой ситуации появляются те или иные симптомы речевого нарушения или возникают отклонения от нормы. В одних случаях это задержка развития каждой из языковых систем, которыми ребенок овладевает одновременно, несоответствующий возрасту малый словарный запас, задержка формирования грамматических структур, использование разных языков при построении одной фразы и т. д. В других случаях может развиться и заикание.
Для того, чтобы избежать развития заикания, необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала только одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к четырем годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии.
Профилактика хронификации заикания
При «остром» начале заикания, что бывает, как правило, после испуга, необходимо срочно создать условия для нормализации эмоционального состояния ребенка, особенно в тех случаях, если после испуга наблюдался мутизм.
Такими условиями может быть смена обстановки, в которой произошла психическая травма, на нейтральную; создание специального охранительного режима с пролонгированным сном и снижением уровня поступающей информации. Желательна консультация логопеда и психоневролога.
При появлении судорожных запинок родители не должны внешне проявлять своего беспокойства, тем более, не должны делать замечаний по поводу речи ребенка, требовать от него её плавности, правильного произношения звуков, слов и т. п. Недопустимы передразнивания и насмешки. В инициальный период заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним лишь в необходимых случаях. Речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры наедине с собой заикающиеся дети оречевляют свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и пр.
Нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует в этих случаях переводить форму речевой активности ребенка из монологической в диалогическую, с тем чтобы упростить как форму общения, так и лексико-грамматическое оформление высказываний.
Логопед может рекомендовать родителям использовать как ритмизированную речь, так и пение в общении с ребенком, разучивать с ним стихи, имеющие короткую строку, четкий ритм и соответствующее возрасту ребенка содержание. Ребенку полезно выполнять ритмические движения под музыку (маршировать, хлопать в ладоши и пр.). При этом ритм выполнения движений должен быть выбран такой, чтобы ребенок выполнял это без напряжения, с удовольствием.
Все дисциплинарные требования должны предъявляться спокойным тоном, не носить характера безапелляционных приказов. Если ребенок сопротивляется выполнению требований, следует переключить его внимание на другую деятельность.
Логопед должен объяснить родителям, что заикание у ребенка можно устранить, правильно выполняя рекомендации.
Предупреждение рецидивов заикания
Несмотря на эффективность коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми в дошкольном возрасте, в школьном - у таких детей могут быть рецидивы заикания, так как у них остается низким уровень адаптивных возможностей центральной нервной системы. В связи с этим усиление эмоциональной, психической и физической нагрузок может вызвать рецидив заикания. Наиболее часто первый рецидив наступает при поступлении ребенка в школу. В период школьного обучения активно формируется связная контекстная речь, перевод заикающегося школьника на письменную форму ответов не приносит положительного эффекта на формировании монологического высказывания в целом.
Кроме этого, отсутствие речевой практики в условиях учебной деятельности отрицательно сказывается на всех сторонах устной речи, а главное, на речевом общении.
Чтобы предупредить рецидив заикания, родителям необходимо особым образом готовить такого ребенка к школе: еще до 1 сентября ребенок должен посетить школу и класс, в котором он будет учиться; походить по классу, посидеть за партой, узнать, где находится туалет. Необходимо заранее познакомить ребенка с педагогом. Педагог должен знать о том, что ребенок в прошлом заикался и потому требует к себе особого отношения.
Такого ребенка нельзя спрашивать первым, настаивать на ответе, если ребенок молчит, требовать от него развернутых устных ответов. При этом необходимо максимально поощрять его активность. Рекомендуется в первое время вызывать маленького школьника к ответам перед классом только с чтением стихов.
Если у учащегося будут судорожные речевые запинки, не следует торопить его с ответом. В случаях возникновения рецидива заикания не рекомендуется отстранять заикающегося от устных ответов перед классом.
Необходимо, чтобы логопед дал советы родителям и школьному учителю, как организовать взаимоотношения с этим ребенком и как организовать его взаимоотношения с одноклассниками. В то же время ребенок не должен чувствовать жалость со стороны учителя, иметь какие-либо привилегии по сравнению с одноклассниками. Заикающийся должен чувствовать, что он такой же, как все.
Можно рекомендовать родителям, чтобы ребенок готовил все домашние задания вслух.
При ослаблении здоровья ребенка после соматических или инфекционных заболеваний необходимо проведение щадящего общего и речевого режима.
Желательно, чтобы ребенок, в прошлом страдавший заиканием, наблюдался логопедом и психоневрологом в течение одного – полутора лет.
Следующим «опасным» для рецидива заикания является пред- и пубертатный возраст. В этот период психосоматического развития усложняются формы общения, возрастают требования к собственной речи, у подростка нарастает эмоциональное напряжение, связанное с эндокринной перестройкой организма. Нередко наблюдаются переживания подростка, связанные с его социальным статусом среди сверстников. Заикающиеся чаще всего имеют судорожные запинки при ответах в классе, в то же время на перемене они могут свободно говорить с одноклассниками. Может создаваться впечатление, что заикающийся не знает ответа и пользуется заиканием, чтобы избежать плохой отметки. Одни учителя порой не могут скрыть своего раздражения и ставят плохие оценки, другие — напротив, боясь спровоцировать заикание, перестают спрашивать устно. Все это создает психологическое напряжение у подростка, не позволяет ему полноценно учиться и сказывается на формировании личности.
Необходимо сразу же обратиться за лечебно-педагогической помощью.
Для того, чтобы избежать возможных рецидивов заикания, рекомендуется длительное диспансерное наблюдение логопедом и психоневрологом (психологом), а также периодическая психолого-педагогическая поддержка в виде логопедических занятий и психотерапии.
Для взрослых практикуются поддерживающие психолого-педагогические курсы типа «группы поддержки» (долечивания) или «группы открытых дверей». Обычно они организуются при крупных консультативных и реабилитационных центрах.
Предупреждение нарушений социальной адаптации заикающихся начинается в дошкольном возрасте. Неуверенные, тревожные по характеру дети (такими чертами характеризуются, как правило, заикающиеся с невротической формой речевого нарушения) нуждаются в психологической поддержке родителей, воспитателей и учителей.
Специальные воспитательные мероприятия направляются на выработку уверенности в себе, активности, самостоятельности в выборе решений и в действиях. Заикание не должно влиять на выбор профессии, тем не менее при хроническом течении заикания не рекомендуются профессии с большой речевой и психической нагрузкой.
Памятка для заикающихся
(составители памятки логопеды Е.С. Лопотко и Л.А. Соколва)
Оздоровление нервной системы
Речь тесно связана с общим физическим состоянием организма и состоянием нервной системы. Поэтому, работая над речью, следует позаботиться о своем режиме и образе жизни: а) необходимо решительно отказаться от курения, употребления алкоголя и прочих излишеств, подрывающих здоровье и истощающих нервную систему; б) для оздоровления организма нужны регулярное питание, разумное чередование труда и отдыха, сна и бодрствования. Надо помнить, что всякое возбуждение перед сном мешает уснуть, а хроническое недосыпание крайне вредно; в) необходимо избегать эмоциональных перегрузок. В случаях волнений, переживаний, усталости следует переключиться на другую деятельность, так как умственное и физическое переутомление влияет на речь; г) утренняя гимнастика и водные процедуры приносят большую пользу в закаливании и укреплении нервной системы. Они способствуют установлению и сохранению нормального ритма работы и нормальной речи в течение всего дня. Умеренные занятия физкультурой, закаливание организма оказывают благоприятное воздействие на координацию движений, а, следовательно, улучшают и речевую функцию.
Преодоление психических реакций, вызванных заиканием
Серьезным препятствием в борьбе с речевыми нарушениями могут быть отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому необходимо обстоятельно продумать все, что нарушает душевный покой, объективно и беспристрастно обсудить причины неустройства своей жизни. При желании всегда можно найти разумный выход из трудного положения. Надо стать выше мелочей. Добиваться того, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уравновешенно, уверенно. Не считайте основной причиной своих жизненных трудностей заикание. Не делайте секретом свои трудности в речи, объясните товарищам по работе, друзьям и близким, что лечитесь от заикания.
Воспитывайте в себе смелость, решительность, выдержку и волю. Не отступайте от намеченной цели, верьте в свои силы и возможности.
Учитесь побеждать плохое настроение, обидчивость и раздражительность. Научитесь владеть собой и сохранять спокойствие в любых ситуациях. В этом вам поможет аутогенная тренировка, если вы регулярно занимаетесь ею.
Работа над речью в домашних условиях
Для закрепления навыка плавной речи необходимо ежедневно тренировать правильную речь.
Лучшее время для тренировки — это утренние часы перед работой или учебой. Начинать работу над речью лучше с пения (используя веселые, плавные и ритмичные песни).
Далее работайте над чтением стихов, произнесением чистоговорок, пословиц и небольших текстов в умеренном темпе, строго придерживаясь правил речи.
Включайте в самостоятельные занятия логопедическую ритмику с музыкальным сопровождением. Помните, что ритмические движения положительно влияют на нормализацию речевой функции.
Постоянно закрепляйте освоенные навыки речи в процессе общения с людьми.
Основные правила речи
Правильная поза тела улучшает жизненные процессы и влияет на организацию речи. При разговоре необходимо придать телу спокойную и удобную позу: ноги стоят крепко, грудь и плечи развернуты, голова поднята.
При разговоре следует смотреть на собеседника,
держаться уверенно и спокойно.
Говорите медленно, плавно, слитно, предварительно обдумав фразу, которую хотите сказать.
Говорите выразительно: для этой цели делайте слоговые и логические ударения, придавайте фразам интонацию, соответствующую смыслу высказывания.
Начало слов и фраз произносите тихо, плавно, с мягкой голосоподачей, без напряжения, гласные произносите протяжно, согласные — легко, без «нажима».
Длинную фразу делите на смысловые отрезки. Каждый такой отрезок произносите как короткую фразу. Между отрезками фразы соблюдайте паузы.
Старайтесь всегда говорить спокойно и несколько замедленно.
При неудачах — остановитесь, а затем продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете полную уверенность в речи.
Помните, что устранение заикания — дело сложное и требует перестройки речевых навыков, к которым вы привыкли.
Для успеха необходимо время, знание средств и способов устранения заикания.
Работайте над речью спокойно и настойчиво. Не падайте духом при неудачах — помните, что трудности преодолеваются постепенно.
Чаще читайте книги, очерки о волевых, сильных людях, делайте для себя нужные выводы.
Комментарии пользователей