Инновационные технологии в работе логопеда: Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи
Инновационные технологии в работе логопеда: Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи
Опубликовано: 06 ноября 2024 Автор:
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи
Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи представляет собой единый программно-методический комплекс и включает в себя:
- компьютерную программу «Игры для Тигры»;
- методические рекомендации по ее применению в коррекционно-образовательном процессе (учебно-методическое пособие).
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательность упражнений и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной для детей.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок - все это делает программу привлекательной, способствует повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Применение программы «Игры для Тигры» способствует индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: Фонематика, Просодика, Лексика и Звукопроизношение.
Основные принципы, положенные в основу построения программы «Игры для Тигры»:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития;
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- дифференцированный подхода к обучению. Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий и имеет возможность индивидуальной настройки;
- объективность. Программа позволяет зафиксировать начальные данные состояния корригируемой функции, ее состояние в процессе работы и конечные данные;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Структура программы.
Программа состоит из четырех больших блоков: Фонематика, "Просодика", "Лексика" и "Звукопроизношение". Упражнения внутри блоков сгруппированы в модули, 3-4 модуля в блоке.
Схему упражнений программы представлена:
Блок Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения Модуль и его упражнения
Просодика Дыхание Слитность Ритм Темп
Ветерок Рыбка Машина Муравей
Кораблики Облако Пирамидка Самолетик
Одуванчики Пузыри Мозаика Клоун
Воздушный змей Часы Дом
Звукопроизношение Свистящие звуки Шипящие звуки Звук “Л” Звук “Р”
Музыка Звуковые часы Поезд Составь слово из 3 букв
Звук “О” Четвёртый лишний Составь слово Составь слово из 4 букв
Звук “А” Животные Составь слово из 5 букв
Цирк Одежда Составь слово из 6 букв
Лексика Слова Словосочета-ния Валентность
Разложи предметы Кто сказал “Мяу!” Чей домик?
Четвертый лишний Кто живёт в лесу? Профессии
Найди четвертого Действия
Что из чего? Признаки
Этапы обучения
Первый этап «мотивационный»
Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием НИТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Основные направления работы:
- создание установки на активное, сознательное участие ребенка в этом процессе;
- преодоление его неречевого и речевого негативизма; ознакомление воспитанника с внутренними правилами, по которым работает компьютерная программа; преодоление непроизвольных насильственных движений, гиперсаливации.
При необходимости такая деятельность продолжается и на следующем этапе.
Знакомя детей с оборудованием логопедического кабинета и внешними правилами управления компьютером, необходимо объяснить, что мониторы, микрофоны, звуковые колонки, клавиатура, манипулятор типа «мышь» помогают нам в занятиях и делают их интереснее и разнообразнее. Затем показать ребенку, как включать компьютер, при помощи каких клавиш выбирать нужную программу. Для установления контакта с детьми мы стремитесь увлечь их, заставить поверить в свои силы. Поэтому логопед сначала сам должен продемонстрировать, как нужно выполнять предложенные задания.
Второй этап «содержательно-формирующий»
Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи. При коррекции нарушений речевого дыхания у детей с дизартрией важно соблюдать следующие условия:
- нельзя переутомлять ребенка;
- необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу;
- следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движения диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота;
- все дыхательные движения ребенок должен производить плавно.
В ряде случаев логопед параллельно создает условия для координации дыхания и голосообразования. Воспитание правильной фонации начинается с общего расслабления. Важно было сформировать у детей правильное речевое дыхание, особенно навык длительного и экономичного выдоха воздуха. Для активизации голосовых складок ребенку предлагается ощутить напряжение звучащей гортани, прикладывая одну его руку к горлу логопеда, а другую — к его собственному, начинающему вибрировать, и фиксировали слуховое внимание пациента на звучании.
Третий этап «саморазвивающий»
Цель этого этапа заключается в развитии самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий. Чем успешнее самоконтроль, тем лучше ребенок обучается управлению собственным речевым аппаратом. На заключительном этапе продолжался процесс автоматизации звуков, детям предлагаются более сложные задания, направленные на развитие интонационной стороны речи. Все больше обогащается лексикон детей и развивается их связная речь.
Система приемов приведена в контексте методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.
Комментарии пользователей