Я, Каврус Екатерина Дмитриевна, учитель-логопед МБДОУ № 41, города Красноярска. В 2008 году окончила ФГБОУ ВПО «КГПУ им. Астафьева» по специальности «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагог». Стаж педагогической работы по специальности 4 года.
Планирую свою профессиональную деятельность в трёх направлениях:
1. Коррекционно–педагогическая работа с детьми: формирование у детей правильной устной речи, развитие речевых и неречевых процессов.
2. Работа с родителями: активизация родителей, привлечение внимания к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
3. Взаимодействие с педагогическим коллективом: создание педагогической образовательной среды, направленной на своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений воспитанников.
Первое направление – работа с детьми, строится с учетом образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей. Диагностическая работа позволяет: выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы с каждым ребёнком; сформировать подгруппы дошкольников, в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта; отследить динамику речевого процесса детей.
Коррекционно – педагогическую работу провожу по следующим разделам:
- создание артикуляционной базы (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания).
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие слоговой структуры слова;
- расширение глагольного словаря, словаря признаков по всем лексическим темам;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи, подготовка к овладению грамотой.
Данная работа строится с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сенситивных периодов развития.
Активно использую современные технологии и методы в образовательной деятельности с детьми:
- ИКТ (компьютерная программа «Игры для Тигры», аудиозаписи «Домашний логопед» Ткаченко Т.А., интерактивные тренажеры по речевому развитию, презентации на лексические темы);
- развивающего обучения – технология ТРИЗ, синквейн – технология, мнемотехника.
- здоровьесберегающие – «Пальчиковые шаги», артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики, Су - Джок терапия.
Важной частью работы, считаю использование в коррекционно - развивающей работе следующих направлений:
1. дыхательная гимнастика - формирование речевого дыхания, активизацию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой).
2. зрительная гимнастика - снятия напряжения с глаз, тренировка зрительно-моторной координации (упражнения «Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», тренажер «Видеоазимут»).
3. релаксационные упражнения - снимают напряжение, развивают координацию, помогают контролировать эмоции. При проведении упражнений использую классическую музыку, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.
4. динамические паузы - способствуют развитию общей моторики, синхронизируют движения и речь, снимают мышечное напряжение и закрепляют речевой материал («Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы» Н.В.Нищева).
5. пальчиковые игры - упражнения для развития мелкой моторики («Веселая пальчиковая гимнастика» Н.В.Нищева), игры с крупами, песочная терапия, массажные кольца и шарики Су-Джок терапии, игры с прищепками.
Игру - театрализацию включаю в занятия для активизации речевого и интеллектуального развития детей, эмоционального восприятия и развития артикуляционной моторики. Занятия с детьми проходят в разных формах – фронтальные, подгрупповые и индивидуальные.
Для обеспечения психологического климата и комфорта воспитанника в логопедическом кабинете мною сформирована предметная среда с корригирующими, развивающими и оздоравливающими компонентами. Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, предметную среду которого спроектировала в соответствии с адаптированной программой, реализуемой в МБДОУ. Научно-методическое сопровождение образовательного процесса и логопедическая документация в кабинете разнообразна и систематизирована.
Второе направление – работа с родителями. Учитывая возможности и интересы родителей, подбираю наиболее оптимальные формы взаимодействия. Их можно разделить на два вида: просветительские и практические.
Просветительские формы:
-
родительские собрания («Родители-главные помощники логопеда», «Пальчики - ловкие, ручки – умелые», «Возрастные особенности речевого развития детей»);
-
консультации («Артикуляционная гимнастика – основа развития артикуляционного аппарата», «Фонематический слух – залог правильной речи»);
-
информационные стенды, папки-передвижки, логопедические уголки;
-
родительские пятиминутки;
-
почтовый ящик «Вопрос учителю - логопеду».
Практические формы:
-
выполнение рекомендаций и заданий логопеда;
-
семинары – практикумы;
-
мастер-классы, открытые мероприятия для родителей;
-
анкетирование - корректировка логопедической работы с учетом требований и пожеланий родителей, установление доверительных отношений с целью повышения качества образовательной коррекционной работы с детьми.
Такое взаимодействие с родителями предполагает обмен опытом, который способствует повышению педагогической культуры родителей, формированию педагогических умений и навыков.
Третье направление - работа с педагогическим коллективом. Проводится в сотрудничестве с воспитателями, специалистами учреждения. На заседаниях психолого – педагогического консилиума информирую педагогический коллектив о результатах логопедической диагностики. Совместно с воспитателями разрабатываю адаптированные образовательные программы для детей с особыми образовательными потребностями.
В группе компенсирующей направленности:
- информационный стенд «Уголок логопеда»;
- картотека «Логопедические пятиминутки» в помощь воспитателям для закрепления материала по лексическим темам;
- журнал взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей.
В общеразвивающих группах оформляю информационные папки-передвижки «Советы логопеда»; уделяю внимание воспитателей на создание предметно-развивающего пространства в группе (центр «Речевое развитие»).
Для педагогов МБДОУ в рамках данного направления организую семинары – практикумы - «Использование игр для развития лексико-грамматической стороны речи», «Приемы развития мелкой моторики у детей с нарушениями речи»; консультации - «Артикуляционная гимнастика», «Развитие связной речи у детей с ОНР»; мастер-классы - «Развитие правильного речевого дыхания у дошкольников», «Пальчиковые шаги» и др.
Изготовлены дидактические логопедические пособия: игрушка «Лягушка-Говорушка» - для проведения артикуляционной гимнастики и развития мелкой моторики; тренажеры «Звуковые гномики», «Город звуков» - для развития фонематического восприятия и обучения грамоте; сенсорные дорожки «Пальчиковые шаги» - упражнения на развитие мелкой моторики; пособие «Логосундучок» - на развитие всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста.
В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с несформированными компонентами устной речи (нарушение звукопроизношения, нарушение кинестетических ощущений органов артикуляции). В своей работе применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Систематическое выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения становятся точными, сильными, уверенными. Ребенок с помощью артикуляционных упражнений учится дифференцировать движения речевых органов, участвующих в процессе образования звуков, длительно удерживать артикуляционную позу. Но ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому передо мной встала проблема, как повысить эффективность процесса коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
При поиске новых приемов и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную работу по развитию артикуляции и речи детей, я обратилась к нестандартному методу выполнения артикуляционной гимнастики – использованию биоэнергопластики. Биоэнергопластика является новым, малоизученным направлением коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Новизна опыта заключается в применении элементов биоэнергопластики при выполнении традиционной артикуляционной гимнастики, т.е. движения рук имитируют движения речевого аппарата, что, в свою очередь, влияет на точность артикуляционных укладов, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, активизирует интеллектуальную деятельность, улучшает внимание, память, речь.
Благодаря положительному включению данного метода в педагогическую деятельность с детьми дошкольного возраста, с его помощью можно успешно решать задачи по всем образовательным областям, применять в разные виды деятельности. С целью привлечения воспитателей и родителей к применению опыта, я организую кружковую деятельность в МБДОУ № 41 под названием «Умные перчатки», где дети и взрослые создают куклы-перчатки для выполнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики. Результаты развития артикуляции детей, правильности их речи позволяют убедиться в правильности выбора педагогического инструментария. Наблюдения показывают, что дети стали более самостоятельными, уверенными в своих высказываниях. Особенно, когда ребята полностью освоят упражнения артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, они могут самостоятельно рассказать сказку, стихотворение, придумать новые движения кистей рук в соответствии с артикуляцией.
Также оформила интернет-портфолио, где обновляю и систематизирую свой педагогический опыт учителя-логопеда, создала методическую копилку для участников образовательного процесса: https://kitykavrus.wixsite.com/ekaterina-kavrus
Мое педагогическое кредо: "Наслаждаться общением - главный признак дружбы (Аристотель). Логопед – это не просто человек, который научит правильно говорить ребенка. Это человек, который расширит кругозор ребенка, поможет быть уверенным в себе, а главное научит «наслаждаться общением» с окружающими. Ведь это так важно, когда тебя все понимают и ты успешен!
Для этого я, как педагог, должна постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, используя достижения педагогической науки, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы и быть профессионально компетентна в своей деятельности.
Комментарии пользователей