Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 08 ноября 2024 Автор:
Известно какую важную функцию в жизнедеятельности
человеческого организма выполняет дыхание. Но кроме своей основной
физиологической функции осуществления газообмена, дыхание
обеспечивает еще и такую функцию, как речевое дыхание.
Речевое дыхание является - источником образования звука, голоса. Оно помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
Под речевым дыханием понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить короткий, достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Правильное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.
Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания, хотя последнее от речевого отличается тем, что в процессе высказывания после вдоха, который чаще всего осуществляется одновременно через рот и нос, следует пауза, а затем плавный выдох в основном через рот. При физиологическом дыхании после вдоха сразу следует выдох, а потом пауза. Вдох и выдох совершаются только через нос. Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое - автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох - несколькими и постоянно меняется по своей силе. Достаточная продолжительность выдоха обеспечивает нормальную длительность звучания голоса. Чтобы сохранить его плавность, легкость и длительность, необходимо не только рационально расходовать воздух в процессе высказывания, но и добирать его своевременно.
Как показывает практика дети не всегда перед началом говорения делают вдох и нередко начинают свою речь с остаточного выдоха, или начинают говорить на вдохе, часто почти перед каждым словом добирают воздух. Поэтому цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, плавно расходовать воздух на выдохе, а так же увеличить жизненную емкость легких.
Работу по воспитанию внеречевого и речевого дыхания лучше вести поэтапно. То есть прежде чем перейти к непосредственной тренировке речевого дыхания нужно провести работу на укрепление и развитие гигиенического дыхания.
Детей необходимо «ознакомить» с внешним выражением процесса дыхания, с рабочими движениями дыхательных мышц, затем научить их производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой. Для этого можно использовать упражнения из дыхательной гимнастики, упражнения с игровыми моментами, игровые ситуации. («Погрей ладошки», «Лети снежинка», «Войдем в цветочный магазин», «Ветер» и т.д.) Затем предложить игры с элементами соревнования («Попади в ворота», «Чья снежинка улетит дальше», «Лыжники», «Кто дольше сможет подуть на листики» и т.д.) Необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызывать головокружение), поэтому их обязательно надо чередовать с другими.
После проведения такой подготовительной работы, целесообразно перейти к упражнениям для развития речевого дыхания. А параллельно продолжать работу над внеречевым дыханием.
Сначала тренировка длительного речевого выдоха проводится на отдельных звуках, потом - словах, затем - на короткой фразе, при чтение стихов и т.д.
Для выработки ровного удлиненного выдоха через рот предложить детям в игровой форме произносить гласные и согласные звуки с различной громкостью. («Комары и комарики», «Большие и маленькие жуки», «Кто дольше споет песенку?») Особое внимание обратить на правильность воспроизведения нескольких звуков на одном выходе. Добиваться одинаковой длительности и громкости их произнесения, плавного перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними (а-у; з-ж;..)
Предложить протяжно произносить звукоподражания(м-я-яу, г-а-а-а..., «Перекличка животных»). При выполнении упражнений постоянно фиксировать внимание детей на длительности выдоха, на равномерности и плавности произнесения звуков, подключая для этого слуховой контроль. Далее, усложняя задание, произносить на одном выдохе небольшие шутки -чистоговорки. Следить, чтобы при произнесении небольших фраз дети не допускали ненужных остановок между отдельными словами. Добиваться чтобы дети произносили небольшую фразу на одном выдохе, а при произнесении срраз, состоящие из 6-7 и более слов, правильно распределяли паузы с учетом текста. Хорошим материалом здесь могут послужить загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, потешки, короткие стихотворения, небольшие считалочки.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно, включая их в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, включая их в организующий момент или в физкультминутку; а так же в любое свободное время на усмотрение воспитателя. Упражнения лучше проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Упражнения для развития физиологического дыхания
Цветочный магазин
(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами.
Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок!)
Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята!) Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.
Соревнование лыжников»
Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)
Чей пароход лучше пуд иг?
Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит).
Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход?» Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе.
Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
Кто дольше сможет подуть на листики?
У педагога на нитках листья разных деревьев. «Посмотрите, дети. К нам вместе с ветерком прилетели эти листики. Они такие красивые, легкие. Давайте, как ветерок, подуем на эти листики, вот так. (Показать как нужно дуть). Интересно, чей листик дольше других сможет покружиться на ветру.
Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
Упражнения для развития речевого дыхания
Дровосек
Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.
Вьюга
Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги
и метели. Воет вьюга: у-у-у...
Свистит ветер: с-с-с-с...
Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш...
Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише).
И затихла.
На берегу моря
Представить себя на берегу моря...
Закрыть глаза...
Слышите как бегает волна: с-с-с.. Сыплется песок: с-с-с-с... Ветер песню напевает: с-с-с-с... И песочек рассыпает: с-с-с-с...
Эхо
Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а...
А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а...
Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио...и
т.д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя!».
Пузырь
Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся.» По сигналу педагога: «Пузырь лопнул!» Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с... или ш-ш-ш..., подражая выходящему
воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) Б.
Ворона
Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»
Приятный запах
У педагога два-три живых цветка, наиболее знакомых детям, например ландыши, фиалка, сирень. Цветы можно заменить фруктами с определенным запахом (апельсин, лимон, яблоко) или листьями (смородины, тополя, черемухи). Ребенок нюхает цветок и на выдохе произносит фразу «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах» и т.д.
Произнеси чистоговорки
Педагог предлагает детям глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «На
пригорке, возле елки, жили тридцать три Егорки».
Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка, три
Егорка....»
Игра по сказке «Буратино» с упражнениями для развития речевого
дыхания(фрагмент)
Педагог: «Сейчас мы с вами перенесемся в замечательную сказку «Буратино» и превратимся в любимых героев, а.) Вспомните как Буратино попадает на болото к тетушке Тартилле и ее
лягушкам.
И.П.: Сидя по-лягушачьи.
подняться - вдох
исходное положение, на выдохе произнести - «ква» (выполнить
несколько раз.)
Добрая тетушка Тартилла подарила Буратино золотой ключик и 5 золотых монет.
вспомните, кто охотился за Буратино, чтобы отобрать у него ключик и деньги? (кот Базилио и лиса Алиса)
Помните как сердился кот Базилио? И.П.: Стоя на четвереньках.
выгнуть спину - вдох
исходное положение, на выдохе изобразить шипение кота «ф-ф-ф»
(несколько раз)
А лиса Алиса была очень хитрая и любила подслушивать. И.П. Сидя на коленях.
Поднять туловище, поворот головы в лево, затем в право, вдохИсходное положение при выдохе произнести звук «ц-ц-ц-ц...» (несколько раз)
Но ни коту Базилио, ни лисе Алисе, ни злому Карабасу Барабасу не удалось отнять у Буратино золотой ключик. И вот он со своими друзьями открыл этим ключиком потайную дверцу. Что же было за этой таинственной дверью? (Театр)
Правильно. Там был великолепный театр. Радости друзей не было конца.
И.П. Основная стойка.
Развести руки в стороны - вдох
Скрестить руки на груди, как бы обнимая себя, при выдохе сказать
«Ах!» (несколько раз)
На этом наше путешествие в сказку закончено.
Аналогичные игр можно использовать в работе и над другими
известными детям сказками.
Литература:
Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В.Чиркина «Нарушения речи у
детей» М., 1993г, (стр. 111)
И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская «Устранение
заикания у дошкольников в игре». М. «Просвещение», 1984 г.,
(стр. 50-54)
В.И.Селиверстов «Игры в логопедической работе с детьми» М.,
«Просвещение», 1974г. (стр. 39-52)
А.В.Ястребова, О.И.Лазаренко «Хочу в школу!» М., АРКТИ,
1999г. (ст.96-98)
М.Ф.Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения»
М., «Просвещение», 1981 г.
Комментарии пользователей