Углубление представлений о жизни и творческой деятельности известного писателя и переводчика С.Я. Маршака.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков на материале произведений С.Я. Маршака.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, отработанной лексики.
Развитие связной и выразительной речи.
Развитие творческих способностей детей в театральной сфере, артистичности, воображения на материале произведений С.Я. Маршака.
Развивать ловкость, смекалку, сообразительность.
Воспитывать у детей умение выступать перед зрителями, развивать коммуникативные навыки, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
музыкальные записи для проведения игр, тексты произведений С.Я. Маршака, шапка с угощениями;
для зала: камин; канделябр; детская кроватка для ребенка в одном углу; в другом углу сцены прялка с пряжей; вешалка с одеждой; доска, на которой выставлены книги С.Я. Маршака, его портрет;
для инсценировки «Сказки о глупом мышонке»: детские костюмы героев сказки: мышонок, мышка, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка;
для инсценировки стихотворения «Вот какой рассеянный»: на вешалке висит рубашка, пальто, гамаши, перчатки, под кроватью лежит сковорода;
для инсценировки стихотворения «Перчатки»: детские костюмы героев стихотворения: кошка, котята, перчатки (лежат под стульчиками детей);
для игр: два мяча; несколько шляп, шапок, кепок, шарфов на столе.
Проведение вечера
Дети входят в зал под музыку «Где водятся волшебники».
Здравствуйте ребята! Здравствуйте уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на литературный вечер. Но прежде чем его начать мне бы хотелось спросить. А слышали ли вы такое стихотворение?
Где обедал воробей? –
В зоопарке у зверей.
Пообедал у лисицы,
У моржа попил водицы,
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена,
А мохнатый рыжий львенок
Чуть не съел меня спросонок.
Дали туфельку слону.
Взял он туфельку одну
И сказал: - Нужны пошире,
И не две, а все четыре.
Бедный маленький верблюд:
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Ей, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
А вы знаете, кто написал все эти стихотворения? Их написал русский детский писатель Самуил Яковлевич Маршак. Он прожил очень хорошую жизнь и сделал очень много для детей. Он не только писал стихи, он еще и переводил на русский язык произведения других писателей, чтобы дети в России, в нашей стране, могли тоже их знать. Самуил Яковлевич очень любил детей, поэтому он создавал для них театры, мастерские, дома – интернаты (показывает портрет).
Этот писатель родился 3 октября, осенью много лет тому назад. Папа Самуила был простым рабочим и работал на заводе. Мама занималась воспитанием детей, потому что в семье маленького мальчика было несколько братиков и сестричек. А вот талант к написанию стихов проснулся у него еще в детстве. Самуил начал сочинять стихи, когда ему было столько же лет, сколько и вам, и он еще даже не умел писать.
Когда Самуил вырос, то пошел учиться в гимназию. Он учился очень хорошо и получал много пятерок. Его семья много переезжала, но мальчик всегда старался хорошо учиться. А когда он вырос, то поехал получать профессию в другую страну – в Англию. Там, в Англии, Маршак сделал очень важное для себя открытие. Он понял, что переводить на русский язык чужие стихи не менее увлекательно, чем сочинять свои собственные.
И он стал переводить стихотворения известных английский поэтов. Например, именно благодаря Маршаку мы с вами знаем много стихотворений иностранных писателей, например, «Дом, который построил Джек», и всем известную дразнилку «Робин-Бобин».
Ребенок читает стихотворения С.Я. Маршака «Робин-Бобин».
Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять коней и колоколен, -
Да еще и недоволен!
Это стихотворение, я уверена, вы прекрасно знаете и любите.
Потом Самуил снова вернулся в Россию и стал жить в Краснодаре. Там он основал «Детский городок», где были библиотеки, мастерские. Туда ходили дети. Они там играли, смеялись, ставили представления, смотрели разные спектакли. Детям там было очень весело. А сам Самуил Яковлевич Маршак писал для них разные истории. Поучительные и смешные были его рассказы. Героями в этих историях были и дети, и животные, и насекомые… Например, Самуил Яковлевич написал «Сказку о глупом мышонке». А мы с детками вам ее сейчас покажем.
Инсценировка «Сказки о глупом мышонке»
Автор: Пела ночью мышка в норке:
Мышка: Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Автор: Отвечает ей мышонок:
Мышонок: Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Автор: Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала петь мышонку утка:
Утка: Га-га-га, усни, малютка!
После дождичка в саду
Червяка тебе найду.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Автор: Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала жаба важно квакать:
Жаба: Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра!
Дам тебе я комара.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош,
Очень скучно ты поешь!
Автор: Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
Лошадь: И-го-го! – поет лошадка. –
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам тебе овса мешок.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Автор: Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
Свинка: Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Автор: Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
Мышка: Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Автор: Закудахтала наседка:
Курица: Куд-куда! Не бойся детка!
Забирайся под крыло.
Там и тихо и тепло.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Автор: Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала петь мышонку щука –
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Автор: Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Автор: Стала петь мышонку кошка:
Кошка: Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Автор: Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Автор: Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать.
Вот такую историю сочинил для нас Самуил Яковлевич Маршак. Понравилась вам она, ребята?
Правда, наш писатель создавал не только сказки. Он писал еще и разные стихи. И в этих стихах тоже рассказывал о разных вещах. Вот послушайте одно его стихотворение «Мяч».
Ребенок читает стихотворение С.Я. Маршака «Мяч».
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты
Скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот.
Подкатился
Под ворота,
Добежал
До поворота.
Там
Попал
Под колесо,
Лопнул,
Хлопнул –
Вот и все!
Вот такой был этот мяч. А вы, ребята, с мячом любите играть? Давайте немного поиграем.
Проводится эстафета с мячами.
Самуил Яковлевич всегда в своих произведениях хотел передать детям что-то хорошее и доброе, научить, как надо правильно поступать. Все дети, как он считал, должны быть хорошо воспитаны, вежливы, аккуратны, внимательны. А те детки, которые не соблюдают правила, даже становятся смешными. Вот одну такую историю про рассеянного человека однажды и сочинил Самуил Яковлевич Маршак. Она так и называется «Вот какой рассеянный».
Ребенок читает стихотворение С.Я. Маршака «Вот какой рассеяный», а другой ребенок инсценирует рассказываемое.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
Да уж! Правда, ребята, смешной был этот рассеянный? А вы не рассеяны? Всегда ли вы следите за своими вещами? Всегда ли убираете их на свои места, в шкафчики? А никто не оставляет свои вещи где попало? А одеваетесь вы быстро? Молодцы! А давайте, мы сейчас проверим никто ли у нас не рассеянный.
Проводится игра «Кто оденется скорее?»
Вот молодцы! Хорошо поиграли. Теперь видно, что вы ничуть не рассеянные. Это очень хорошо! А даже если вы что-то потеряли, то это можно всегда найти. Правда? Вот наша кошечка со своими котятами сейчас вам это и расскажут.
Инсценировка стихотворения С.Я. Маршака «Перчатки»
Потеряли котятки
По дороге перчатки
И в слезах прибежали домой.
- Мама, мама, прости,
Мы не можем найти,
Мы не можем найти
Перчатки!
- Потеряли перчатки?
Вот плохие котятки!
Я вам нынче не дам пирога.
Мяу-мяу, не дам,
Мяу-мяу, не дам,
Я вам нынче не дам пирога!
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И, смеясь, прибежали домой.
- Мама, мама, не злись,
Потому что нашлись,
Потому что нашлись
Перчатки!
- Отыскали перчатки?
Вот спасибо котятки!
Я за это вам дам пирога.
Мур-мур-мур, пирога,
Мур-мур-мур, пирога,
Я за это вам дам пирога!
Такие котята у нас с кошечкой! Понравилось вам, ребята? За такие чудесные стихотворения и сказки надо сказать спасибо Самуилу Яковлевичу Маршаку. Все это написал он. А вам, ребята, спасибо за то, что вы сегодня и рассказывали и показывали некоторые его произведения. Очень хорошие у нас были и котята, и кошка, и мышки, и лошадка, и жаба, и курочка, и свинка, и щука, и утка, и все остальные ребята тоже были молодцы! А какой у нас был рассеянный! Не знал, что ему надевать. То ли брюки, то ли гамаши, то ли пальто. А вместо шапки на ходу он надел сковороду! Вот смешно получилось! Надо было ему шапку надеть (берет шапку рассеянного)! Ой! А что это тут наш рассеянный оставил (достает из шапки конфеты)? Ребята, можно в шапке конфеты хранить? Правильно, нельзя. Вот какой рассеянный! Рассеянный, а может ты с нами поделишься? Смотри как ребята старались сегодня. А в шапке у тебя очень быстро конфеты растают.
Рассеянный делиться с детьми конфетами. Ребята получают угощение.
А теперь подошел к концу наш вечер. Спасибо вам, ребята, еще раз! Спасибо нашим гостям! До новых встреч!
Комментарии пользователей