Формирование способностей к словесному творчеству у дошкольников с ЗПР
Формирование способностей к словесному творчеству у дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 23 ноября 2024 Автор:
Разработано учителем-дефектологом Кокаревой Е.В. ГОУ - д/с комбинированного вида № 1595 г. Москвы
В данной статье представлено направление работы по формированию способностей к словесному творчеству в рамках реализации ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ у дошкольников с ЗПР.Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Такой вид мышления характеризуется выходом за шаблонные стереотипы, снятием ограничений и большей свободой в решении проблем.
1.«Если бы…»
Цели: развитие гибкости мышления, тренировка детей в решении проблемных ситуаций.
Ход работы: детям предлагается словесное задание: закончить предложения с союзом «если бы»:
Если бы повар не приготовил обед, то….
Если бы у кошки выросли крылья, то …
Если бы зимой стало сильно греть солнце, то …
Если бы светофор сломался, то …
2. Размышление о словах.
Цели: развитие беглости мышления, осознание детьми того, что они по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию.
Ход работы: детям предлагается произнести то, что первое пришло на ум, когда он(а) услышали слово «мягкий». Обратите внимание детей на то, что одни и те же слова могут вызывать у разных людей разные мысли, ассоциации.
При слове «праздник», я думаю о …
При слове «сладкий», я думаю о …
3. Найди рифму.
Цели: развитие вербальной гибкости, развитие умения придумывать простые рифмы.
Ход работы: предложите детям подобрать рифму к словам (на начальном этапе желательно использовать картинки-подсказки).
Мишка – … (шишка, покрышка, малышка и т.п.).
Каша – … (Наташа, Маша, Ванюша и т.п.).
Ушко – … (подушка, лягушка, кукушка и т.п.).
Палка – … (галка, белка, скакалка и т.п.).
4. Сравни предметы.
Цели: развитие умения детей сравнивать объектов окружающего мира по весу, ширине, высоте, длине и т.д.
Ход работы: предложить детям подобрать для сравнения предметы.
Камень тяжелый, а что (кто) тяжелее? (гиря, штанга, слон).
Кошка бежит быстро, а кто быстрее? (собака, тигр, страус).
Велосипед едет быстро, а что быстрее? (мотоцикл, автомобиль, поезд).
Печенье сладкое, а что еще слаще? (конфета, мед, шоколад).
Нож острый, что еще острее? (лезвие, стекло, игла).
Куст высокий, а что еще выше? (дерево, башня, столб, маяк).
Бабочка летит высоко, а кто (что) выше? (птицы, облака, самолет, ракета).
5. Сравнения.
Цели: развитие умения детей сравнивать свойства различных объектов окружающего мира.
Ход работы: предложить детям продолжить сравнения.
Снег пушистый, как … Цыпленок пищит, как …
Гром грохочет, как … Зеркало гладкое, как …
Игла тонкая, как … Конфета сладкая, как …
Слон топает, как …
Море синее,как…
7. Когда это бывает? (Времена года).
Цели: развитие ассоциативного мышления, умения строить распространенные предложения.
Ход работы: дети выбирают карточку с изображением одного времени года и подбирают к ней явления и события, которые могут в это время происходить.
Зимой бывает… (снегопад, дождь, ветер, метель, иней).
Зимой можно кататься … (на горке, на коньках, на лыжах).
Весной бывает… (снег, ветер, дождь, гроза).
Весной можно кататься … (на горке, на коньках, на самокате, на велосипеде).
Летом бывает … (дождь, ветер, ураган, ливень).
Летом можно кататься … (на лодке, на велосипеде, на роликах).
Осень бывает …… (дождь, снег, ветер, ураган, ливень).
Осенью можно кататься … (на лодке, на санках, на велосипеде, на роликах).
8. Придумай действие. (Игра с мячом).
Цели: развитие гибкости мыслительной деятельности, активизация словарного запаса.
Ход работы: Детям предлагается изменить смысл предложения («придумать другое действие объекту»).
Мальчик спит. - Мальчик ест … (прыгает, играет, читает, думает).
Птица летит. - … Птица поет …(клюет, вьет, парит, пьет).
Девочка моет. - … Девочка прыгает … (одевается, гуляет, пишет, спит).
Собака лает. - … Собака спит (играет, сторожит, сидит).
9. Кем (чем) будет?
Цели: расширение кругозора, развитие навыков логического мышления.
Ход работы: детям предлагается ответить на вопрос «Кто кем (чем) будет?»
Чем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
Чем будет бумага? (может быть письмом, страницей, самолетиком и т.д.)
Чем будет вода? (может быть льдом, снегом, паром, чаем, супом и т.д.)
Чем будет снег? (может быть водой, снеговиком, сугробом и т.д.)
Чем будет семечко? (может быть цветком, травой т. д.)
Чем будет мука? (может быть блинчиками, хлебом, печеньем и т.д.)
Чем будет мясо? (может быть котлетой, сосисками, фаршем и т.д.)
10. Подбери предмет к признаку.
Цели: развитие беглости и гибкости мышления, активизация словарного запаса, закрепление правильного согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Ход работы: детям предлагается подобрать как можно больше предметов, про которые можно сказать:
Деревянный … (стол, кровать, конструктор, самолет, карандаш и т.д.).
Деревянная …(посуда, матрешка, палка, мебель и т.д.)
Деревянные … (игрушки, ложки, палочки и т.д.)
Вкусный … (суп, чай, ужин и т.д.)
Вкусная … (конфета, каша, груша и т.д.)
Вкусные … (яблоки, орехи, котлеты и т.д.)
11. Решение проблемных ситуаций.
Цели: научить ребенка целостному восприятию ситуаций, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, понимать скрытый смысл и юмор.
Ход работы: Детям предлагается для поиска решения картины с проблемным сюжетом. (Картинный материал из пособия Е. А. Стребелевой. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии).
12. Что без чего не бывает?
Цели: закрепление умения строить сложные предложения, развитие ассоциативного мышления.
Ход работы: детям предлагается ответить на вопрос «Что без чего не бывает?»
Не бывает дома без … стен, окон, крыши и т.д.
Не бывает самолет без … (крыльев, кабины, хвоста).
Не бывает грузовик без … (кабина, кузов, руль, колеса).
Не бывает часов без …
Не бывает стула без …
Не бывает апельсин без …
13. Игра «Жили-были...».
Цели: расширение кругозора, развитие навыков логического мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Ход работы: детям предлагается продолжить фразу, начатую педагогом.
Например:
«Жил-был пластилин, что с ним потом стало?» - «Он стал петушком».
«Жила-была тучка, что с ней потом стало?» - «Из нее дождик пролился».
«Жил-был ручеек, что с ним стало?» – «Зимой замерз», «Засох в жару».
«Жило-было семечко, что с ним потом стало?» – «Из него цветок вырос».
«Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» - «Из него сделали кирпич (вазу...)».
14. Узнай предмет.
Цели: активизация творческого мышления, развитие навыков логического мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Ход работы: Ведущий перечисляет части предмета, а дети называют предмет.
Четыре ноги, сиденье – … (табурет, стул, кресло).
Страницы, обложка – …(книга, альбом, тетрадь, блокнот)
Ствол, ветки – …(дерево, куст, цветок).
Лапы, хвост, туловище – …(кошка, собака, тигр, курица).
Колеса, руль – …(грузовик, поезд, самолет).
Крыша, окна – …(дом, избушка, здание).
15. Слово – предложение – рассказ.
Цели: активизация творческого мышления, развитие умения строить повествование, развитие логического мышления.
Ход работы: детям предлагается по 3 карточки, которые необходимо объединить одним сюжетом.
Девочка – тарелка – ложка.
Мальчик – река – удочка.
Котенок – корзинка – клубок.
Корова – трава – молоко.
16. Расскажи историю (по серии картин).
Цели: развитие воображения и вербальной оригинальности, развитие способности придумывать истории на основе последовательности рисунков.
Ход работы: детям предлагается составить историю по серии картин. Задание может усложниться, если последовательность картин в серии несколько раз изменяют.
17. Живое - неживое.
Цели: знакомство с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный», развитие навыков творческого мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Ход работы: Детям предлагается ответить на вопросы (Можно использовать сюжетные картинки).
Идет. Кто? Что?
Бежит. Кто? Что?
Растет. Кто? Что?
Летает. Кто? Что?
Плавает. Кто? Что?
Самый большой. Кто? Что? И т.д.
18.Что снаружи, что внутри?
Цели: активизация творческого мышления, развитие навыков логического мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире.
Ход работы: Взрослый называет предмет (показывает картинку), а ребенок говорит, что может быть снаружи (внутри)?
Дом – … шкаф, комната, человек, окна.
Шкаф – … одежда, посуда, игрушки, инструменты.
Сумка – … кошелек, ручка, блокнот, телефон.
Кошелек – … деньги, чек, монеты.
Апельсин – … корка, дольки, косточки, мякоть.
19. Веселый поезд.
Цели: развитие творческого мышления, развитие логического мышления, расширение представлений об окружающем мире.
Ход работы: Детям предлагается составить поезд из вагонов с предметными картинками, объясняя логическую связь между вагончиками. Упражнение «Веселый поезд» позволяет ребенку самому выбирать основание для обобщения.
20. «Я луна, а ты звезда».
Цели: развитие творческого мышления, развитие логического мышления и быстроты реакции, расширение представлений об окружающем мире.
Ход работы: Детям предлагается подбирать ассоциации к словам.
Например: Ведущий говорит: «Я - гроза!». «А я – дождь». «Я - большая туча!». «Я – осень». «Я – листопад!» и т.д.
Или: «Я - пожарная команда!». «Я – шланг». «А я – пожарник».
Программа развития дивергентного мышления не опирается на способность дошкольников применять какой-либо учебный материал. Каждый ребенок может творить, используя только имеющийся у него знания и опыт. По мере расширения круга представлений об окружающем мире задания усложняются и требуют включения в творческий процесс полученных знаний и умений.
Важно отметить, что способности, умения и навыки, приобретенные на занятиях по развитию дивергентного мышления, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь. Главное, что частое включение детей в процесс творческой игры развивает у них творческую мотивацию любой деятельности и стимулирует проявление творческих способностей, которые есть у каждого человека, независимо от уровня его интеллекта.
Достоинствами представленных заданий являются возможности их применения в различных видах дошкольных образовательных учреждений, в сочетании с приоритетными направлениями и интеграции с другими образовательными программами.
Комментарии пользователей