Особенности работы учителя - логопеда в детском саду 4 вида для слабовидящих и слепых детей
Особенности работы учителя - логопеда в детском саду 4 вида для слабовидящих и слепых детей
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
учителя-логопеда МБДОУ"д\с№5" Сафиканова Л.Р. Сопова М.М. г. Стерлитамак Республика Башкортостан
Мы работаем в компенсирующем детском саду 4 вида «Хрусталик» - для слабовидящих и слепых детей. Основной контингент детей данного вида учреждения – это дети ,страдающие амблиопией и косоглазием. У большинства этих детей нарушения зрения врожденные.
Всякий человек познает окружающий мир через зрение. Но в связи с тем, что у этих детей оно нарушено, то в полной мере знакомство с предметным миром невозможно. Помимо этого нарушение зрения сказывается и на нервно – психическом развитии, снижается двигательная активность, что влияет на формирование общего развития.
При проведении нами диагностики были выявлены следующие нарушения, характерные для слабовидящих детей:
• Бедные словарный запас;
• Множественные нарушения фонетической стороны речи;
• Не сформированы фонематические представления;
• Возникают трудности в установлении смысловых связей между объектами в классификации предметов, в анализе синтезе и обобщении;
• Слабовидящий ребенок не может одновременно видеть и удерживать в сознании разные стороны и признаки одного и того же предмета, не может составить рассказ из полных развернутых предложений и правильно их грамматически сконструировать.
В силу этих специфических особенностей слабовидящих детей коррекционную работу помимо воспитателей и учителей - логопедов проводят и учителя - дефектологи, которые работают в каждой группе.
Основная логопедическая работа заключается в развитии речевого дыхания, орального праксиса, фонематических представлений, активного и пассивного словаря, лескико – грамматического строя речи; развитие координации движений и пространственной ориентировки; сенсорном развитии.
При проведении логопедических занятий нами учитывается тяжесть дефекта и особенностей этих детей:
- так, например, если ребенок страдает сходящимся косоглазием, то его сажают в центре; если у ребенка светобоязнь, то его сажают так, чтобы на его глаза не попадал яркий свет.
- расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
- темп занятий снижен. При проведении занятий необходимо обязательно выполнять гимнастику для глаз, физминутки для развития координации движений.
При организации также обязательно уделяется внимание наглядности. При выборе и создании дидактического материала необходимо учитывать его величину и окраску. Весь наглядный материал должен быть насыщенным и ярким. Необходимо учитывать и контрастность. Если на логопедических занятиях присутствуют слепые дети, то используются рельефные изображения. Помимо разнообразных картинок, нужно всегда иметь предметы реального мира по разным лексическим разделам – овощи, фрукты, ягоды и т.д. или муляжи, макеты.
Логопедическая работа со слабовидящими детьми проводится как индивидуально, так и в подгруппах в игровой деятельности, обязательно чередуя нагрузки – умственную, зрительную, двигательную, речевую.
В логопедическую работу также обязательно включают:
• развитие зрительного восприятия: цветоощущение, цветовосприятие, цветоразличесние;
• развитие мелкой и общей моторики, координации движений. Здесь используются как шнуровки, прищепки, так и нанизывание бусинок, пуговиц, штриховка, обводка с обязательным использованием фломастеров.
• для слабовидящих детей характерна двигательная расторможенность. Поэтому здесь мы используем логоритмику, физминутки, игры с мячом и т.д.
Для профилактики зрительного утомления на занятиях необходимо чередовать периоды зрительного восприятия и дальнем расстоянии от глаз. Также мы используем следующие упражнения для глаз: отвести взгляд вправо – влево, не поворачивая головы; поднять глаза вверх, опустить вниз; крепко зажмурить глаза на 5 – 7 секунд, затем открыть; быстро поморгать глазами; смотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик носа; производить круговые движения по часовой стрелке на расстоянии 30 см от глаз, при этом следить за кончиком пальцев.
Для более интересного проведения логопедических занятий мы специально сделали приспособление: это облако, с которого в зависимости от времени года свисают капельки, зеленые листочки ( если это лето или весна), снежинки ( зима), желтые и красные листочки (осень);
солнышко с рядом летящими птицами ( оригами ).
Данное приспособление используется в следующих видах работы:
1. для развития длительного речевого дыхания;
2. логоритмика.
Тучка, тучка, Мы работаем в компенсирующем детском саду 4 вида «Хрусталик» - для слабовидящих и слепых детей. Основной контингент детей данного вида учреждения – это дети ,страдающие амблиопией и косоглазием. У большинства этих детей нарушения зрения врожденные.
Всякий человек познает окружающий мир через зрение. Но в связи с тем, что у этих детей оно нарушено, то в полной мере знакомство с предметным миром невозможно. Помимо этого нарушение зрения сказывается и на нервно – психическом развитии, снижается двигательная активность, что влияет на формирование общего развития.
При проведении нами диагностики были выявлены следующие нарушения, характерные для слабовидящих детей:
• Бедные словарный запас;
• Множественные нарушения фонетической стороны речи;
• Не сформированы фонематические представления;
• Возникают трудности в установлении смысловых связей между объектами в классификации предметов, в анализе синтезе и обобщении;
• Слабовидящий ребенок не может одновременно видеть и удерживать в сознании разные стороны и признаки одного и того же предмета, не может составить рассказ из полных развернутых предложений и правильно их грамматически сконструировать.
В силу этих специфических особенностей слабовидящих детей коррекционную работу помимо воспитателей и учителей - логопедов проводят и учителя - дефектологи, которые работают в каждой группе.
Основная логопедическая работа заключается в развитии речевого дыхания, орального праксиса, фонематических представлений, активного и пассивного словаря, лескико – грамматического строя речи; развитие координации движений и пространственной ориентировки; сенсорном развитии.
При проведении логопедических занятий нами учитывается тяжесть дефекта и особенностей этих детей:
- так, например, если ребенок страдает сходящимся косоглазием, то его сажают в центре; если у ребенка светобоязнь, то его сажают так, чтобы на его глаза не попадал яркий свет.
- расстояние от глаз ребенка до рабочей поверхности должно быть не менее 30 см.
- темп занятий снижен. При проведении занятий необходимо обязательно выполнять гимнастику для глаз, физминутки для развития координации движений.
При организации также обязательно уделяется внимание наглядности. При выборе и создании дидактического материала необходимо учитывать его величину и окраску. Весь наглядный материал должен быть насыщенным и ярким. Необходимо учитывать и контрастность. Если на логопедических занятиях присутствуют слепые дети, то используются рельефные изображения. Помимо разнообразных картинок, нужно всегда иметь предметы реального мира по разным лексическим разделам – овощи, фрукты, ягоды и т.д. или муляжи, макеты.
Логопедическая работа со слабовидящими детьми проводится как индивидуально, так и в подгруппах в игровой деятельности, обязательно чередуя нагрузки – умственную, зрительную, двигательную, речевую.
В логопедическую работу также обязательно включают:
• развитие зрительного восприятия: цветоощущение, цветовосприятие, цветоразличесние;
• развитие мелкой и общей моторики, координации движений. Здесь используются как шнуровки, прищепки, так и нанизывание бусинок, пуговиц, штриховка, обводка с обязательным использованием фломастеров.
• для слабовидящих детей характерна двигательная расторможенность. Поэтому здесь мы используем логоритмику, физминутки, игры с мячом и т.д.
Для профилактики зрительного утомления на занятиях необходимо чередовать периоды зрительного восприятия и дальнем расстоянии от глаз. Также мы используем следующие упражнения для глаз: отвести взгляд вправо – влево, не поворачивая головы; поднять глаза вверх, опустить вниз; крепко зажмурить глаза на 5 – 7 секунд, затем открыть; быстро поморгать глазами; смотреть вдаль прямо перед собой, затем перевести взгляд на кончик носа; производить круговые движения по часовой стрелке на расстоянии 30 см от глаз, при этом следить за кончиком пальцев.
Для более интересного проведения логопедических занятий мы специально сделали приспособление: это облако, с которого в зависимости от времени года свисают капельки, зеленые листочки ( если это лето или весна), снежинки ( зима), желтые и красные листочки (осень);
солнышко с рядом летящими птицами ( оригами ).
Данное приспособление используется в следующих видах работы:
1. для развития длительного речевого дыхания;
2. логоритмика.
Тучка, тучка,
Что ты нам несешь?
Может быть в подарок
Теплый летний дождь.
Дождя мы не боимся,
И ручки поднимаем, (тянем руки к тучке )
Под дождиком мы быстро
С вами подрастаем. (встаем на носочки ).
Ветер листочки с деревьев срывает ( дети раскачиваются из стороны в сторону)
И высоко он их поднимает ( поднимают руки в вверх ,продолжая раскачиваться)
Ну, а мы с вами ветру поможем,
И на листочки подуем мы тоже.
Падают снежинки, ( дети вращают кистями )
Легкие, как вата.
А метель их кружит,
И несет куда – то. ( дети дуют на снежинки).
Солнышко светит лучами играя,
Деток к себе оно так зазывает.
Носиком воздух вздохнули поглубже,
И через ротик мы выдохнем дружно.
В миг озарилось сияние света,
Словно над нами промчалась комета.
Мы повторяем, еще повторяем
Во как мы с солнышком нашим играем.
Солнышко нам светит, Лучики горят
Деткам говорят.
Вы на нас подуйте, Воздух набираем,
Плавно выдыхаем,
Солнышко с ребятами, Дружно мы спасаем.
Солнышку мы улыбнулись,
К солнышку мы потянулись.
(тянем руки к солнышку)
Под солнышком мы покружились,
Солнышку мы поклонились.
Что ты нам несешь?
Может быть в подарок
Теплый летний дождь.
Дождя мы не боимся,
И ручки поднимаем, (тянем руки к тучке )
Под дождиком мы быстро
С вами подрастаем. (встаем на носочки ).
Ветер листочки с деревьев срывает ( дети раскачиваются из стороны в сторону)
И высоко он их поднимает ( поднимают руки в вверх ,продолжая раскачиваться)
Ну, а мы с вами ветру поможем,
И на листочки подуем мы тоже.
Падают снежинки, ( дети вращают кистями )
Легкие, как вата.
А метель их кружит,
И несет куда – то. ( дети дуют на снежинки).
Солнышко светит лучами играя,
Деток к себе оно так зазывает.
Носиком воздух вздохнули поглубже,
И через ротик мы выдохнем дружно.
В миг озарилось сияние света,
Словно над нами промчалась комета.
Мы повторяем, еще повторяем
Во как мы с солнышком нашим играем.
Солнышко нам светит Лучики горят Деткам говорят.
Вы на нас подуйте, Воздух набираем,
Плавно выдыхаем,
Солнышко с ребятами, Дружно мы спасаем.
Солнышку мы улыбнулись,
К солнышку мы потянулись.
(тянем руки к солнышку)
Под солнышком мы покружились,
Солнышку мы поклонились.
Литература:
1. Дети с отклонениями в развитии. Методическое пособие. Шматко Н.Д. М, 1997;
2. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей, Л, 1982;
3. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушенным зрением. М, 2003
4. Рудакова Л.И. Развитие зрительного восприятия, СП, 2003.
Комментарии пользователей