Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе по теме: Дифференциация звуков [б – п].
Опубликовано: 24 декабря 2024 Автор:
В начальных классах у некоторых детей можно наблюдать такие трудности в овладении письменной речью, как пропуск букв, их замена, искажение написания слов. Если своевременно выявить эти нарушения и провести коррекционную работу, то возможно не допустить их перехода, осложняющего учебно-познавательную деятельность учащихся, на последующие этапы обучения. Данное занятие специально разработано для учащихся 2 класса, имеющих диагноз «ФФНР: акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания)».
Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии во втором классе
по теме: Дифференциация звуков [б – п].
1. Коррекционно-образовательные:
• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
• уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
• закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
• профилактика буквенных замен;
• развитие лексического словаря по теме «Сказки».
2.Коррекционно-развивающие:
• развитие координации речи с движением;
• развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
• развитие мелкой моторики;
• развитие фонематического восприятия.
3.Коррекционно-воспитательные:
• воспитание нравственно-этических чувств.
Задача:
Дифференциация звуков [б - п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.
Оборудование:
предметные картинки ( бочка - почка, ботинки - погреб), карточки со слогами –ба- и -па-, индивидуальные карточки со слогами (ры, тру, тро, Лю, ран, латка, лец, ло__та, при__вил, за__ва, гаж, нан, рта, лата, ры__лка), карточки с буквами Б и П, тетради , ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2).
План занятия:
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
2. Беседа на тему «Сказки».
3. Физминутка.
4. Игры со звуками [б – п].
• Игра «Поймайте звук [п] или звук [б]».
• «Цифровой ряд».
• Словарный диктант со звуками [б – п].
• Слоговая мозаика.
• Буква заблудилась.
III. Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? А какое время суток?
Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(бочка)
На ветках -
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек.
(почка)
Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
Какими звуками отличаются эти слова?
Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).
Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
Следующие загадки:
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом - под столом,
А ночью - под кроватью.
(ботинки)
Зимой - нет теплей,
Летом - нет холодней.
(погреб)
Назовите первые буквы в этих словах.
2. Ребята, сейчас я вам перечислю сказочных персонажей, а вы слушайте внимательно и вспомните из какой они сказки. Буратино, Карабас-Барабас, папа Карло, кот Базилио, Джузеппе. Какая эта сказка?
( это персонажи из сказки «Золотой ключик, или приключение Буратино». Акцентируется внимание на том, сто во всех именах сказочных героев есть звуки [б] и [п]).
А теперь вам такое задание, пожалуйста перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б] и [п].
(колобок, репка, курочка Ряба, бременские музыканты, синяя борода, свинопас, принцесса на горошине, волшебная лампа Алладина, Али Баба и сорок разбойников, Елена прекрасная и т.д.)
На каком месте находятся в этих словах наши звуки?
Ребята, а сейчас перечислите пожалуйста сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б] и [п].
( Чебурашка, баба Яга, Трубадур, Вини-пух, бармалей, Айболит, черепаха Тартилла, Поросенок Чок и т.д.)
А на каком месте находятся звуки [б] и [п] в этих словах?
А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж?
( Королевство кривых зеркал).
Какими буквами на письме обозначаются звуки [б – п]? ( буквами «б – п»).
Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором слова со звуком [п].
Пожалуйста, ребята подчеркните букву «п» - одной чертой, а букву «б» - двумя чертами.
3. Физминутка.
Имитация движений разных сказочных героев. (Как катится Колобок. Как Буратино суёт везде свой длинный нос. Как ходит принцесса. Как Вини-Пух забирается на дерево за мёдом. и т.д.)
4. Игры со звуками [б – п].
• «Поймайте звук [п] или звук [б]»
Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!
(лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан и т.д.)
• «Цифровой ряд»
А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2).
(битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик и т.д.)
Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.
(папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки и т.д.)
• Словарный диктант со звуками [б - п].
Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй - только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.
(пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор и т.д.)
• Слоговая мозаика
Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «па» или «ба». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.
( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка и т.д.)
• Буква заблудилась.
Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].
(палка, почка, пой, балка, бой, бочка, быль, панк, банк, пыль, блещут, панк, плещут, банк, забор, пар, запор, бар, пробел, пропел)
III. Подведение итогов.
Какие звуки мы сегодня повторяли? Какими звуками они обозначаются при письме? Чем они похожи? Чем различаются?
Оценка деятельности детей.
Домашнее задание.
Ребята, а сейчас запишите, пожалуйста, домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия птиц и животных, в которых есть звуки [б – п]. Подчеркните «п» - одной чертой, «б» - двумя чертами.
( панда, бегемот, собака, петух, воробей, голубь, барсук, белка, попугай, баран, леопард, обезьяна и т.д.)
Комментарии пользователей