Дизартрия наиболее сложный речевой диагноз, встречающийся у дошкольников. Помимо трудности артикуляции, есть ещё и проблема автоматизации звуков в речи. Этот процесс длительный и сложный. Опыт работы показал, что у некоторых детей с диагнозом дизартрия, нелегко автоматизируется звук Ч. Как правило, сложные по артикуляции звуки – Ш, Ж уже имеются в речи, но мягкий звук Ч, требующий добавления к основной артикуляции подъёма средней части спинки языка к твёрдому нёбу, вводится в речь с большим трудом. На индивидуальных занятиях будет целесообразно произносить звук Ч утрированно не только ребёнку, но и логопеду в своих инструкциях и вопросах. Таким образом, необходим творческий подход для достижения лучшего результата в процессе автоматизации звука Ч.
Индивидуальное занятие
«В гостях у Лесовичка».
Тема: Автоматизация звука Ч в словах и фразах.
Цели:
1. Развивать фонематическое восприятие.
2. Автоматизировать звук Ч в словах.
3. Закрепить навык словоизменения.
4. Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.
5. Приобщать к традициям русского быта, обогащать словарь по теме.
6. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
Занятие проводится в комнате оборудованной в стиле русской избы.
Кукла – Лесовичок, телефон, чугунок, прялка, сундучок, набор детской одежды, светофорик на батарейках, предметные картинки.
Ход занятия.
1. Оргмомент.
Логопед:
- Мне позвонил старичок – Лесовичок и пригласил в гости на дачу. Хочешь отправиться со мной?
2. Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
- Необходимо приготовиться к поездке. Надо подготовить язычок.
• «Крылечко» Чок- чок, чок- чок,
Я весёлый язычок!
Побегу сейчас гулять,
На крылечке загорать.
• «Часики» Чок-чок, чок-чок,
Наш весёлый язычок!
На часы взглянул – идут
Тик-так, тики-тук.
• «Вкусное варенье» На солнышке повалялся
И проголодался.
• «Маляр» Хватит отдыхать, вставай
Не ленись и не зевай,
В руки кисточку возьми,
Потолочек побели.
• «Чашечка» Потолочек побелили,
А ведь чашки не помыли!
Чок-чок,чок-чок,
Я весёлый язычок.
День прошел и на бочок.
3. Уточнение артикуляции звука Ч (положение язычка, губ),
воздушной струи.
Логопед:
- Расскажи, куда ставим язычок, когда произносим звук Ч?
4. Изолированное произнесение звук Ч.
Логопед:
- Предупреди всех, что язычок лёг спать!
- Ч-ч-ч-ч.
5. Характеристика звука.
Логопед:
- Возьмём звук Ч с собой в гости к Лесовичку?
-Расскажи, какой это звук?
6. Связь звука с буквой.
Логопед:
- В какой букве живёт звук Ч?
-Напиши в воздухе пальчиком букву Ч.
- Выложи ниточкой букву Ч.
7. Автоматизация звука Ч в слогах.
- Надо предупредить Лесовичка о том, что мы к нему уже едим.
-Позвони по телефону и скажи на лесном языке.
Повторение слогового ряда:
ач-оч-уч ча-чо-чу
очк-ычк ыч-ач-ыч
чу-ча-чу учк-ачк
8. Мимические упражнения.
Логопед:
-Обрадовался Лесовичок, когда узнал, что мы приедем.
- Нахмурится, когда мы постучим к нему в дверь.
- Улыбнётся, когда нас увидит.
- Загрустит, когда мы будем уезжать.
9. Развитие фонематического восприятия. Пальчиковые упражнения.
Логопед:
- Нужно собрать необходимые вещи в дорогу со звуком Ч, а поможет нам светофор.
Каким цветом мы обозначаем звук Ч? Почему?
-У светофора тоже есть «глазок» зелёного цвета. Я буду называть слова, а ты включай у светофора зелёный «глазок», если услышишь в слове звук Ч.
Игра «Светофор».
На слова со звуком Ч - ребёнок нажимает кнопку, включая зелёный свет, на слова без звука Ч – жёлтый.
Слова для произнесения: носочки, курточка, сумка, юбка, кофточка, брюки, перчатки.
10. Дифференцированное произнесение слов.
Логопед:
- Без подарков в гости не ходят. Выбери подарки со звуком Ч для Лесовичка, сложи их в сумку (очки, книга, бабочка, ручка, альбом, чайник).
11. Физминутка.
Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук Ч.
Чу-чу-чу, далеко я укачу.
Чу-чу-чу, я на дачу хочу.
Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.
12. Упражнение на развитие воздушной струи.
- Нам осталось пройти через полянку, и мы будем на даче у Лесовичка.
Отгадай, кого я вижу на полянке?
Спал цветок – и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел!
Потянулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
- Видишь бабочку? Помоги ей взлететь, подуй на неё.
На нитке подвешена к потолку бумажная бабочка, ребёнок дует на неё, а логопед незаметно подтягивает бабочку на нитке вверх – она полетела.
13. Автоматизация звука Ч в словах различных грамматических категорий.
Логопед:
- Вот мы и добрались. Стучи в дверь.
- Поздоровайся с Лесовичком.
- Покажи нам Лесовичок как ты живешь?
- Что это? (печь) Что стоит на печи? (чугунок) В чугунке каша какая, рисовая или гречневая? Для чего нужна прялочка? Что вяжут из ниточек? Что это за коробка? (сундучок) Какая одежда лежит в сундучке? (юбочка, кофточка, носочки, перчатки, рукавички).
14. Итог.
Логопед:
- За каким звуком мы сегодня следили в речи?
- Какой звук повторялся в словах?
- У кого в гостях мы были?
-Попрощайся с Лесовичком.
Комментарии пользователей