• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05

Конспект фронтального занятия с детьми с ОНР

Опубликовано: 16 марта 2025 Автор:

Тема: «Дифференциация предлогов НА и ПОД»
Цель: закрепить навыки практического употребления в речи предлогов НА, ПОД

Задачи:

Образовательные:

•    Уточнить представления детей об одежде, обуви, головных уборах, частях тела, игрушках, мебели, о сезонных изменениях.
•    Учить решать проблемные задачи.

Коррекционные задачи:

•    Формировать пространственные представления.
•    Актуализировать словарь по темам «Одежда, обувь, головные уборы», «Зима. Зимние забавы», «Игрушки», «Мебель», «Части тела».
•    Повышать речевую и мыслительную активность.
•    Развивать  слуховое  и зрительное  внимание, память.
•    Развивать мелкую моторику и общие движения.

Воспитательные:

•    Воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, старательность, желание  помогать.

Оборудование:

У логопеда - куклы Хрюша и Каркуша, одежда (брюки, шорты, колготы, носки,  футболка, комбинезон, свитер, куртка (с меховым воротником), шарф, варежки,), обувь (сандалии, ботинки), головные уборы (панамка, шапка ) аудиозапись «Марш оловянных солдатиков», игрушечная мебель (диван, кресло, стул, стол), парные картинки для составления предложений с предлогами, карточки с изображением героев занятия,  полоски для схемы предложения, символы предлогов НА и ПОД.

У детей – большие конверты с символами предлогов, маленькие конверты с полосочками,  сюжетные картинки.

Словарная работа: гарнитур

Предварительная работа: разучивание двустишия

Отдохнуло наше тело,
Что же, примемся за дело.



Ход занятия.

1.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

-   Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. Гости пришли посмотреть, как много мы знаем и умеем.

-   Там, там, там, тихо сели по местам.

-   Спинки … (прямые).
-    Глазки смотрят …  (на Вас).
-  Руки не мешают, а … (помогают)
-  Ротики не болтают, а … (отвечают)

2.    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

Слышится карканье.

-    Кто бы это мог быть? (Ворона)

Влетает оранжевая ворона.

-    Здрравствуйте, ребята!
-    Да это же наша старая знакомая Каркуша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Но как-то странно она выглядит. (Она оранжевая)
-    Прррриближается весна, карр, карр,  и мне хочется быть ярррркой и кррррасивой, вот я и покррррасила свои пёррррышки в орррранжевый цвет, карр, карр. Прррравда крррасиво!?
(Звучат ответы детей)

-    Каркуша, делу время, потехе час.
     Время занятий настало для нас!    
     Хочешь присоединиться к нам?
-    С пррревеликим удовольствием.
-    Тогда присаживайся.

-  Сейчас я буду давать Вам  трудные задания. Но повторять  буду только один раз, поэтому слушать нужно  внимательно.

- Ладони под стул, ладони на голову …  

-    А можно я попрробую, карр,  дать ребятам задание, карр, карр?
-    Попробуй.
-    Ладони стол   …

-  Ребята, вы поняли, что нужно сделать? (Нет)
-    Почему не понятно?
-    Какие слова потеряла Каркуша? (Маленькие слова НА и ПОД)
-    Зачем нужны слова НА и ПОД?

-    них и нельзя обойтись.

-    Послушайте ещё раз: «Ладони на стол, ладони под стол».
-    Какие слова помогли выполнить задание? (НА и ПОД)
-    Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
-    Расскажи, … (Сегодня мы будем говорить о маленьких словах НА и ПОД)

-    Ой, какая я забывчивая, каррр. У Вррединки же сегодня день ррррождения, и она прросила меня, карр.  передать приглашение  на праздник Филе, Степашке, Хрюше, Мишутке, и другим её друзьям, и, конечно же, вам, ребята. Карр, карр.  Ну, вот, вам я приглашение передала, карр, полечу дальше. До свидания, кар, кар!
-    Ну что ж ребята, примем приглашение?

-    Договорились, мы пойдём в гости к Врединке, а по пути поговорим о словах НА и ПОД. А в подарок захватим  символы-подсказки (показ), ведь, скорее всего,  Врединка, как и Каркуша, не знает маленьких слов-помощников.
-    Что у меня в руках? (Симвла слова НА)
-    О чём он рассказывает? (О том, что мы говорим НА, когда предмет сверху)
-    Что у меня в руках? (Символ слова ПОД)
-    О чём он  рассказывает? (О том, что мы говорим ПОД, когда предмет внизу)

-    Заглянем для начала к Хрюше.

3.    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ «НА» И «ПОД».
     Д.И. «ПОМОЖЕМ ХРЮШЕ СОБРАТЬСЯ В ГОСТИ»

А вот  и его комната.

(На  столе комната Хрюши. В комнате беспорядок. Все вещи разбросаны. Хрюша стоит посреди комнаты в трусах и в майке.).

Где носок?
А вон – под креслом!
Где рубашка?
На полу!
Куртки тоже нет на месте ….
Вот! Нашёл – она в углу! –
Там вчера я раздевался ….
Шарф … куда ж он подевался?
Где ботинки? Не найду?!
Загляну-ка под кровать!…
Хрюша наш идёт гулять!!!

-    Давайте поможем Хрюше собраться. Сначала расскажите, где лежат Хрюшины  вещи,  используя маленькое слово ПОД.
-    А теперь используем слово НА.

(Дети составляют предложения типа: «Рубашка лежит под кроватью», то же с брюками, шортами, колготами, носками,  футболкой, комбинезоном, свитером, панамкой, шапка, сандалиями,, сапогами, курткой (с меховым воротником), шарфом,, варежками)
По мере нахождения, вещи выкладываются на стол.

-    Вспомните, какое сейчас время года,  и ответьте, вся ли найденная нами одежда понадобится сейчас Хрюше?
Почему?
-    Давайте повесим  на спинку дивана   ту одежду, которая   понадобится Хрюше.
(Вызывается один ребёнок.)
-    Для какого времени года предназначена оставшаяся одежда?
-    Разложим вещи в том порядке,  в каком Хрюша будет их надевать.
(Вызывается один ребёнок.)
-    Поможем Хрюше одеться. Выходим по одному и рассказываем, что на что надеваем: «Я надену рубашку на туловище».
-    Какое маленькое слово помогло нам правильно рассказать о том, что мы надевали Хрюше? (Маленькое слово НА)
-    Хрюша одет. Взгляните, некоторые предметы его одежды одного цвета. Собрание похожих по материалу или цвету  вещей, называют красивым словом ГАРНИТУР.
-    Повторим это слово по слогам: ГАР-НИ-ТУР.
-    А теперь произнесём всё слово: ГАРНИТУР.
-    Перечислите, что из Хрюшиной одежды входит в ГАРНИТУР. (Варежки, шапка, шарф)
-    Бывает гарнитур одежды, а бывает мебельный гарнитур.
-    Можно ли Хрюшину мебель назвать гарнитуром? (Да. Она одного цвета)
-    Молодцы. Отправляемся дальше.

4.    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ДВУМ ОПОРНЫМ СЛОВАМ И ЗАДАННОМУ ПРЕДЛОГУ.
     Д.И.»НАВЕДИ ПОРЯДОК»

-    Заглянем к Филе.  Филя убирает свою комнату. Давайте поможем убрать все  вещи по своим местам..
-    Посмотрите на карточки. Они помогут вам понять, где какой предмет должен находиться.  Составьте предложения, используя маленькие слова НА и ПОД.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной паре картинок (ваза и стол, книга и полка, мяч и кровать, кукла и стул, машинка и телевизор)

5.    Д.И. УЗНАЙ ГОСТЯ.

Вот мы и у Врединки. Здесь уже много гостей.. Отгадайте, кто пришёл. Назовите маленькое слово,  встретившееся  в загадке.

•    Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы. (Зайчонок Степашка)

•    Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна, просыпается от сна. (Медвежонок Мишутка)

Отворилась тихо дверь, и вошёл усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко,и
•    умылся серой лапкой.  Берегись, мышиный род – на охоту вышел … (котёнок Царапка)

•    С хозяином дружит, дом сторожит. Живёт под крылечком, а хвост колечком. (Собака Филя)


6.    ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. ВЫПОЛНИ КОМАНДУ.

-  Первым делом друзья решили поиграть.

Мишутка предложил игру «Выполни команду». Давайте и мы немножко поиграем. Выходите на ковёр, вставайте в кружок. Запоминаем правила игры.
Пока звучит музыка, вы шагаете друг за другом. Как только музыка остановилась – слушаете мою команду. Отдавать команду я  буду тихо и для того, чтобы её услышать, никто не должен разговаривать.

Ножками затопали, зашагали по полу.

Положите правую руку на левое плечо.
Хлопните в ладоши под левым коленом.
Положите ладони на голову.
Поставьте руки на пояс.
Руки под подбородок.
Вытяните руки вперёд и положите  левую ладонь под правую.

Отдохнуло наше тело, что же, примемся за дело.

Там, там, там. Тихо сели по местам.

7.    ДОБАВЛЕНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОПУЩЕННОГО ПРЕДЛОГА.
Д.И. ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Пока друзья играли, ёж смотрел в окно  и  записывал всё, что видел во дворе. Вот что у него получилось.

Бабушка сидит скамейка.
Скамейка стоит ёлка.
Воробей сидит ветка.
Шишки растут ёлка.
Щенок лежит скамейка.
Девочка качается качели.
Гриб растёт ёлка.

-    Понятно нам, что увидел ёжик?
-    Почему? Чего не хватает?

Вызывают предложения улыбки –
Есть  неточности, есть и  ошибки.
Обрадуем ёжика и друзей,
Исправим ошибки скорей.

Я ещё раз произнесу  предложение, а вы покажите мне подходящий символ

На лицах светятся улыбки –
Исправить мы смогли ошибки.

Запишем, что у нас получилось – составим схему первого предложения.

Бабушка сидит на скамейке.

(Один ребёнок выкладывает схему на доске.)

-    Повторите предложение.
-    Сколько слов в этом предложении?
-    Какое первое слово?
-    Покажите пальчиком это слово.
-    Какое второе слово?
-    Покажите пальчиком это слово.
-    Какое третье слово?
-    Покажите пальчиком это слово.
-    Какое четвёртое слово?
-    Покажите пальчиком это слово.

-    Поднимите руки, у кого такая же схема как на доске.

-    Назовите 3е слово.
-    Покажите.
-    Назовите четвёртое слово.
-    Покажите.

-    Придумайте своё предложение, подходящее к этой схеме. Используйте маленькие слова, которые мы сегодня повторяли.
(Ответы детей)
-    Убрали полосочки.

8.    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ  ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДЛОГОВ «НА» И «ПОД».
     Д.И. ЖМУРКИ.

Друзья решили поиграть в жмурки. Водит котёнок Царапка. Подскажем  ему, кто куда забрался.

Взяли картинки. Перевернули. Посмотрели на них.
Составляем  предложение и подставляем картинку к подходящему символу на доске.

9.    ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Какие маленькие слова помогли нам составить предложения?
Когда мы используем слово НА?
А когда используем слово ПОД?
Занятие окончено. Все ребятки хорошо занимались. Настало время получить угощение.
Рассказать друзьям:

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению