«Путешествие в зимний лес»(подгрупповое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях)
«Путешествие в зимний лес»(подгрупповое занятие по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях)
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Кейлер Т.А., Учитель-логопед МДОУ №7 «Незабудка», г. Мегион, ХМАО
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
Закрепить правильное произношение звука [ Р ] в слогах, словах и предложениях.
Познакомить с буквой [ Р ]. Упражнять в слоговом чтении.
Развивать фонематические процессы.
Развивать умение отвечать на вопросы полном ответом.
Упражнять в составлении предложений по опорным словам.
Развивать динамическую организацию органов артикуляционного аппарата, мелкую моторику пальцев рук, целостное восприятие, память, внимание;
Воспитывать бережно отношение к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ Контур грузовика, маркеры (зеленый, красный, чёрный), «сказочные» ведёрочки, волшебная палочка, мягкая игрушка собачка, макет елочки, самодельные ёлочные игрушки, корзинка, гирлянда, буква [ Р ], панно «Солнышко», пиктограммы – эмоции: «испуг», «удивление», «радость».
Организационный момент
Логопед: Ребята нам пришло письмо от зверей из зимнего леса. Послушайте.«Дорогие ребята! Поздравляем Вас с Новым Годом! Будьте здоровы и веселы! У нас в лесу есть красавица - елочка, но нам нечем её украсить, нет елочных игрушек. Просим Вас привести игрушки. Лесные звери и птицы.
Логопед: Ну что, дети, поможем зверюшкам?Тогда давайте собираться в путешествия в зимний лес. На чем же мы отправимся в заснеженный лес? Возьмите маркеры и сейчас мы нарисуем транспорт.
Один ребёнок обводит линии, нарисованные штрихами и точками. Второй обводит линии, нарисованные штрихами, третий обходит контур по точкам.
Логопед: Что у нас получится? (грузовик) Давайте заведем мотор грузовика.
Дети: Р-р-р-р
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Пусть мотор пока прогревается, а нам нужно как следует подготовиться к путешествию.
Почистить зубы . (упражнение «Чьи зубы чище?»)
Возьмём с собой чашки, чтобы попить чай и согреться на морозе (упражнение «Чашечка»)
К чаю возьмём вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»)
Неплохо бы подкрепиться грибками (упражнение «Грибок»)
Чтобы было весело в пути возьмём с собой барабан (упражнение «Барабанщики»)
Гармошка в пути тоже не помешает (упражнение «Гармошка».)
Логопед: Мотор нашего грузовика уже прогрелся. Поехали!
Дети: Р-р-р-р
Логопед: В пути мы будем выполнять различные задания, и получать елочные игрушки. Для них возьмём сказочные ведёрки.
Знакомство с буквой
Показ буква «Р» в алфавите.
Из каких элементов состоит буква? (чтение стихотворения о букве).
Логопед: Ребята, возьмите с собой по одной букве и положите в ведёрко.
Развитие мелкой моторики и сильной длительной воздушной струи
Очень холодно в лесу, (кулачок)
Пальцы я в кулак сожму,
Друг к другу крепко я прижму, (по очереди соединение пальцев с большими пальцем)
Теперь ладошки расправляю ( поглаживание ладони ладонью)
И варежки я надеваю
Дети надевают варежки со снежинкой на леске.
Логопед: Посмотрите, к вам на варежки упала снежинка. Сдуйте её (упражнение «Сдуй снежинку с варежки») (За правильное выполнение задания дети получают ёлочную игрушку)
Автоматизация звука [Р] в слогах со стечением согласных
Логопед: Продолжим наше сказочное путешествие. Кто же это нас встречает? (мягкая игрушка собачка).
Она нас увидела и сначала испугалась и залаяла.
Тра-тра, тру-тру, тры-тры!
( Дети произносят слоги с мимикой и интонацией страха)
Потом очень удивилась.
Утр-утр, атр-атр, отр-отр.
( Дети произносят слоги с мимикой и интонацию удивления)
Но когда собачка узнала, что мы едем в лес украшать елочку для зверей и птиц, то обрадовалась.
Дра-дра, дры-дры, дро-дро!
( Дети произносят слоги с интонацией и мимикой радости)
Собачка: Ребята, для того чтобы не заблудиться в лесу и вернуться назад в детский сад, вам нужно проверить свою память. Послушайте и повторите.
пра-бра-тра-дра
пра-бро-тро-дро.
пру-бру- тру-дру.
Дети по очереди произносят цепочки.Собачка отмечает, как ребята выполнили задание, и награждает их елочными игрушками.
Логопед: Давайте попрощаемся с собачкой и продолжим свой путь.
Развитие общий моторики.
Мы носками постучим,
Мы поставим пятки,
Вот мы ходим как медведь,
Скачем, как зайчатки.
Чтение слогов со звукам [Р], используется настенное панно «Солнышко»
Логопед: Смотрите ребята, нас встречает ласковое «Солнышко». У него для нас есть задание. Вот волшебная палочка, она поможет нам. Палочка будет указывать путь от буквы к букве, вы будете произносить звуки вместе и получите слоги. Например: Волшебная палочка указывает на «Р», а затем на «У»- получается РУ. После прочтения прямых и обратных слогов солнышко награждает детей игрушками.
Дидактическое упражнение «Исправь ошибку»
Логопед: Солнышко даёт Вам ещё одно задание. Поправьте меня, пожалуйста, если перепутаю слова в конец предложения.
Расцвели на клумбе …козы
В огород забрались … розы
Ползает у реки…мак
Расцветает в поле…рак
Закрывает мышка …ночку
Будет сладко спать всю…норку
Солнышко награждает детей елочками игрушками.
Автоматизация звука в словах, дифференциация звуков, определение места звука [Р] в словах, автоматизация [Р] в предложениях
Игра «Украсить ёлочку игрушками»
Логопед: Продолжаем наше путешествие. А где же наша красавица лесная? (макет елочки закрыть белой тканью). Посмотрите, ребята, её от макушки до земли замело снегом. Давайте освободим её. Вот она, какая зелёная, красивая. Пришло время её нарядить, но украшать мы её будем только игрушки, в названии которых есть звук [Р], выложите их из ведёрок на подносы. Назовите свои игрушки.
Дети по очереди называют свои игрушки
Логопед: Найдите и скажите, где в словах находится звук [Р] Найдите игрушки про которые вы знаете скороговорки и загадки.
Дети вспоминает и читают по очереди, и называют слова со звуком [Р]
Мухомор
В яркой куртке мухомор
Гордо встал на косогор
Нам не нужен мухомор
Не пойдем на косогор.
* * *
Сам алый сахарный
Кафтан зелёный бархатный.
* * *
Он плясун
Он певун
Он веселый говорун
Он забавная игрушка
А, зовут его … (Петрушка)
и другие.
Логопед: Ребята, сейчас вы будете отвечать на вопрос о своей игрушке и вешать её на ёлочку. Какой шар ты повесишь на елку?
Какого цвета колпачок у твоего петрушки?
Кто приносит детям подарки на Новый год?
Дети отвечают полными предложениями
Логопед: А теперь сами придумайте предложение про последнюю свою игрушку.
Итог занятия
Логопед: Ребята, посмотрите, какая нарядная елкам у нас получилась! Теперь звери и птицы могут встречать Новый год! А мы с Вами давайте заведём наш грузовик и отправимся в детский сад. Дети: Р-р-р-р.
Логопед: Вот и закончилось наше путешествие в лес. Как вы думаете, нужно ли рубить елки для новогоднего праздника? Почему? Дети высказывают свои мнения.
Логопед: Какой звук помогал нам в путешествии? Дети: Р-р-р-р.
Логопед благодарит детей за занятие и желает счастливого Нового года
Комментарии пользователей