Диалог, как форма общения
Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения.
Таблица 1
Целью общения может быть поддержание социальных контактов, обмен информацией. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.
Выделяются две основные сферы общения ребенка - со взрослыми и со сверстниками. В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый. Опыт речевого общения со взрослым ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У дошкольника ярко выражено потребность в самопрезентации, потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении, так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером (его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава
Диалог является естественной средой развития личности. Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях
Развитие диалога - это двусторонний процесс, где происходит чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого,
когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них - ребенок.
Для диалога характерны:
• разговорная лексика и фразеология;
• краткость, недоговоренность, обрывистость;
• простые и сложные бессоюзные предложения;
• кратковременное предварительное обдумывание.
Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.
Диалог - сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: 1.слушать и правильно понимать мысль,
2. выражаемую собеседником;
3. формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;
4.менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; 5.поддерживать определенный эмоциональный тон;
6.следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; 7.слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и;
8.если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.
Овладение связной диалогической речью - одна из главных задач речевого развития дошкольников и детей младшего школьного возраста. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Обучение диалогической речью в процессе повседневного общения.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор учителя-логопеда с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни.
Следует правильно организовывать диалог, принимая во внимание:
возрастные и индивидуальные особенностей,
потребностей каждого,
интересы,
уровня речевого развития.
Разговор логопеда с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда
• в группе создана доброжелательная атмосфера,
• обеспечено эмоциональное благополучие детей,
• господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.
Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи взаимообусловлена со становление мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.
Пути влияния логопеда на разговорную речь детей очень разнообразны:
1. прием словесных поручений. При этом логопед дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.
2. Очень эффективный прием - объединение детей разных возрастов, организация посещения другой группы. Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.
3. Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее - «в шкоду», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.
Разговор логопеда с детьми
индивидуальные коллективные
( на индивидуальных занятиях, ( во время прогулки,
при встрече) на уроке
Основные методические приёмы обучения детей диалогической речи
Словесное творчество Беседа Игра Прием драматизации
- совместный рассказ - светская беседа - рисование
-со взрослым - беседа по картине, - сказка
-совместный рассказ - о содержании рассказа.
детей
Развитие навыков диалогического общения для преодоления общего недоразвития речи у младших школьников строится в несколько этапов.
. Для этого логопед должен создать такую речевую среду, в которой каждый малыш легко и свободно вступал бы в диалог со взрослыми и детьми. Нужно приучать детей выражать словами свои просьбы, отвечать словами на вопросы взрослых
В работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста логопед уже больше внимания уделяет качеству ответов детей; он приучает их отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса.
Обучение происходит поэтапно.
Первый этап. Вопросно-ответная форма речи.
Для формирования вопросно-ответной формы речи используются различные виды беседы, игры.
Сначала необходимо развивать у детей умение отвечать на вопросы и задавать их. Особое внимание уделять формированию умения слушать и слышать собеседника, используя для этого с «Правила слушания» и «Правила говорения». На этом этапе учитель-логопед знакомит детей со средствами общения: голос, тон, темп, громкость, мимика, жест. Используются задания:
игра - КТО БОЛЬШЕ?
Необходимо назвать как можно больше существительных на заданную тему. Дети работают парами, вместе подбирают слова, выбирают, кто из двоих будет отвечать. Если пара называет только свое слово, ей присуждается 0 очков; только чужие слова - 1 очко; свое и 1-3 чужих - 2 очка.
НЕВПОПАД
Нужно заметить ответ на заданный вопрос ответом на другую тему. Если ребёнок отвечает на заданный вопрос, он выходит из игры.
ПРОДОЛЖИ РАЗГОВОР
Прочитать разговор в двух лицах, продолжить его: - Рита, что ты делаешь? - Я рисую. – Что ты рисуешь? -…… -….и т.д.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
По сюжетной картинке первый ученик составляет простое нераспространенное предложение, каждый следующий добавляет к нему по слову.
СНЕЖНЫЙ КОМ
Требуется составить рассказ на заданную тему по кругу. Каждый участник начинает свою фразу с повторения конца фразы предыдущего.
Второй этап. Обобщение.
Здесь на первый план выходит общение детей друг с другом, используя «Правила слушания» и «Правила говорения». Для этого создаются различные коммуникативные ситуации, игры для развития невербального мышления.
ГДЕ МЫ БЫЛИ, МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ, ПОКАЖЕМ
Дети разбиваются на пары, выбирают одно животное или птицу для себя и своего партнера. Выбранное животное нужно изобразить так, чтобы остальные дети узнали его.
УВИДЕЛ-ПОКАЗАЛ-НАЗВАЛ, НАЗВАЛ-УВИДЕЛ-ПОКАЗАЛ
Третий этап. Совершенствование усвоенных навыков.
На этом этапе используются задания: « Рассмотри картинку и разыграй диалог», « Рассмотри картинку и скажи, что не правильно сделали дети?, сюжетно-ролевые игры, диалоги с незнакомыми взрослыми и сверстниками. Кроме того в совместной игре сталкиваются индивидуальные замыслы, которые потом необходимо согласовать для создания единого общего плана.
Итак, возможно организовать достаточно эффективную работу по развитию навыков диалогического общения для преодоления общего недоразвития речи.
Комментарии пользователей