Навигация
Опубликовано: 05 декабря 2024 Автор:
учитель-логопед Куликова Ю.С., г. Владимир
«Праздник Осени» глазами логопеда в подготовительной к школе группе
Зал празднично украшен. Под музыку дети входят в зал.
Логопед Загадаю вам загадку,
Отгадайте-ка, ребятки:
Висят на ветке
Золотые монетки.
Дети Осенние листья.
Игра «Одень дерево»
Логопед Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С деревьев облетели.
Раз, два, три
Одежду дереву подбери.
Раз, два, три, четыре, пять
Листья будем называть.
Логопед Дети
Листья берёзы берёзовые
Листья рябины рябиновые
Листья дуба дубовые
Листья клёна кленовые
Листья осины осиновые
Игра «Сосчитай»
Ребёнок Ветер дерево качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Дети раскачиваются, делают наклон вправо, влево, поднимают вверх руки и трясут кистями.
Логопед Даром время не теряем
Кленовые листья сосчитаем.
Дети Один кленовый лист … три кленовых листа … пять кленовых листьев
Игра «Собери урожай»
Логопед Ну а теперь, когда порядок навели,
Расскажите, чем занимаются люди в осенние дни?
Дети Собирают урожай.
Логопед Урожай полезный, сладкий
Убирают люди в закрома!
Вы мне тоже помогите
Овощи и фрукты по корзинам разберите.
Ну-ка, кто быстрей из вас
Исполнит этот мой наказ!
Логопед Чтобы здесь нам поиграть
Надо овощи и фрукты
Со звуком Л назвать.
Дети Лук, баклажан, свёкла, салат, яблоко.
Сценка «Весёлый огород»
Логопед А сейчас идём на огород,
Посмотреть, что там растёт.
Рассказчик Жили на грядке Лук да Морковки.
Шёл у Морковок с Лучком разговор.
1-ая Морковь Хоть хвалиться неприлично,
Но должны тебе сказать,
Мы красавицы-сестрицы
Рыжие морковки.
2-ая Морковь Мы сияем, как жар-птицы,
И танцуем ловко.
Мы нарядны и стройны.
И, конечно, всем нужны:
И полезны и вкусны.
3-я Морковь Ты вырос на грядке
Характер твой гадкий,
Ты горький, пахучий,
Куда не придёшь
Всех до слёз доведёшь.
Рассказчик Лук обижался, но молчал.
Но вот однажды до морковок дошла весть.
Что их зайчишка хочет съесть.
Морковки поглубже в чернозём залезли,
А чтоб не видно было головы,
Раскинули палатку из ботвы.
А Лук тут как тут.
Лук Брось, косой, не думай бесполезно
Ты лучше моих пёрышков отведай…
Не Морковь я, нет, я злюка!
Стоит вам отведать лука –
Слёзы потекут рекой.
Я на грядке самый злой!
Рассказчик Заплакал Зайчик
И убежал прочь.
Морковки Лучок, ты самый добрый и полезный,
Ты простой зелёный лук,
Ты наш самый лучший друг.
Игра «Я не знаю, кто же я?»
Логопед Есть у нас игра такая –
Очень лёгкая, простая:
Я не знаю, кто же я?
Вы поможете, друзья?
Выбирается ребёнок (ведущий), который будет отгадывать животного. Ведущий стоит спиной к детям, ему на спину вешается табличка с изображением животного. Водящий, самостоятельно задавая вопросы, отгадывает название животного. Дети отвечают словами только «да» и «нет». Например:
Водящий – Оно дикое?
Дети – Да.
Водящий – Оно маленькое?
Дети – Нет.
Водящий – Рыжее?
Дети – Нет.
Водящий – Серое?
Дети – Нет.
Водящий – Бурое?
Дети – Да.
Водящий – Длиннохвостое?
Дети – Нет.
Водящий – Зубастое?
Дети – Да.
Водящий – Косолапое?
Дети – Да.
Водящий – Это медведь?
Дети – Да.
Логопед Где живут эти звери-отгадки,
Про которых были загадки?
Дети В лесу.
Логопед Скоро унылая пора пройдёт,
Какое время года на смену осени придёт?
Дети Придёт зима.
Логопед Ребята, расскажите мне
Как звери готовятся к зиме?
Ответы детей.
Сказка «Без друзей не прожить»[2]
Дерево с дуплом, из него выглядывает Филин. Рядом на пеньке сидит Белка, вытирает слёзы. Идёт Барсук.
Ворона Кар! Кар! В лесу стряслась беда:
Белка плачет у дупла!
Барсук Доброе утро, Белка-соседка.
Дел сейчас много видимся редко.
Ты не резвишься, по веткам не скачешь.
Что-то случилось, вижу – ты плачешь?
Белка Утро недоброе,
Не до веселья.
Филин справляет в дупле новоселье.
Выгнал меня и занял дупло.
В нём и уютно и очень тепло.
Есть там запасы орехов, грибов.
Вкусные жёлуди с разных дубов.
Барсук берёт большой сучок и стучит по дереву.
Барсук Филин, прошу, оставь Белочкин дом!
Он ей достался великим трудом.
Из дупла высовывается Филин.
Филин Нет, не уйду,
Мне уютно, тепло.
Пусть Белка поищет другое дупло.
Барсук Ты, Филин, неправ,
Поступаешь нечестно.
Здесь Белочкин дом –
Всему лесу известно.
Филин Мне нравится здесь,
Я хочу в нём остаться,
Ко мне не советую
Белке соваться.
Барсук Ну что ж, я сейчас отправляюсь в дорогу.
Пойду позову всех друзей на подмогу.
Барсук уходит. Белка скачет около дерева.
Белка У меня был тёплый дом.
Для бельчат построен он.
Всё я сделала сама.
Знаю, близится зима.
Входят Ёж и Барсук.
Барсук Мы придумали, как быть,
Как его перехитрить.
Ёж подзывает Белку, шепчет ей на ухо. Белочка подбегает ближе к дуплу.
Барсук и Ёж выпускают маленькую мышку. Она на верёвочке, которую дёргают в разные стороны то Ёж, то Барсук. Мышка пищит. Из дупла выглядывает Филин.
Филин Мышка, шлю тебе привет!
Славный сделаю обед.
Мышек очень я люблю,
Вмиг тебя я изловлю.
Вылетает из дупла и начинает ловить мышку. В это время Белка залезает в дупло. Филин бегает за мышкой, запутывается в верёвке и падает в изнеможении. Выходят Барсук и Ёж.
Ёж Что мы видим!
Грозный Филин
Мышку-крошку не осилил.
Барсук Он помял большие крылья
И свалился от бессилья.
Филин (дрожащим голосом) Да, со мной стряслась беда:
Ни туда я, ни сюда.
Ведь для вас секрета нет,
Что друзей у меня нет.
Кто поможет снять верёвку?
Ёж Белка сделает всё ловко.
Филин Я перед нею виноват.
Барсук Попроси тогда мышат.
Филин Мышку тоже я обидел.
Ёж и Барсук Филин, Филин,
Все мы видим
И даём тебе совет:
Заводи друзей, сосед!
Белка, Ёж и Барсук распутывают Филина.
Логопед Вы задумайтесь о том:
Что рассказано? О чём?
Что за чем произошло?
И к чему всё привело?
Ответы детей
Логопед Пословицы о дружбе подскажите,
Только не спешите.
Дети ● Друзья познаются в беде.
● Человек без дружбы – что дерево без корня.
● Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
● Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
● Без беды друга не узнаешь.
● Новых друзей наживай, а старых не забывай.
● Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Литература
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий в подготовительной к школе логогруппе.
Чистова Д. Без друзей не прожить.// Дошкольное воспитание. – 1993. – №6. – С.8
Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. – М.: Академия, 2003. – 240с.
Логопедический досуг «Путешествие Незнайки» (Подготовительная к школе группа)
Зал празднично украшен
Логопед Здравствуйте, дорогие гости!
Ребята на логопед. занятиях
Трудились без сомненья
Старательно овладевали
Правильным произношением.
Теперь они покажут Вам
Уменье выговаривать
Всё правильно и внятно
Так, что всем понятно.
Дети под музыку входят в зал, здороваются с гостями (с родителями).
Логопед Ребята! Новость есть у нас!
Поедем в путешествие сейчас.
А вот на чём отправимся мы в путь,
Узнаете, если загадку отгадаете.
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой,
Везёт нас за собой. (Поезд)
Правильно, на поезде.
Он уже нас ждёт,
А вот его маршрут.
Но в вагон сядет лишь тот,
Кто примету весны назовёт.
- Что такое маршрут? (Ответы детей)
Маршрут – это путь, по которому мы будем двигаться, путешествовать.
- Кто управляет поездом?
Дети Машинист.
Логопед Кто будет машинистом нашего поезда.
Вы узнаете, если загадку отгадаете.
Этот мальчишка пришёл к нам из книжки
Он большой-большой зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)
Под звуки весёлой музыки вбегает Незнайка
Незнайка Здравствуйте, мои друзья,
(ребёнок) Надеюсь, к вам пришёл не зря.
На занятиях я зевал, ничего не отвечал.
Вы такие, как и я?
Дети Нет!
Незнайка Ну поехали тогда!
Логопед Отправляемся мы в даль,
Дружно песню запевай!
Дети исполняют песенку паровозика из м/ф
«Паровозик из Ромашково»
Дети Хорошо на свете солнышко свети,
Пожелай нам ветер доброго пути,
Доброго, доброго, доброго пути.
Доброго, доброго, доброго пути.
Логопед Наш поезд прибыл на речку Чернильную
Стоит здесь город маленький, непыльный.
Но вот беда – в город не войдём, если камни не уберём.
Расставьте камни по размеру.
Начните с самого большого камня
И закончите самым маленьким.
Тогда вы узнаете, что за народ
В этом городе живёт.
Проводится игра «Камни»
Ребёнок Сейчас о себе они сами
Расскажут об этом стихами.
Под музыку выходят звуки
С З Мы обозначаем звуки настоящие,
(хором) Весёлые, свистящие.
Значит, мы всех важней,
Значит мы всех нужней!
Ш Ж Мы обозначаем звуки шипящие.
(хором) Согласны шептать,
Шелестеть и шипеть.
Значит, мы всех важней,
Значит, мы всех нужней!
Л Р А мы зовёмся сонорами.
(хором) Без Р и Л красивой речи нет
Об этом знает целый свет!
Незнайка Ох! Произнесу словечко и сам тому не рад.
Скажу я «коробок» - выходит «колобок».
Спрошу: «Где же крыша?»
А слышно это «крыса».
Ребята, помогите!
Говорить правильно научите.
Проводится игра «Звуки поменялись местами»
Незнайка В день весенний у ворот Тает снег. Течёт ручей
Начал дружно таять мёд (лёд) На ветвях полно врачей (грачей)
Сшил себе котёнок тапки,
Чтоб весной не мёрзли шапки (лапки)
На болоте нет дорог
Я по кошкам (кочкам) прыг да скок
Логопед Если мы не примем мер,
То Незнайка – вот беда!
Звуки не осилит никогда!
Незнайка Чтобы красиво говорить
Надо к докторам ходить?
Уколы делать, таблетки пить?
Дети Нет!
Логопед Дети, выходите.
О том, что помогло
Овладеть звуками
Незнайке расскажите.
Дети К логопеду я хожу
Выговаривать хочу.
Звуки Р и Л, друзья
Пригодятся мне всегда.
Чтобы язычок ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай,
Перед зеркалом, шутя!
Язычок я подниму –
«Лодка, «ландыши» скажу.
Если дуну посильнее,
Р получится скорее.
Язычок вверх – ра-ра-ра,
Начинается игра.
Будем с другом мы играть
И картинки называть.
Нам нужны чистоговорки,
Трудные скороговорки,
Поговорки и рассказы.
Мы проговорим всё сразу.
Выполняем мы заданья
Развиваем память, слух.
Наряжаемся в костюм:
Шапокляк, Яга, Антошка,
Что сыграет на гармошке.
Мы слушаем внимательно,
Стараемся всегда
И если получается,
То хвалят нас тогда!
Логопед Снова в поезд мы садимся
Дальше весело помчимся.
Дети Ду-ду-ду, ду-ду-ду
Я иду, иду, иду.
А колёса говорят:
Так-так-так! Так-так-так!
Логопед Мы прибыли в город Чудес,
Кто ожидает нас здесь? С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Он очень скоро будет тут,
Скажите как его зовут? (Буратино)
Приплясывая, в зал вбегает Буратино
Буратино Здравствуйте, ребята!
(ребёнок) Хотите со мной порезвиться,
Поиграть и повеселиться?
Сценка «Слова»
Девочка - Хочешь, с тобой, поиграем в слова?
Буратино - В какие слова?
Девочка - Есть слово «сова».
Буратино - Сова не слово, а птица,
Она на ветке таится!
Девочка - Ну что же, поищем другие слова.
Возьмём мы обычное слово «дрова».
Буратино - Дрова для игры не годятся.
Вдруг они загорятся?
Девочка - Есть очень короткое слово «дай».
Смысл его каждому ясен…
Буратино - Ух, какая! В слово «дай» сама поиграй.
Я отдать не согласен.
Буратино В сказку попадёте,
Если ключи подберёте!
Проводится игра «Подбери ключи»
Сказка про овощи
Песенка Помидора Я в Италии родился,
Все зовут меня «Синьор».
Я на грядке поселился
Важный овощ – помидор!
А сейчас вам предлагаю –
Ну давайте поиграем.
Логопед Синьор Помидор решил войско собрать.
На службу свою овощей позвать.
Пришли к нему капуста, горох, морковь и лук.
Сказал помидор вдруг:
Помидор В первую очередь в войско моё пойдут
Овощи те, в названии которых есть Р.
Логопед Ребята, помогите, овощи в которых
Есть звук Р назовите.
Дети Горох, Морковь.
Помидор А ну-ка, овощи, станьте в ряд,
Я командир, - вы мой отряд.
Раздаются команды «Стройся!», «Равняйся!», «Смирно!»,
« Рассчитаться по порядку!»
Дети выполняют Чтобы воинами стать
движения в Тренировки нужно выполнять.
соответствии с Ну-ка, делайте со мною
текстом Упражнение такое:
Руки на пояс поставьте вначале.
Влево и вправо качайте плечами.
Подтянитесь и на стульчики садитесь.
А теперь дотянитесь мизинцем до пятки,
Если сумели, всё в полном порядке.
А на последок должны мяукнуть,
Крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть.
Мяу, кря, ква, гав, хрю!
Логопед Остальные овощи опечалились.
И решили они у Помидора
Просить условие призыва сменить.
Помидор Будь по-вашему, друзья!
Приходите те, в названии которых
Столько же частей, сколько и во мне.
Логопед Ребята, помогите, сколько слогов
В слове помидор определите.
Дети Три. Капуста.
Помидор Ну, давайте, кто из вас
Мне стихи прочтёт сейчас?
Капуста Капустой лечат кашель и головную боль,
От насморка избавлю, спишу любую хворь!
Горох А я – горох.
Узкий, длинный, гладкий.
Меня добавляют в суп, в салаты.
Морковь Вас от хвори защищаю.
Я – морковка всем на диво:
И румяна, и красива.
Помидор Стихи ваши хороши,
Вам спасибо от души.
Песенка Лука Семь рубашек я надел,
Растолстел и подобрел.
Вы меня, друзья, не злите
На службу скорей примите,
Если плакать не хотите.
Логопед Согласился напуганный Помидор
Принял в войско и Лучок.
Буратино У меня на грядке –
Крокодил растёт!
А в соседней речке
Огурец живёт!
Осенью на грядке
Крокодил поспел!
Огурец в речушке
Всех лягушек съел!
Ох! когда ж на грядке
Будет всё в порядке?!
Логопед Молодцы, замечательные овощи!
Снова в поезд мы садимся,
Дальше весело помчимся.
Дети Ду-ду-ду, ду-ду-ду
Я иду, иду, иду.
А колёса говорят:
Так-так-так! Так-так-так!
Логопед Улица Фруктовая.
Расцветает яблонька
В молодом саду.
Я от этой яблоньки
Глаз не отведу.
Раз, два, три, четыре, пять –
Предлагаю поиграть!
На дерево посмотри
инструкция Картинки со звуком Р (Ч) сорви.
1-м До середины быстро дошагайте,
игрокам Картинки детям передайте.
инструкция Внутрь обруча вставайте,
2-м игрокам Обруч на уровне груди поднимайте.
Картинки берите
До гостей бегите.
инструкция Уважаемые гости!
гостям Отгадайте пословицу о труде.
Запишите её на листке.
Листок ребятам передайте.
инструкция А вы листок возьмите
игрокам И до финиша бегите.
Логопед Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Хочешь есть калачи – не лежи на печи.
Гости молодцы! Пословицы отгадали,
Не подвели. Кто объяснит, почему мы так говорим?
Ответы детей
Логопед Наше путешествие подошло к концу.
Ребята, спасибо, вы все молодцы!
И подарит яблонька вам за труды
Крупные, румяные, сладкие плоды.
Логопед протягивает детям два больших яблока (вазы в виде яблок). Воспитанники под весёлую музыку выходят из зала
Логопед Вот наш общий результат
Ребёнок очень рад,
И счастлив логопед
Ошибок в речи больше нет.
Литература
Дошкольная логопедическая служба. Под ред. Степановой О.А. – М.: Творческий центр, 2008. – С. 65-88.
Игры, обучение, тренинг, досуг. Под ред. Петрусинского В.В. – М.: Новая школа, 1998. – С. 77.
Кутлина З.Г. Сценарии логопедических утренников.// Логопед. - 2008. - № 3. - С.87.
Максаков А.И.. Тумакова Г.А. Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
Комментарии пользователей