Игровые способы коррекции звукопроизношения у детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи: постановка звуков
Игровые способы коррекции звукопроизношения у детей с Фонетико-фонематическим недоразвитием речи: постановка звуков
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Афанасьева Ольга Владимировна учитель-логопед МДОУ «Детский сад» №147 «Улыбка» комбинированного вида г.Чебоксары
Цель
Постановка и автоматизация звуков.
Устранение стереотипа неправильного произношения звуков у детей.
Дифференциация смешиваемых в произнесении звуков.
Подготовительные артикуляционные упражнения
«Свистящие» С, Сь, З, Зь : Улыбка—Трубочка, Накажем не послушный язычок, Лопаточка, Почистим нижние зубки, Желобок, Горка, Катушка, Киска сердится, Футбол, Фокус и т.п.
«Шипящие» Ш-Ж: Маляр, Качели, Лошадка, Футбол, Фокус, Вкусное варенье, Чашечка, Подуй на чашечку и т.п.
Песенка «Водички» [С]
Артикуляционная поза: Губы в улыбке, Зубы видны с небольшой щелью, Язык внизу, кончик упирается в нижние зубы, Сильная холодная воздушная струя направленная прямо посередине языка.
Ребенку, после артикуляционных упражнений, дается установка на правильную артикуляцию и предлагается сильно подуть и послушать, как звучит песенка. При этом сознательно не называется постановочный звук С. Когда у ребенка получится звук то его знакомят с «Песенкой водички».
— Когда мы открываем кран, то из него течет водичка и поет песенку. Открой кран и пропой песенку водички – С-С-С-С (Повторяется 3-4 раза.)
Когда ребенок хорошо усвоил правильное произношение изолированного звука, он вводится в слоги, а затем и в слова.
— Песенка «Водички» решила подружиться со звуками: А, О, У, Ы (ребенок вместе с логопедом называет эти звуки). Звуки купаются в водичке и песенку поют: СА—СА—СА, СО—СО—СО, СУ—СУ—CУ, СЫ—СЫ—СЫ. Подружились и помылись и стали убегать от водички (произносятся обратные слоги). Песенку поют: АС—АС—АС, ОС—ОС—ОС, УС—УС—УС, ЫС—ЫС—ЫС
Песенка «Змеи» [Ш]
В конце артикуляционной гимнастики выполняются упражнения: Вкусное варенье, Чашечка, Подуй на чашечку (в ротике подняв её вверх). Если у ребенка получается правильный звук Ш, то его знакомят с песенкой «Змеи».
При этом сознательно не называется постановочный звук. Если не получается поставить от артикуляционной позы, то звук ставится механически (поднять язык ложкой, ребенка просим подуть на него).
— Это песенка Змеи. Она захотела подружиться со звуками А, О, У, Ы и запела с ними песенку: ША—ШО—ШУ—ШИ (каждый слог повторяется 3-4 раза). Испугались звуки змею и стали убегать от неё, а она им вслед шипит: АШ—ОШ—УШ—ЫШ -- 3-4раза (Звук Ш произносится длительно).
Песенка «Комарика» [З] Ставится от Водички с добавлением голоса (положив ладонь на горло). Просят ребенка пропеть водичку с голосом. Автоматизация аналогичная.
Песенка «Жука» [Ж]
Ставится от Змеи, аналогично Песенке Комарика. И тоже просят подружить с гласными звуками.
Комментарии пользователей