Пальчиковый театр в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения
Пальчиковый театр в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Пальчиковый театр в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения
Ребенок плохо разговаривает. Чтобы ребенку помочь, нужно развивать у него мелкую моторику пальцев, учить, сознательно управлять органами артикуляционного аппарата, вырабатывать правильную воздушную струю, научить различать звуки на слух.
Очень часто у таких детей наблюдается скованность движений пальцев. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева, Кольцовой), которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи.
Учитывая наглядно-образный характер мышления детей дошкольного возраста необходимо обучение превратить в игру. С этой целью можно использовать такую форму работы как пальчиковый театр. С его помощью можно интересно и занимательно организовать коррекционный процесс по формированию правильной речи ребенка, как в детском саду, так и дома. Традиционные формы этой работы в нестандартной организации. Целесообразно использовать пальчиковый театр в работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения (общее недоразвитие речи, заикание). У этих детей наиболее ярко выражена общая, мелкая и артикуляционная недостаточность. Пальчиковый театр способствует:
• развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка, а точнее стимулирует речевое развитие;
• .простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость;
• кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что поможет в дальнейшем детям овладеть навыками письма.
Прежде всего, порекомендуйте родителям, сводить своего ребенка в настоящий театр на различные детские представления, или же организовать просмотр детских спектаклей в домашнем кинозале, в детском саду. Расскажите детям о профессии актера. Затем можно организовать свой театр.
Вначале сделайте вместе с детьми сцену, занавес из любого бросового материала. Объясните, что театр у вас будет необычный – пальчиковый: «Пальчики актеры, а мы с вами режиссеры». Изготовьте декорации, шапочки для пальчиков. Вы их сможете сделать из бумаги, ткани или другого безопасного материала. Насколько хватит вашей фантазии! Включите в эту работу и родителей. Предложите им сделать домашний пальчиковый театр.
Как в настоящем театре, вы, будете проводить подготовку к спектаклю: оформлять сцену, распределять роли, изготавливать костюмы, проводить репетиции. Когда будет все готово, можно приступать к обучению – игре. Старайтесь больше уделять внимания своим детям, не забывайте хвалить их, и они порадуют вас своими достижениями. Успехов вам!
Первый этап. Подготовка актеров. Развитие движений.
На столе стоит настольный театр – ширма.
Что это? Театр.
Кто играет в театре? Актеры.
Отгадай загадку, и ты узнаешь, кто в нашем театре будет актером.
Пять братьев,
Годами равные,
По росту разные. ( Пальцы).
Взрослый. Актерами в нашем театре будут пальчики, а мы – режиссеры. Сегодня они начнут свою работу. Займемся их подготовкой. Мы научим пальчики правильно двигаться.
Взрослый встает за ширму и демонстрирует движения ребенку. Затем ребенок повторяет за ним. Количество предлагаемых ребенку игр зависит от его индивидуальных особенностей и возможностей.
1. Дружно встали пальцы в ряд
(руки перед лицом, ладони тыльной стороной),
Наклонились, и опять,
(сжать и разжать пальцы),
Потянулись вверх, размялись,
(пошевелить кончиками пальцев),
Ровными стоять остались.
2. Очень весело играем,
Пальчики, мы, упражняем,
(соприкосновение подушечек одноименных пальцев).
Каждый пальчик как крючок,
Зацепился за бочок.
(начиная с правого мизинца, мизинец левой руки захватывает, как крючком каждый палец правой руки ,затем те же движения мизинцем правой руки.
3. Мы продолжим тренировку,
Мы шагаем очень ловко.
Твердый шаг – успех во всем,
Очень бойко, мы, идем,
(шагающие движения всеми пальцами).
4. Мы катались на качели,
Пальцы вверх и вниз летели,
(сжать руки в «замок»; пальцы правой руки прижаты к тыльной стороне левой ладони, пальцы левой руки выпрямлены; поочередно менять положение пальцев обеих рук),
Вот такой аттракцион!
Был веселым очень он!
5. Пальцы в домике сидят,
Выглянуть они хотят,
(правая ладонь сжимает в кулак левую ладонь).
Мы поможем им немножко,
И получиться окошко,
(соединить и округлить большие и указательные пальцы обеих рук, затем – большие и средние и т.д.)
Загляни в каждое окошко.
Формирование речевого дыхания
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей.
Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Основными задачами в работе над развитием речевого дыхания являются:
1. вырабатывать свободный, плавный, удлиненный выдох, используя специальные игровые упражнения;
2. путем подражания речи взрослого, воспитывать умение произносить небольшие фразы или смысловые отрезки на одном выдохе.
Уважаемые педагоги и родители!
Используя эти забавные игры-сценки, вы сможете помочь детям выработать правильное речевое дыхание.
Подготовьте вместе с детьми декорации, персонажи, которые одеваются на пальчики, познакомьте детей с текстом. Распределите роли, проведите репетиции. Можно брать несколько сценок, в которых участвуют разные дети. Ребята с удовольствием смотрят мини-спектакли, а еще больше желают участвовать в них.
Сценка 1.
На солнечной лесной полянке расцвел красивый, большой цветок. Он тянул свой стебелек и листочки к солнцу. Ветер ласково трепал его лепестки. Но ему было очень одиноко. Однажды цветок услышал вдалеке: ж – ж – ж… Звук все усиливался: Ж – Ж – Ж… Это был огромный шмель. Он долго летел и устал. Цветок предложил ему отдохнуть и угостил вкусным цветочным соком. Шмель был очень ему благодарен и предложил свою дружбу. Цветок больше не скучал. Шмель часто прилетал к нему в гости и развлекал своей любимой песенкой: Ж – Ж – Ж.
Сценка 2
В лесу жила зайчиха с зайчонком. Мама-зайчиха каждое утро отправлялась на поиски еды, а маленький зайчонок оставался дома один. Чтобы он не потерялся, мама одела ему на шею звонкий колокольчик. Куда бы зайчонок не поскакал, раздавался веселый звук колокольчика: «Дзынь – дзынь – дзынь…» Скачет зайчик по дорожке: «Дзынь – дзынь – дзынь…» Запутался в высокой траве: :Дзынь – дзынь – дзынь…» Застрял в густых кустах: «Дзынь – дзынь – дзынь…» Мама, возвращаясь, домой без труда находит своего сыночка по звонкому колокольчику.
Сценка 3
Попугай Гоша очень любит кокосы. Однажды, прогуливаясь по солнечному острову, он заметил на высокой пальме кокосовые орехи. Так как Гоша не умел лететь высоко, он подошел и стал стучать клювом по стволу пальмы: «Т – т – т …» Кокосы висели неподвижно. Он снова стал барабанить: «Т – т – т…» Кокосы даже и не собирались падать. Что же делать? Мимо шел длинношеий жираф. Он без труда достал кокосы. Гоша расколол их своим крепким клювом: «Д – д – д…» Друзья вместе насладились кокосовой мякотью.
Сценка 4
Теплый день. На небе яркое лучистое солнышко. Решило солнышко повеселиться и отправило солнечных зайчиков на землю. Прыгнул один солнечный зайчик на цветок: «Скок!» - стал цветок ярче. Прыгнул другой зайчик: « Скок – скок…» на лужу – и полетели по воде солнечные брызги. Третий зайчик прыгнул на котенка, который спал на траве возле дома. Приятно было солнечному зайчику скакать по мягкой пушистой шерсти : «Скок – скок – скок – скок…» Котенок проснулся и хотел поймать зайчика, но его не поймать. Он быстро прыгнул на траву, с травы на куст, на дерево. Только его и видели: «Скок – скок – скок - скок…»
Сценка 5
Дождевые капли жили в тучке. Вместе с ней они путешествовали по всему белому свету. Проплывали они над морями, лесами, садами, домами, реками. Капельки никогда не выходили из своего домика – тучки и наблюдали за всей этой красотой из окошка. Но однажды тучка сказала: «Пора вам доченьки - капельки на землю, напоить живительной влагой цветы, деревья, растения и все живое. Очень плохо всем без воды». Первыми прыгнули из тучки самые смелые капельки: «Кап – кап…» Затем и все остальные поторопились принести радость и добро на землю: «Кап – кап – кап – кап…»
Сценка 6
Работал на железной дороге веселый Паровозик. Перевозил он пассажиров из одного пункта в другой. Все его очень любили и ждали. Если где-то вдалеке начинает раздаваться: (сделать вдох через нос и на выдохе через рот произнести тихо) «Ту – у, ту – у…». Это значит наш друг паровозик уже в пути. Вскоре он появиться, и известит нас о своем прибытии звонким гудком (на выдохе произнести, громким голосом): «Ту – ту – ту – ту – ту…» Все радостно встречают его. Пассажиры рассаживаются в вагоны, и Паровозик продолжает свой путь: (произнести на выдохе, с уменьшением громкости голоса) «Ту – ту – ту – ту….» Немного грустно, но он обязательно вернется, и порадует звонкой песней: (громко): « Ту – ту – ту…»
Сценка 7
Дует ветер на волны. Они ударяются о берег и шумят: «Ш – ш – ш..» Мелкие камешки трутся друг о друга: «Ш – ш – ш..» Мелкие писчинки пытаются выбраться на берег, но волны их возвращают в море: «Ш – ш – ш…». А вот море выбросило на берег красивые ракушки. Если их приложить к уху, то можно услышать шум волн: « Ш – ш – ш..» Над морем белые чайки машут огромными крыльями, сопротивляясь сильному ветру: «Ш – ш – ш…» И эти все звуки сливаются в волшебную музыку моря.
Сценка 8
У Саши и Маши в доме на стене висят часы с кукушкой. Кукушка своей песней сообщает детям, который час. Когда дети приходят со школы, кукушка кричит им один раз: «Ку - ку»(час дня), когда дети обедают: «Ку – ку, ку – ку» (два часа дня), когда учат уроки: «Ку – ку, ку – ку. ку – ку» (3 часа дня), когда идут на прогулку: « Ку – ку, ку – ку, ку – ку, ку – ку» (4 часа дня). Ребята всегда знают время и везде успевают.
Развитие диалогической речи у детей
На современном этапе развития психологи и педагогике в общеметодических работах уже накоплен определенный экспериментально-исследовательский материал, позволяющий подойти к созданию научно обоснованной базы для формирования диалогической речи у нормально развивающихся детей.
Работы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Ю.Н.Лотмана, С.Л.Рубинштейна, О.М.Соколова, Л.П.Якубинского посвящены исследованию психических механизмов и закономерностей диалогической речи, ее взаимодействию с мышлением. Диалог как контакт субъектов, которые осуществляют не только языковую коммуникацию, но и взаимодействие присущих им смысловых позиций изучался Б.Г.Ананьевым, Н.И.Жинкиным, И.А.Зимней, А.А.Леонтьевым, Е.И.Пассовым, Л.В.Щербой и другими. Диалогическую речь как первичную естественную форму речевого общения рассматривали в своих исследованиях А.П.Коваль, С.А.Леонов, М.Р.Львов. В работах Н.Ф.Скрипченко, А.С.Зимульдиновой, М.И.Пентилюк, Л.И.Арюпиной, И.А.Ляшкевич разработаны система заданий, направленных на развитие у детей различных видов и форм диалогической речи, критерии оценивания умений и навыков диалогической речи учеников младшей школы.
В тоже время в специальной педагогике и психологии еще недостаточно разработаны и научно обоснованы методы, формы и содержание работы по формированию диалогической речи у дошкольников с нарушениями речевого развития.
Это вынуждает логопедов обращаться к общедидактическим рекомендациям и опираться подчас на приемы, рассчитанные на нормально развивающихся детей. Это не всегда эффективно. Недостаточная разра¬ботанность этой проблемы вызвала необходимость создания посо¬бия, способствующего формированию диалогической речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями.
Диалог – первая ступень развития связной монологической речи. Работа над ним осуществляется в быту и на занятиях с использованием различных методических приемов.
Основными задачами работы по обучению дошкольников диалогу являются:
• Обогатить речевой опыт детей различными видами диалогических реплик.
• Учить детей понимать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопросы, побуждения) и правильно реагировать на них.
• Учить вступать в речевое общение, используя простые формы диалога: вопросы, ответы.
• Развивать умения использовать соответствующие интонации, жесты, мимику.
Учитывая подражательные способности детей дошкольного возраста, необходимо давать речевые образцы диалогических реплик. Прежде всего, это речь окружающих людей, литературные произведения, различные театрализованные представления, спектакли, беседы после их просмотра.
В работе целесообразно использовать игры с диалогическим содержанием, разработанные таким образом, чтобы научить детей диалогическим репликам по выполняемым функциям, научить говорить в диалоге по очереди, придерживаться темы разговора и другим правилам ведения диалога и правилам речевого этикета.
Обучение диалогическим репликам
Взрослый знакомит ребенка (детей) с персонажами Машей и Сашей. Предлагает подружиться и обыграть различные ситуации, происходящие с ними. Сообщает содержание сценки. Распределяет роли. Изготавливает вместе с детьми, соответствующие декорации. Проводит репетиции. Обращает внимание на четкость проговаривания реплик, с учетом соответствующих интонаций. Можно показывать сценки отдельно, или несколько сразу. Для зрителей, во время подготовки к другой сценке, можно провести различные игры.
Сценка 1.
Заяц и поросенок
Заяц сорвал на огороде морковку.
Встретил поросенка.
Поросенок. Здравствуй, зайчик.
Заяц. Здравствуй, поросенок.
Поросенок. Дай морковку, зайчик.
Заяц. У меня она одна.
Поросенок. Дай, пожалуйста.
Заяц. Хорошо, я поделюсь.
Заяц разгрыз морковку пополам, одну часть оставил себе, а вторую – отдал поросенку.
Сценка 2.
Телефонный разговор
Звонит телефон. Саша звонит Маше.
Маша. Алло.
Саша. Привет, это я.
Маша. Привет, что ты хотел?
Саша. Пойдем в магазин.
Маша. Зачем?
Саша. Купим торт и пойдем пить чай.
Дети встретились, сходили в магазин за тортом. Потом пили чай и рассказывали друг другу веселые истории.
Сценка 3.
Строим город
Саша строит из кубиков дом. Вот так. Один кубик. И еще один кубик.
Маша. Что ты делаешь?
Саша. Я строю дом.
Маша. Можно построить город.
Саша. Иди ко мне, будем строить вместе.
Маша. Я построю магазин и детсад.
Саша. Я еще несколько домов.
Дети построили из кубиков город. Замечательный город у них получился. Они заселили его игрушками и стали дружно играть.
Сценка 4.
Мамины помощники
Мама на работе. Маша и Саша решили приготовить обед.
Маша. На кастрюлю, набери воды, пожалуйста.
Саша. Хорошо. Что мы будем готовить?
Маша. Борщ. Принеси овощи.
Саша. Посмотри, все ли я принес?
Маша. Нет, капусту забыл.
Саша. Я быстро. На, маша капусту.
Дети почистили, нарезали овощи, положили их в кастрюлю. Вода закипела и борщ готов. Уставшая мама вернулась работы, а дети ее накормили вкусным обедом. Мама похвалила детей.
Сценка 5.
Большая стирка
Решила Маша поиграть со своими куклами. Смотрит на них, а одежда у них грязная. Сняла ее и начала стирать.
Саша. Маша, что ты делаешь?
Маша. Я стираю.
Саша. А я испачкал рубашку. Можешь ее постирать?
Маша. Ну, что с тобой поделаешь? Снимай.
Маша постирала Саше рубашку. А он помог ей вылить воду и повесить белье.
Сценка 6.
Подарок маме
У мамы скоро день рождения. Саша и Маша решили нарисовать ей картину. Дети взяли большой лист бумаги и стали рисовать.
Маша. Что ты будешь рисовать?
Саша. Солнце. А ты что?
Маша. А я облака.
Саша. Что еще нарисуем?
Маша. Лес, цветы и речку.
Саша. А я на реке – пароход.
Маме очень понравилась картина. Она вставила ее в рамочку и повесила в гостиной.
Сценка 7.
Друг не бросает в беде
Маша сидела на берегу озера и плакала.
Саша. Маша, что случилось?
Маша. Мой мяч укатился в озеро.
Саша. Где он?
Маша. Вон там, далеко.
Саша. Не плачь, я возьму лодку и достану твой мячик.
Мальчик добрался до мячика на лодке, взял его и вернул Маше. Маша была ему очень благодарна.
Сценка 8.
За грибами
Отправились Маша и Саша в лес за грибами.
Саша. Маша, ты видишь грибы?
Маша. Пока, нет.
Саша. А ты смотри под кустами, под листьями.
Маша. Ура! Я нашла!
Саша. Гриб не ядовитый?
Маша. Нет. У него большая шляпка и толстая ножка.
Дети насобирали полные корзинки грибов и вернулись домой. А мама им испекла пироги с грибами.
Заучивание и инсценировка готовых диалогов
Для формирования этой стороны речи разработаны сценки-диалоги для пальчикового театра по лексическим темам. Их можно показывать как отдельные мини-спектакли, так и включать в структуру занятия. Желание дошкольников участвовать в играх-инсценировках усиливается, если пригласить на спектакли детей младших групп, устроить театральные фестивали.
Составленные стихотворные диалоги, учат детей умению общаться, вести беседу, отвечать на вопросы, использовать в речи различные интонации, подбирать правильный темп, изменять силу голоса, отрабатывать правильное речевое дыхание.
Перед показом сценок-диалогов проводится такая же подготовительная работа, как и в разделе «Формирование речевого дыхания». Слова автора произносит взрослый, дети – персонажи диалогов.
Диалоги на грядке
Перцы
Сладкий перец повстречал
Горького братишку:
-Что-то очень тонок стал,
Похудел ты слишком.
Горький перец отвечал:
От того я тонок стал,
Что диету соблюдал,
Сладости совсем не ел,
От того и похудел.
Капуста и лук
Говорит капуста луку:
Раздеваться мне не мука,
У меня ведь сто одежек
И они все без застежек.
Отвечал капусте лук:
Я, тебе, конечно, друг.
Ну, а кто меня разденет,
Тот об этом пожалеет.
Морковь и свекла
На грядке, в темнице
Сидят две сестрицы.
Свои косы заплетают,
Разговоры затевают.
Морковь. Праздник урожая,
Скоро к нам придет.
И наряд оранжевый
Очень мне пойдет.
Свекла. Я тебе открою,
Свой большой секрет:
У меня бордовый,
Вязаный жилет.
Диалоги на ягодных кустах
Красная и черная смородина
В саду кустики растут
На них ягодки живут:
На смородиновых ветках
Красные и черные детки.
Черные ягоды. Мы сверху черномазики,
Черны, мы, и внутри.
Полезным черным соком,
До краев налиты.
Красные ягоды. Рубиновые бусинки
На солнышке горят.
Ягоды смородиновые –
Витаминов клад.
Малина и виноград
Лето. Полдень. Солнце. Сад.
Вот малина, виноград.
Виноград. Угощать люблю друзей,
Вкусной ягодой своей.
Малина. Ну, а я малина-злючка,
и колюсь я, как колючка.
Ягоды
Ягоды бывают разные
Черные, зеленые, красные.
Маленькие и большие,
И полезные такие.
Вот смородина – мала,
Ну, а дыня – велика.
А арбуз и дыня –
Ягоды отныне.
Дыня. Ты, арбуз, похож на мяч:
Круглый, полосатый.
Только хвостик, ты, свой прячь,
Очень длинноватый.
Арбуз. Буква О и, дыня, ты,
как родные две сестры.
Только буква О худа,
У нее нет живота.
Ну, а ты, везде кругла,
Сочным соком налита.
Дыня. Дождик очень долго лил
И водой меня поил.
Раздались мои бока,
И теперь я так кругла.
Арбуз. Не сердись, я не со зла.
Ты мне очень уж мила.
Мы подружимся с тобой
Будем братом и сестрой.
Литература.
1.Развитие диалогической речи детей с речевыми нарушениями в условиях специальных заведений: Сборник практических материалов /
Под ред. Е.П.Кулькиной. – Херсон: РИПО, 2007
2. О.И. Крупенчук Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005
3. Л. В. Лопатина Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими рас¬стройствами: Учебное пособие/
Под ред. Е. А. Ло¬гиновой. — СПб.: Издательство «Союз», 2005. (Коррекционная педагогика).
4. О.А. Бизикова Развитие диалогической речи дошкольников в игре. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
5. Т.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т. А. Шуйская Логопедия в диалогах, - СПб.:
КАРО, 2004 г. – (Популярная логопедия).
Комментарии пользователей