Система логопедической работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с нарушениями речи.
Система логопедической работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с нарушениями речи.
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Система логопедической работы по формированию навыка правописания безударной гласной в корне слова у младших школьников с нарушениями речи.
За последние десятилетия заметно возросло число детей, испытывающих трудности в обучении. Одним из проявлений школьной неуспеваемости является стойкое нарушение в усвоении и использовании правил орфографии (дизорфография).
Успешное овладение орфографическими знаниями, умениями и навыками лежит в основе усвоения учебных программ по различным общеобразовательным предметам. Орфографически правильное письмо является важнейшим условием не только школьной адаптации, но и в целом приобщения к языковой культуре.
Усвоение орфографических знаний, умений и навыков осуществляется на основе сформированности когнитивных предпосылок, особенно мыслительных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения (Д.Н. Богоявленский, М.С. Рождественский и др.).
В качестве наиболее значимых предпосылок овладения орфографией, ведущим принципом которой является морфологический принцип, рассматривают сформированность лексики (объема словаря, точности понимания и употребления слов), грамматической стороны речи (способности к словоизменению и словообразованию, умения правильно употреблять различные модели предложения). В связи с этим многие ученые (Л.В. Занков, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.) связывают проблемы неуспеваемости по русскому языку с недоразвитием устной речи.
Значительные трудности у детей младших классов вызывает правописание безударной гласной в корне слова. Предложенная коррекционная программа направлена на формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова. Упражнения выстроены в определённом порядке, который отражает пошаговое осмысление каждой операции с одновременным уточнением основных понятий «корень», «проверочное слово», «ударный/безударный гласный» и наблюдением буквенного состава корня. Очень важно в работе не нарушать их последовательности.
В процессе коррекционной работы мы учим детей следующему:
– ставить орфографические задачи (находить орфограммы);
– устанавливать тип орфограммы, то есть правильно выполнять алгоритм решения орфографической задачи;
– осуществлять орфографический самоконтроль.
М.Г. Львов выделял шесть этапов, которые должен пройти школьник, овладевая навыком правописания орфограммы:
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить её вид.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения.
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.
При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению.
Алгоритм проверки безударной гласной корня
1 шаг. Найди в слове корень.
2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.
3 шаг. Измени слово или подбери родственное.
4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.
В процессе коррекционной программы ведется активная работа по расширению лексики ребенка, уделяется особое внимание семантике незнакомых слов, отрабатываются навыки словообразования и словоизменнения.
Технологический план и содержание коррекционной работы
Этап I. Упражнения, направленные на уточнение понятий «корень слова» и «однокоренные слова»
Упражнения 1-3
Цель: Активизировать языковое чутьё, ввести ребёнка в смысловую глубину слова.
1. Инструкция: «В каждом вопросе найди и подчеркни слово, которое подсказывает ответ на этот вопрос».
Чем пугает врагов жук-рогач? Где живут ласточки-береговушки?
Что умеет делать белка-летяга? Что едят личинки бабочки-крапивницы и бабочки-капустницы?
Какого цвета гриб зеленушка? Когда «поёт» птица зарянка?
Сколько щупалец у осьми¬нога? Почему зверька назвали утконосом?
С каким деревом «дружит» гриб подберёзо¬вик? Чем кормятся птицееды и муравь¬еды?
Как передвигается змея полоз? На что похожа голова у рыбы-молота?
Чем питаются птичка мухоловка и клёст-рябинник?
Как делает своё гнёздышко гу¬сеница-листовёртка?
2. Инструкция: «Внимательно рассмотри слова. Вдумайся в их смысл. Можно ли в каждом слове увидеть корень, из которого оно «выросло»?»
Грушевый, блинный, разгрузить, дождичек, слоновник, крабовые.
Стеклянный, трусоватый, ударить, муравейник, луковая.
Крикнуть, извозчик, вредный, кукурузные, догонять, кругом.
Плодовый, лесник, дворовая, зубастый, светильник, разговорчивый.
Чайник, врунишка, глазной, перелёт, зеленеют, мышиная.
Сиреневый, беззаботно, подковёрный, вечерний, застольный, грибница.
Багажник, вокзальный, дождевик, насорить, компотница, холодно.
3. Инструкция: «Прочитай образец. Попытайся понять, почему в корнях выделенных слов разные буквы гласного звука.
Образец.
Аня померила новое платье. (Примерка, обмеривать, мера.) Судья помирил спорщиков. (Мировой, мир, мирный.)
Определи по смыслу, какую букву гласного звука нужно вставить в корень слова вместо точек. Для проверки под¬бери однокоренные слова».
..е.. или ..и.. ?
Бабочки пос…дели минутку на ромашке и упорхнули. Бабушкины волосы пос…дели. Летом Даня прож…вал в деревне. Саша прож…вал пирожок и убежал. Зап…вать песню будет Оля. Это лекарство нужно зап..вать тёплым мо¬локо. Ласточка св...ла гнездо под крышей избы. Аня осторожно св...ла бабушку вниз по сту¬пенькам. Мальчишкам велели сл…зать с забора. Кот подбирался к сметане, чтобы сл...зать её. Далеко в л...су слышался голос кукушки. Собаки загнали л…су в нору.
…а... или ...о... ?
«Если тебе трудно будет подобрать однокоренные слова используй слова для справок.»
Света отправилась пол...скать бельё. Тане очень захотелось пол...скать котят. Щенок потихоньку отв…рил дверь и сбежал. На ужин Слава отв...рил пельмени. Котя-котинька-к...ток, котя, серенький хвосток. Вечером возьми коньки и приходи на к…ток.
Слова для справок: ласковый, затворить, приласкать, полоскание, ласка, гребет, кататься, выполоскать, затворник, полощет, раскатанный, притворить, гребля.
4. Инструкция: «Назови лишнее слово в каждой строчке. Докажи, что эти слова «лишние. Составь с ними предложения».
Кость, коснуться, костный, косточка.
Моряк, уморился, море, морской.
Бедный, беда, победа, бедняк.
Вода, водитель, водичка, наводнение, водокачка.
Гора, гористая, горевать, горный, пригорок, подгорный, горняк.
Упражнения 5-9
Цель: Переключить внимание со смысла слова на буквенный состав корня, научить видеть его границы.
5. Инструкция: «Прочитай парами слова. Все ли они однокоренные? Выпиши пары однокоренных слов и обозначь их корни».
Овца — ягнята, тигр — тигрята, коза — козлята, лошадь — жеребята, ворона — во-ронята, курица —- цыплята, свинья — по¬росята, ласточка — птенцы, кот — котята, слон — слонята, корова — телята, аист — аистята, лиса — лисята, собака — щенки.
6. Инструкция: «Раздели данные слова на две группы. Объясни, по какому принципу ты делил слова на сстолбики. Выдели корень».
А) Набег, повар, отвар, варенье, бегун, забег, наваристый, убегать.
Ласковый, пожар, жаровой, поласкать, жара, пожарник, ласка, обласканный.
Поясной, стена, подпоясаться, застенок, пояс, опоясаться, настенный.
Подряд, светильник, светлячок, рядовой, свет, ряды, разряды, засветло.
Заработок, высушить, работа, сушка, сушё¬ный, выработка, сушь, работает.
Летает, ледяной, лётчик, лётный, ледышка, полёт, лёд, подлёдный, обледенелый.
Чернота, чертёж, начертить, чернила, чер¬тёжник, чёрный, чернявый, зачернить,
начертано, причертить.
Б) Лесной орех, лисьи повадки, пожилой лесник, пойманная лисица, дальний лесок, редкий
перелесок, рассерженные лисы, лес¬ничий дядя Гоша.
Мера длины, мировая известность, измерять величину, мирно спать, производить замеры
дома, примерка платья, примирить двух врагов, мирная жизнь, обмерить талию.
Отнёс книгу, носовой платок, унесла пету¬ха, отнести в школу, носатый пеликан, на¬несли
грязи, носик чайника, принесённые ветром, очки на переносице.
Радоваться солнцу, уродились яблоки, рады гостям, обрадоваться снегу, родовое имение,
радостные встречи, родительский дом, любимая Родина, неожиданная радость.
Смотреть печально, горькая печаль, гербо¬вая печать, грустить и печалиться, печа¬тать
на компьютере, опечатанная дверь, печальная песня.
7. Вставь в слова корни, которые даны слева. Догадайся, почему слева написаны два похожих корня, а не один.
-бел- Крутой ......ок, .......ить стены, проворная ......ка, ......ила в
-бел- банке, сияющая ......изна, ......ое платье.
-мал- Радостный ......ыш, ......евать на стене, раз......ёванный клоун,
-мал- он ещё ......явка, ......ютка в колыбели, ......юет на листе бумаги.
-год- Большая вы......а, ......овщина свадьбы, ......ится для игры, вот
-год- уж у......ил, ......овалый ребёнок, при......ный для жилья.
Упражнения 8-13
Цель: Помочь осмыслить чередование согласных и беглость гласных в корне.
8. Инструкция: «Рассмотри образец. Попытайся догадаться, что нужно вставлять в слова вместо точек».
Образец:
Какой? Чей?
Враг – вражеский лагерь.
Какое? Чье?
Дорога – дорожное полотно.
9. Инструкция: « Рассмотри образец и расскажи, как образовалось второе слово каждой пары. Попытайся понять, почему в словах верхней строчки ……ок, а второй - ……ек».
Образец.
стих – стишок, ремень – ремешок;
баран – барашек; камень – камешек
Образуй новые слова, напиши их по образцу.
горох - ……… орех -………
камень - ……… гребень-………
лопух - ……… пастух - ………
пух - ……… карман - ………
10. Инструкция: «Вставь вместо точек данные слова-корни. Напиши получившиеся слова».
прилагательное глагол
петух
утюг
смех
век
итог
звук
круг
знак
рука ………иный
от………енный
………ной
………ная
………овая
………ащая
о………ённая
………имая
………ные рас………ился
за………ить
рас………ить
………овать
под………ить
о………ить
за………ить
обо………ить
при………ить
11. Инструкция: «Прочитай. Если все написанные в столбик слова однокоренные, то выдели в них корень».
глухой запрет продукт молодость
глухо запретить продуктовый молодые
глушитель запрещать продукция моложавая
глухота запрещение продуктивно молодеет
12. Инструкция: «Найди в каждой группе однокоренные слова и выпиши их в столбик. Попытайся выделить корень».
Читать книгу, хороший чтец, внеклассное чтение, прочитай написанное.
Зажечь свет, поджег дрова, выжигание по дереву, жгу костер, чувствую жжение.
Прийти на зов, называть по имени, воинское звание.
Конец фильма, конечный результат, концовка песни, день закончился, заканчивать работу.
Ждать поезда, ожидать на остановке, неожиданный подарок, обождать в коридоре.
13. Инструкция: «Подумай, как выделенное слово помогает образовать новое. Напиши словосочетания с новым словом».
Стоянка машин, которая находится ниже уровня земли — под......ная стоянка.
Птицы, летающие высоко в небе —под ......есные птицы.
Столик около кровати — при......ный столик.
Камни, которые годятся для забора - при......ные камни.
Станция недалеко от озера — станция При……ная.
Стрельба по какой-то цели — при......ная стрельба.
Бельё, которое намочили в мыльной воде - за......енное бельё.
Огонь, который потушили — за.......енный огонь.
Нож, который остро наточили — за.......енный нож.
Книга, которую долго и много читали - за......анная книга.
Этап II: Уточнение понятия «безударная гласная в корне слова»
Цель: уточнение понятия «ударение» и его смыслоразличительной функции, сформировать умение находить безударные гласные в корне слова и реагировать на них как на «опасные» места.
1. Инструкция: «Прочитай слова. Подумай и скажи, чем отличаются данные слова. Расскажи, что обозначает каждое слово».
Замок – замок, полки – полки, кружки – кружки, стрелки – стрелки.
2. Инструкция: «Докажи с помощью выделения ударного слога, что приведенные ниже слова - разные; подтверди это, определив значение слова. Составь с данными словами предложения.
Село – село; стоят – стоят.
3. Инструкция: «Прочитай слова. Сначала выпиши слова с первым ударным слогом, затем - вторым, третьим, четвертым. Подчеркни все безударные гласные в словах. Это - опасные места в словах, т.е. есть выбор написания буквы».
Ящерица, жаворонок, выздороветь, завтрашние, стрелочники, справочники, обязанность, подушечка, пословица, смородина, здороваться, строение, строительство, вскарабкаться, поговорка, подготовка, перестроить, государство, производство, пересекать, велосипед, телеграфист.
4. Инструкция: «Поставь ударение в словах. Выдели корень в данных словах (для трудных случаев даны справочные слова). Подчеркни безударные гласные в корне слова. Это орфограмма – опасное место в слове».
Выяснение, наклеено, выкатывание, пере¬лесок, придорожная, завяла.
Застолбить, ослеплён, похолодало, начер¬тано, подлёдный, прикушенный.
Помолчать, отдалённый, развешано, при¬ставка, подаренный, похорошела.
Подпрыгнуть, завязка, затемненная, пома¬шем, выловленные, растолковать.
Поступь, задуманные, удвоенная, замёрз¬нуть, созревший, отстирать, зацепить.
Безлюдный, безопасность, замедление, под¬брошенный, пересоленный, проиграть.
Переводчик, растрясти, зарубка, расколо¬тый, рассвет, приласкать. Заросшие, примороженный, привязка, вы¬красить, перелесок, заточить.
Слова для справок: катить, два, приклею, мерзлота, ясно, зрело, ступать.
5. Инструкция: «Подчеркните безударные гласные в корне слова».
В золотые осенние дни готовились к отлёту журавли. Покружились они над рекой, над родным болотом. Вот потянулись птицы в дальние страны. На востоке показалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рекой весёлое солнце.
6. Инструкция: «Отгадай загадки. Выпиши из загадок слова с безударной гласной в корне слова».
Шёл я утром по тропинке,
Видел солнце на травинке,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи. (Ромашка)
Ковёр цветастый на лугу –
Налюбоваться не могу!
Надел нарядный сарафан
Красивый бархатный … (Тюльпан)
Вместе с тучей золотистой
Просыпается горнист.
Голосисто – голосисто
Заливается горнист. (Петух)
К нам пришёл весёлый дед
С пышной бородою.
Всю округу он одел
Снежною кошмою. (Дед Мороз)
7. Инструкция: «Запиши (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную».
Трава, двор, вода, грибы, коза, носик, глаза, язык, площадь, косьба, метла, голубки.
Этап III. Упражнения, направленные на развитие умения подбирать проверочные слова
Цель: уточнить понятие «проверочное слово», развивать умение подбирать проверочные слова при правописании безударной гласной в корне слова.
1. Инструкция: «Четко прочитай пары слов. Подумай: какие из этих слов надо проверить, а какие являются проверочными».
Море – морской, тропка – тропинка, лес – лесник, белеет – белый, вершина - верх, тепло – теплый, сосновый – сосны, озеро – озера, прямой – прямо, грозы – гроза.
2. Инструкция: «Вспомни, что такое проверочное слово для безу¬дарных гласных в корне. Среди группы однокоренных слов найдите проверочные слова».
Сварить, варенье, варёный, проваривать, варка, разварить, повар, отвар, варево.
Белить, белый, беловатый, белизна, пробел, отбеливать, побелённый, побелка.
Бедный, бедняк, прибедняться, бедненький, бедняжка, бедноватый, бедно. Жёлтый, желтуха, пожелтеть, желтоватый, желток, жёлтенький, желтинка, желтизна.
Шёлк, шёлковый, шелковица, шелкович¬ный, шелковинка, шелковисто.
Жировой, жирный, жирноватый, зажиреть, ожирение, обезжиренный, жировой, жирность, жирок.
Отцепить, прицепленный, прицеп, зацепка, сцепиться, вцепиться, расцеплять, уцепить¬ся, цепко, сцепление.
3. Инструкция: «Прочитай всю группу слов и попробуй догадаться, какая буква пропущена в корне слов. Объясни свой выбор».
е, и или я?
Стебель розы, тонкий ст...белёк, ст…бельчатый шов, длинные ст...бли.
Ст…рать белье, большая стирка, выст…рать юбку, пост…ранный платок.
Од...нокий пешеход, од…нёшенький дубок, один пакет, од…ночный выстрел, тихое од…ночество.
З…ркальная стенка, большое зеркало, ту¬манное заз...ркалъе, умелый з…ркальщик, волшебное з,..ркальце.
В…твистый куст, веточка сирени, жасмин разв…твился, толстая ветвь, отв…твление в сторону, в…твится плющ.
а или о?
Пл…довый сад, душистый плод, хорошо пл...дится, крохотный пл…дик, беспл…дная яблоня, быстро распл…дились, пл…довитый куст.
Зап...сать на зиму, делать припасы, зап…сливый хомяк, зап…саться впрок, зап…с¬ной игрок.
Добрые сл...ва, сл...весное рисование, рас¬сказал дословно, бессл…весный помощник, знакомое слово, пышные сл…веса, сл…варная работа.
Выс...кий клён, небесная высота, выс…ченное здание, небольшая высотка, выс...ко прыгнул, выс...коватый стул, невыс…кий человек.
Хв…лить за старательность, расхв…ливать работу, похв…лить от души, похвальная грамота, расхв…лить кинофильм, хв…лебная песня, похв…льно.
Зав...лить дровами, разв…ливать на части, огромный завал, обв…лилась стена, сухой в...лежник, разв…лилось на куски, горный перев…л, выв...лил на пол, короткий привал.
4. Инструкция: «Подумай, какое из предложенных слов является прове¬рочным. Напиши по образцу».
Побл…днел от страха — бледноватый, бледность, блёстки.
Б...ится темноты — больно, бойся, боязнь.
Бр…дить по траве — бродяга, бородка, бродит.
Пр…стая задача — простой, просто, пробовать.
Большой х…трец — хитрить, похитить, хитрый.
Автобус ост…новился — подставить, остановка, встать.
Забр…сал снежками — забрать, подбросил, бросать, забрался.
Ут…щил в норку — тощий, потащил, тащит, затаскивать.
Нап…лить дров — пилим, петь, напели, перепилить.
Приц…пить крючок — цыпа, ценный, за-
цепка, цепляет.
5. Инструкция: «Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными в корне слова. Запишите проверочные слова.
Гайки – это маленькие синицы. Они сизые с чёрными полосками на белых пухленьких щёчках. Птички работали носами по сухому дереву и добывали себе насекомых в гнилой древесине.
6. Инструкция: «Прочитайте. Исключите в цепочках лишние слова. Ответ обоснуйте. Напишите полученные ряды слов, подчеркивая безударные гласные.
А) Т.желый, пр.мой, в.селый, гл.дит;
Б) М.рской, с.довый, сп.ртивный, х.лодный.
Этап IV. Автоматизация навыка правописания безударной гласной в корне слова
Цель: помочь осмыслить последовательность действий по выбору буквы гласного звука.
На этом этапе работы детям дается единый алгоритм правописания безударной гласной в корне слова представленный в виде памятки.
Чтобы не сделать ошибки при написании
безударной гласной в корне слова,
прежде чем написать слово, нужно:
1. Поставить в слове ударение гр…бной
2. Придумать 3-4 однокоренных слова и выделить корень
гриб, гр…бочек,гр…бница, гр…бник – гр…бной
3. Если безударные гласные А О Е И Я в корне слова, то нужно подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение гр…бной – гриб
4. Сравнить проверяемое и проверочное слово и написать такую же гласную букву как и в проверочном слове
гриб - грибной
5. Проверить то, что сделано.
1. Инструкция: «Вставь пропущенные буквы. Расскажи по плану, как надо выполнять задание».
План действий.
1) Прочитай: В трубе р..вет ветер.
2) Подумай, подбери однокоренное слово и найди корень.
3) Если трудно, смотри слова для справок.
4) Запиши.
а) Летнее солнце подн…малось над полями. Дети поб...жали в рощу за грибами. На лугу п…стреют душистые цветы.
Слова для справок: поднимаюсь, бегуны, поднимут, бежать, пёстрый, поднимется, пе-струшка, пробежка, пестреть.
б) Синичка зал…тела в избу. Ваня должен был попр…сить книгу у товарища. За окном раздавалось щ…бетанье птиц.
Слова для справок: просьба, летать, проси¬тель, просит, щебечут, лётный, щебет, по-летела, защебетал.
в) Мальчики перек…пали все грядки. Котён¬ку было уже т…сновато спать в коробке. У Светы кукла — просто загл...денье.
Слова для справок: взгляд, закопанный, ко¬пался, тесный, копать, теснота, глядит, по-теснил, поглядим.
г) Из-за горизонта надв…галась чёрная туча. Бл...снупа яркая молния. Лена успокоила м…лыша.
Слова для справок: движение, маленький, раздвигать, блестит, двигать, блестки, ма¬лютка, блестящий.
д) Машенька пот...ряла ключи. Бабушка св…зала красивый свитер. Хозяин заг…нял гусей В сарай.
Слова для справок: завяжем, растеряша, выгоняет, вязка, вязать, гонит, теряет, про-гонять.
2. Инструкция: «Вставь пропущенные буквы и напиши проверочное слово».
Пол…скать ребёнка, пол…скать бельё; пос…деть от старости, пос…деть на скамейке; зап…вать лекарство, зап…вать в хоре; прож…вать в доме, прож…вать мясо; отв…рить дверь, отв…рить картофель; сл…зать с крыши, сл…зать сметану.
4. Инструкция: «Спиши текст без допущенных в нем ошибок».
А) В залатые асенние дни готовились к отлёту журовли. Покружились ани над рикой, над радным болотом. Вот потинулись птицы в дальние страны. На востоке покозалась ранняя зорька. Скоро поднимется над рикой висёлое солнце.
Б) Мелкие асенние дждики совсем не похожи на летние гразовые дажди. Ани идут беспрестанно. Зимля не просыхает скоро, как бывает летом. Ветер дует без устали. Он долико разносит созревшие симена диревьев и трав.
Используемая литература:
1. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. - М., 1990. - 208с.
2. Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. пособие. – М..: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. – 64 с.: ил. – (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).
3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы / Уроки русского языка. – К.: ГИППВ, 1999. – 272 с.
4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007. – 360 с.
Комментарии пользователей