Конспекты занятий по развитию связной речи у детей с ОНР тема "Осень"
Конспекты занятий по развитию связной речи у детей с ОНР тема "Осень"
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Орешкина Ирина Александровна учитель-логопед МДОУ д/с "Теремок", г.Черногорск Республика Хакасия
Конспект занятия 1 (первый период обучения).
Тема «Признаки осени».
Цели: 1. Дать понятие о предложении.
2. Обучить подсчёту количества предложений в рассказе.
3. Формировать лексико-грамматические компоненты речи.
4. Развивать темпо-ритмическую сторону речи.
Оборудование: кукла Петрушка, конверт с рассказом, картинки с изображениями времён года.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Развитие умения задавать вопросы.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл Петрушка. У него в руках конверт. Давайте зададим Петрушке вопросы.
Лена, спроси, откуда пришёл Петрушка?
Саша, узнай, что у него в конверте?
3. Введение понятия «рассказ».
Л.: Дети, у Петрушки в конверте рассказ. Послушайте.
Наступила осень. Часто идут дожди. На полях убрали урожай. Птицы улетают на юг. Звери готовятся к зиме.
Придумайте к этому рассказу название.
Выберите на доске картинку про осень.
4. Понятие о предложении.
Л.: Петрушка был сегодня в школе и узнал, что любой рассказ, сказка, да и просто наша речь, состоят из предложений.
Петрушка: Можно, я прочитаю первое предложение в рассказе? (Читает). А сейчас - второе и третье? (Читает).
Л.: Дети, а можем мы сосчитать, сколько предложений в рассказе? Давайте будем откладывать фишки на каждое предложение в рассказе.
Логопед читает рассказ ещё раз, дети откладывают фишки, считают их.
5. Игра «Умный магнитофон».
Магнитофон изображают дети всей группы.
Л.: Скажите, дети, вы смогли бы запомнить все предложения в рассказе? Покажем Петрушке, как мы умеем это делать. Поиграем в игру «Умный магнитофон». Первый ряд «запишет» первое предложение, второй –второе и т.д. А потом я скажу: «Включай магнитофон», и каждый ряд по очереди повторит записанное предложение. Вместе получится рассказ про осень. Вот Петрушка удивится!
Дети выполняют задание.
6. Динамическая пауза. Темпо -ритмическое упражнение.
Осенние денёчки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
7. Игра «Чего не стало». Образование родительного падежа множественного числа имён существительных.
Л.: Давайте сравним летний лес и осенний и скажем, чего или кого в лесу не стало.
Дети: В лесу не стало ягод (грибов, листьев, трав, цветов, птиц, кузнечиков, муравьёв, пчёл, бабочек и т.д.).
8. Игра «Кто быстрее скажет?» Подбор действий к словам. Составление предложений.
Лист что делает? – желтеет, опадает, кружится, сохнет.
Птицы что делают? – щебечут, поют, улетают.
Дождь что делает? – льёт, капает, моросит, идёт.
9. Итог занятия.
Л.: Посмотрите, дети, пока мы играли, Петрушка ушёл и конверт унёс. Что в нём было?
Дети: Рассказ.
Л.: А из чего состоит рассказ?
Дети: Из предложений.
Л.: Вы молодцы, всё поняли. Дома придумайте тоже маленький рассказ про фрукты. Потом в садике мы посчитаем, сколько в нём предложений.
Конспект занятия 2 (второй период обучения).
Тема «Поздняя осень».
Цели: 1. Активизировать словарь по теме.
2. Развивать диалогическую и монологическую речь.
3. Обучать устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы.
4. Развивать пальчиковую моторику, координацию движений.
5. Воспитывать выразительность речи.
Оборудование: сюжетная картина «Поздняя осень», ворона Каркуша, белка, мнемотаблица (план-схема), мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Введение в тему занятия.
Логопед: Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора,
Громко ветер завывает.
Это всё когда бывает?
Дети: Осенью.
Л. Тема нашего занятия не просто «Осень», а … Посмотрите на картину. Как вы думаете, какой месяц осени нарисовал художник?
Д. Ноябрь.
Л. Почему? Перечислите приметы ноября.
3. Выразительное проговаривание с пальчиками (называя примету, дети загибают пальчик).
Солнышко греет уже еле-еле,
Перелётные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре –
Поздняя осень стоит на дворе.
Л. Правильно: ноябрь – это поздняя осень.
Какие ещё осенние месяцы вы знаете?
Назовите их по порядку.
Как вы понимаете «деревья голые»? Да, с них слетели листья.
4. Развитие диалогической речи, интонационной выразительности, словесно-логического мышления. Употребление сложно -сочинённых и сложно -подчинённых предложений.
Каркуша: Здравствуйте, здравствуйте. Я прилетела к вам поговорить об удивительных вещах, которые мне довелось наблюдать.
- Странно, но вчера я видела, как шёл снег.
Ребёнок: В этом нет ничего странного: осенью иногда выпадает снег.
- Удивительно, но вот уже целую неделю я не могу встретить ни одного знакомого журавля.
Р.: В этом нет ничего удивительного. Журавль перелётная птица, а перелётные птицы осенью улетают на юг.
- Невероятно, но на улицах нет ни одной девочки в красивом платье.
Р.: В этом нет ничего невероятного. Девочки надели тёплые куртки, потому что на улице стало холодно.
- Ха-ха-ха, а знакомый серый заяц сегодня утром был белый, наверное, он шлёпнулся в белую краску.
Р.: В этом нет ничего смешного. Все звери меняют осенью свои шубки, и заяц приготовился к зиме, он зимой белый.
5. Динамическая пауза. Игра в мяч. Развитие смысловой догадки.
Л.: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко», а Каркуша послушает про осень и перестанет удивляться.
Приходит…осень, опадают…листья, дует…ветер, моросит…дождик, плывут…тучи, жухнет…трава, улетают…птицы, мокнет…земля, вянут…цветы, линяют…животные.
6. Составление описательного рассказа по плану-схеме. Осуществление дифференцированного подхода («слабые» дети составляют предложения, «сильные» рассказ).
Л.: Ну вот теперь мы уже можем рассказать об осени. Нам поможет этот план-схема. А послушать наш рассказ пришла из леса белочка.
Смотрит белка из дупла:
Я орешков припасла.
Я к зиме готовилась,
О еде побеспокоилась.
7. Подведение итогов занятия.
Л.: Какая была тема нашего занятия? Что вы нового узнали на занятии?
Комментарии пользователей