Дыхательная гимнастика на логоритмических занятиях (по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй»)
Дыхательная гимнастика на логоритмических занятиях (по программе М.Л.Лазарева «Здравствуй»)
Опубликовано: 07 ноября 2024 Автор:
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию
В связи с этим в последние годы и среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. В частности уделяется особое внимание формированию физиологического и речевого дыхания.
Над данной проблемой работает и автор программы «Здравствуй» М.Л.Лазарев, который указывает, что «восстановление и формирование правильного дыхания – это главная цель Школы дыхания. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проходимости бронхолегочного аппарата».
В нашем детском саду № 378 Кировского района г. Казани, в частности при работе с детьми, имеющими нарушения речи, используется дыхательная гимнастика, представленная в программе «Здравствуй». В данной программе предусмотрены ряд тем, направленных на отработку у ребенка основных дыхательных качеств и оптимизацию функции дыхания. В описываемых способах дыхательной гимнастики М.Лазарева использованы элементы дыхательной музыкотерапии, направленной не только на формирование здоровья здоровых детей, но и на профилактику бронхолегочных заболеваний. Ребенок начинает заниматься дыхательной гимнастикой через приятные, эмоционально окрашенные виды деятельности – пение, чтение стихов, игру на духовых инструментах (дудочка, свистулька и др.) Это формирует у него дыхательное удовольствие, которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции. Кроме того, дыхательная гимнастика тренирует конкретные дыхательные качества и умения – силу дыхательных мышц, объемную скорость дыхания, жизненную емкость легких и другие.
В ходе выполнения дыхательной гимнастики проводится своеобразный психотренинг, или «дыхательный настрой»:
Колокольчика раздался звук живой.
Мы урок дыхания начнем с тобой:
Тело в облако мы быстро превратим
И легко на небо мы взлетим.
И упражнение на релаксацию:
«Ляжем на пол на спину… закроем глаза… представим, что мы вдыхаем аромат цветка… старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом, кожей ног, живота, рук, головы… Вдох… Выдох… Тело превращается в губку… На вдохе оно впитывает через все поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу… Вдох… Выдох…
Вы отлично отдохнули… Организм зарядился энергией… Я считаю до пяти… на счете «пять» откройте глаза… Раз… два…три…четыре…пять… Глаза открываются свежесть в теле… Бодрость… Хорошее настроение…».
Особенно показательна для демонстрации механизма правильного дыхания, а также для его формирования, «Песенка Йоника».
Йоник я, воздушный шарик,
Раз-два-три.
Йоник легкий, как комарик,
Посмотри.
Я по небу вместе с ветром
Полечу
Всех ребят дышать свободно
Научу.
плавные поскоки с одновременным покачиванием выставленных вперед и в стороны кистей рук (имитация отбивания баскетбольных мячей)
…Посмотрите, дети, как дышу:
Носом я вдыхаю, не спешу,
Я на вдохе ребра развожу.
За своим дыханием слежу.
Показ вдоха после окончания строчки кисти лежат на нижних ребрах), ступенчатый вдох после каждого слова.
Вдыхаем, вдыхаем,
Взлетаем, взлетаем,
По небу, по небу
Летаем, летаем.
Сдуваем, сдуваем,
Сдуваем, сдуваем,
На землю, на землю
Сажаем, сажаем, сажаем.
Ступенчатый выдох после каждого слова
Дышать необходимо через нос – это одно из главных правил Школы дыхания. Казалось бы, нет правила проще этого. К сожалению, статистическое изучение слабо успевающих учеников выявило то, что более чем у половины детей не сформировано или нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит и др.). От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие. Почему же вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь верхние отделы, значит организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно.
Дыхательные упражнения, представленные в занятии «Волшебство дыхания носом», наглядно демонстрируют в игровой форме преимущества и полезность носового дыхания.
При дыхании не спешу,
Нежно носиком дышу!
Носиком дышу, дышу свободно,
Громче или тише, как угодно.
Выполню задание: задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре…
И пойму я мудрое сказание.
Вдохи всем телом после каждой строчки
Без дыхания жизни нет,
Без дыхания меркнет свет.
Дышат птицы и цветы,
Дышим он, и я, и ты.
У большинства детей с нарушениями речи наблюдается слабая воздушная струя. А для произнесения целого ряда звуков, таких как свистящие, шипящие и особенно звука Р, необходимо наличие сильной направленной воздушной струи. В качестве подготовки для постановки указанных звуков используется игра на духовых инструментах, а также дыхательное упражнение «Волшебство сильного выдоха», которое состоит из песни «Полет на шарике», игры «Воздушная стрельба», упражнения в надувании воздушных шаров:
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь!
Комментарии пользователей