Развитие зрительного восприятия в процессе предупреждения и коррекции нарушений письменной речи.
Развитие зрительного восприятия в процессе предупреждения и коррекции нарушений письменной речи.
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Танцева НА. МОУ «Гимназия №76», Омск.
Развитие зрительного восприятия в процессе предупреждения и коррекции нарушений письменной речи.
Речь как одна из важнейших психических функций тесно связана с другими психическими функциями (восприятие, внимание, память, мышление) и на логопедических занятиях нужно проводить работу по развитию всех психических функций, не вырывая функцию речи из общей системы. Системный подход к детям, имеющим различные патологии в развитии, был обоснован Л.С. Выготским.
В отличие от устной письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения. Механизмы письменной речи обеспечиваются согласованной работой четырёх анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного и закладываются в период обучения грамоте. Несформированность функций хотя бы одного из анализаторов может стать препятствием в успешном овладении письмом и чтением. Я остановлюсь на основных направлениях и приёмах работы по развитию зрительного восприятия на логопедических занятиях.
Актуальность темы обусловлена тем, что недостаточность развития зрительного восприятия затрудняет процесс формирования письменной речи, служит препятствием в создании предпосылок развития «орфографической зоркости» у детей с речевой патологией. Специально организованное логопедическое воздействие, направленное на развитие этих функций, будет способствовать созданию условий для предупреждения и коррекции нарушений письменной речи.
Развитие зрительного восприятия происходит в процессе коррекции нарушений письма и наоборот, зрительное восприятие служит опорой в коррекционной работе. Приёмов устранения оптической дисграфии много и они подробно описаны в методической литературе .
Хотелось бы остановиться на таком сложном нарушении письменной речи как дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза. Этот вид нарушения письма проявляется в наличии ошибок языкового характера и заключается в затруднении при делении предложений на слова, слов на слоги, звуки. Данный вид дисграфии очень часто сочетается с недостаточностью развития зрительного анализа и синтеза. Поэтому коррекция этих нарушений ведётся параллельно.
Все упражнения по развитию зрительного восприятия в процессе устранения данного нарушения я систематизировала в соответствии с делением специфических ошибок И.Н. Садовниковой и условно расположила в следующем порядке:
1) упражнения по устранению ошибок на уровне буквы и слога;
2) упражнения по устранению ошибок на уровне слова;
3) упражнения по устранению ошибок ошибки на уровне уровне предложения ( словосочетания);
Для повышения коррекционно-развивающего эффекта важно проводить упражнения в игровой форме, поскольку игра в младшем школьном возрасте остаётся ведущей деятельностью.
Упражнения направлены на развитие зрительного восприятия и гнозиса и включают в себя развитие следующих операций:
o восприятие цвета;
o восприятие формы;
o восприятие размера и величины.
Развитие данных функций начинается с работы на невербальном и продолжается на вербальном материале. В упражнениях, используемых на логопедических занятиях, активно используются изображения различных фигур, отличающихся формой, цветом, размером.
Виды упражнений:
1 Игра « Ромб»
Цель игры:
- совершенствовать оптико-пространственные представления;
- развивать аналитико-синтетическую деятельность
Оборудование: таблицы с ромбами
Инструкция: найдите левый ромб, укажите букву справа (б). Найдите верхний ромб. Укажите букву в середине (ы). Найдите нижний ромб, укажите букву вверху (к). Получилось слово «бык»
2.Игра « Волшебное чтение»
- Расставь буквы от самой большой до самой маленькой. Прочитай слово. Выбери картинку.
- Соедини слоги на одинаковых фигурках. Какие слова получились? Найди подходящие картинки.
- Прочитай слоги в одинаковых картинках. Какие слова получились?
- Расставь слоги по порядку. Какие слова получились?
3. Игра « Цветные слова»
Цель игры:
развитие зрительного восприятия (умения различать цвета, геометрические фигуры); совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности.
Оборудование: таблицы на каждого ребёнка, образцы с цепочкой из цветных геометрических фигур.
Использование:
Логопед раздаёт детям таблицы, предлагает рассмотреть их, обращает внимание на то, что внутри фигур прячутся буквы. Дети называет их, выписывают их в тетрадь. Например, только те, которые прячутся в жёлтых фигурах.
Затем выделить фигуры нужного цвета в последовательности, соответствующей схеме.
Например: В образце 4 фигуры - жёлтый круг, жёлтый овал, жёлтый треугольник, оранжевый квадрат. Дети находят в общей таблице эти фигуры, называют буквы, спрятанные в них, называют их, записывают в тетрадь.
4. Игра « Распутай цепочку»
Прочитай все слова. Найди картинки из этой цепочки.
СОКОТАНКИТ
5. Игра «Филлворд»
Цели:
- закреплять умение различать сходные по написанию печатные и письменные буквы;
- развивать навыки языкового анализа и синтеза;
- развивать слуховое и зрительное восприятие;
- обогащать словарь.
Оборудование: таблицы, внутри которых расположены поля 10 X 10 клеток, список слов для поиска.
Использование:
Логопед предлагает детям рассмотреть таблицы прочитать слова, данные в списке. Все слова находятся внутри полей.
6. Игра « Найди слова» или «Склеенные слова»
Выделение отдельных слов их квазислова или квазипредложения.
ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал, лес)
БЫЛАЗИМАМОРЗЩИПАЛЩЁКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛОМНОГОСНЕГАИДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИЗЯБЛИНОЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША
7. Игра « Улитка» (Вариант игры «Склеенные слова»)
Цели:
- развивать умение анализировать предложения, делить на слова (определять количество слов в предложениях, отделять слова друг от друга, определять последовательность слов, находить предлоги (союзы) в предложении);
-закреплять знания о написании предложений
- развитие зрительного восприятия;
Оборудование: игровые карточки «Улитка»
Использование:
Детям раздаются «Улитки»- игровые карточки. В раковине «улитки» спрятаны предложении Детям нужно с помощью маркера отделить слова друг от друга, обозначить начало и конец предложений.
8. Игра « Змейка»
Это усложнённый вариант игры «Улитка». Количество предложений увеличено, больше внимания уделяется предлогам, союзам, написанию имён собственным.
9. Игра « Загадки времён года»
Цели:
- совершенствовать зрительное восприятие ( умение различать цвета);
-- развивать аналитико-синтетическую деятельность;
- формировать грамматически правильную речь;
Оборудование: таблицы 6x6 клеток, квадраты в которых раскрашены разными цветами радуги и в которых записаны слова.
Использование:
Логопед предлагает детям вспомнить очерёдность цветовой гаммы радуги, прочитать слова в цветных квадратах. Квадраты одной цветовой гаммы содержат слова, из которых нужно составить предложение. Эти слова потеряли свои места и поэтому детям надо найти место каждого слова в предложении. Составив предложение, дети произносят его и записывают, уточняя, что первое слово в предложении пишется с заглавной буквы, после последнего слова ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
Для развития зрительного внимания полезно использовать различные виды «лабиринтов», когда необходимо проследить взглядом «путь» линии, соединяющей слоги, слова.
На этом основывается игра под названием «Паутинка»:
- Расшифруй слова. На карточке слоги соединены линиями. Ориентируясь на эти линии, дети составляют слова.
- Отгадай загадку. Из полученных слов дети составляют текст (загадку).
На принципе игры « Лабиринт» основывается и такая игра как « Кто где живёт?», которую можно использовать при работе над предлогами.
Как средство развития зрительного внимания и формирования языкового анализа и синтеза можно рассматривать всевозможные графические схемы. Восприятие их с помощью зрительного анализатора способствует активизации всей мыслительной деятельности. Графические символы и схемы помогают абстрагироваться от конкретного содержания слова, предложения и помогают сформировать языковые обобщения. Например, это всем хорошо известные звуковые, слоговые схемы, схемы предложений, в которых используются знаки и символы различной формы, длины, цвета.
Для предупреждения дизорфографии ведётся работа над такими сложными для всех школьников, а младших школьников с речевой патологией особенно, орфограммами, как безударные гласные, парные согласные в слабой позиции. Развивая фонематический слух, невозможно обойтись без опоры на зрительное восприятие.
Например, для выработки у детей навыков проверки написания парных согласных в конце и середине слова используем табличку, где наглядно с помощью ярко красного квадрата проиллюстрирован способ проверки сомнительного согласного путём подстановки гласного.
При работе над темой «Безударные гласные в корне слова» используется приём уярчения, который в данном случае заключается в выделении ударного гласного, не вызывающего сомнений жирным шрифтом, в слабой же, безударной позиции, гласный пишется бледным шрифтом. Тем самым делается акцент на нечёткости его произношения и необходимости проверки.
Кроме того, и учителя русского языка и мы, учителя-логопеды , опираемся на зрительное внимание при изучении многих грамматических тем: « Словообразование», используя визуальные символы - условные обозначения частей слова , прерывистую линию, показывающую паузу перед последующим гласным 2-го ряда для лучшего понимания функции разделительного мягкого знака , предлог обводим треугольником и так далее.
Таким образом, работа над развитием функций зрительного анализатора является важной составляющей в работе по предупреждению и устранению нарушений письменной речи. Описанные приёмы помогут развивать зрительное восприятие в процессе предупреждения и коррекции нарушений письменной речи. А развитое зрительное восприятие будет способствовать предупреждению и коррекции ошибок письма..
ЛИТЕРАТУРА:
1. Яворская О.Н. Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-9 лет): Практическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей.- СПб.: Каро, 2007.
2. Серия «Говорим правильно». Делим слова на слоги.
Комментарии пользователей