Опыт логопедической работы по формированию элементов грамоты у детей с ОНР старшего дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада
Опыт логопедической работы по формированию элементов грамоты у детей с ОНР старшего дошкольного возраста в условиях специализированного детского сада
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
На основе проведенного анализа психолого-педагогической, и логопедической литературы, с учетом современного организационно-методического обеспечения, а также основываясь на собственный опыт, нами был разработан и с успехом реализован комплекс логопедической работы по формированию элементов грамоты у детей с ОНР, в условиях специализированного детского сада.
При разработке данного комплекса мы выделили две основных цели:
1) сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях специализированного детского сада необходимую готовность к обучению грамоте;
2) научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР чтению и письму.
При реализации комплекса логопедической работы по формированию элементов грамоты у детей подготовительной к школе группы, в условиях речевого детского сада, нами был учтен тот факт, что обучение грамоте целесообразнее начинать с начала учебного года, сразу после обследования детей. Логопедические занятия в основном проводились фронтально, так как групповые занятия являются преимущественной формой работы по данному разделу.
По системе Г.А. Каше знакомство с буквами должно осуществляться только к концу второго периода обучения, поэтому за основу нашей работы, мы взяли общепринятую последовательность изучения звуков по системе Г.А Каше, а также применили в нашей работе методику обучения чтению Д.Б. Эльконина, по которой с первого периода обучения, изучаемый звук обозначается соответствующей буквой.
Основные особенности разработанной системы состояли в следующем:
- звук и буква изучались параллельно, что ускоряло процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряло процесс формирования навыка послогового чтения;
- последовательность изучения звуков и букв устанавливалась в соответствии с формированием звуков в онтогенезе;
- графические начертания букв изучались только в их печатном варианте;
- при изучении новой буквы обязательно включались упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников;
- для повышения эффективности формирования звуко-слогового и звуко-буквенного анализа использовалась символика (графические схемы слогов и слов).
Система обучения элементам грамоты предусматривала три последовательных периода, каждый из которых имел свои цели и задачи.
На протяжении всего обучения, проводилось формирование правильного произношения звуков, которое так или иначе было связано с развитием речи детей.
Мы выделили две основные группы звуков. К первой группе отнесли звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывали артикуляционных затруднений.
Ко второй группе мы отнесли звуки, которые были поставлены у всех детей, но в свободной речи встречалось дефектное произношение звуков.
Материал для закрепления этих звуков подбирался таким образом, чтобы каждый поставленный или уточненный звук закреплялся в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Подобранный материал в то же время был удобен для решения тех или иных задач, связанных с звуковым анализом и синтезом.
Первый период обучения длился около полутора месяцев. Основное внимание в это время уделялось подготовке к звуко-слоговому анализу слов. В первом периоде обучения дети познакомились с звуками, и с буквами которые обозначают изучаемые звуки.
В качестве опоры при развитии фонематического слуха в этот период обучения служило зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряло свое значение.
Первоначально наша задача была научить детей вслушиваться в различные звуки, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи.
Например, на занятии «В мире звуков» дети учились слушать различные звуки, тем самым развивали слуховое внимание, познакомились с термином «Речевой звук»
- Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: р-р-р!
В стойле коровы мычали: мммуу!
В комнате мухи жужжали: жжж!
Мимо машины бежали: тррр!
Гудели от ветра провода: зззнь!
Перекликались в ночи поезда: ууу!
- Как мухи жужжали? Как поезда гудели?
Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
Дети с интересом слушали стихотворение и воспроизводили различные звуки.
Для развития речевого слуха, при знакомстве со звуками мы использовали игру «Услышь знакомый звук», мы договаривались с детьми, что сейчас надо будет внимательно вслушиваться в слова и постараться услышать в каких-то из них знакомый звук. Допустим, что этим звуком будет «п».
В этом случае, когда дети слышали в слове звук п, они подавали знак, например, хлопали в ладоши или шлепали ладонями по коленям. Слова нами произносились в спокойном темпе, не спеша. Ведь дети должны были осмыслить набор входящих в него звуков, а, может быть, даже повторить про себя.
- В нашем языке так много разных слов, - начинали мы игру, - я не могу одна справиться и угадать, в каких словах есть звук п, а в каких его нет. Попробуйте мне помочь. Итак, вот эти слова: палка, галка, бублик, пол и т.д.
Второй задачей на данном этапе исследования явилось, развитие звукопроизношения, через отработку четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети вначале учились отличать их от звуков наиболее грубо противопоставленных (например, а – и – у), постепенно осуществлялся переход к более тонким дифференцировкам (о-у, к-х, п-б и др.). Каждый правильно произносимый звук сравнивался не только с другими правильно произносимыми звуками (например, при дифференциации с-ш), но и с теми, которые ставились и отрабатывались позднее, так звук ш в процессе его закрепления сравнивался со звуками щ, ч и ж, которые проходились позднее.
Для доведения произношения звуков до автоматизма, нами широко использовались задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и сказками. Причем они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны, кроме того многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным). Задания на составление чистоговорок и стихов, с изучаемыми звуками, по мимо развития звукопроизношения, способствовали развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимали нашу просьбу сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему – то не получаются у персонажей сюжета. Приведем пример занятия «Звуки ч, ть»:
Обезьяна… (Чи-чи-чи)
Продавала… (кирпичи).
Подбежал тут к ней … (зайченок):
- Не продашь ли «кирпиченок»?
В ходе коррекционно-логопедической работы, по развитию звукопроизношения, на данном этапе, мы развивали у детей фонематические представления, уточняли и расширяли лексический запас, способствовали овладению детьми грамматическими категориями словоизменения и словообразования, развивали зрительную память детей. При этом мы учитывали принцип подбора речевого и наглядного материала.
Третья задача, которая решалась в первом периоде обучения, - подготовка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекалось к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводились к полному звуковому анализу простейших односложных слов. На материале первых изученных звуков детям давалось первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносили указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяли их место расположения в слове. Решение этой задачи можно увидеть на занятии «Знакомство с звуком и буквой У»:
- Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в ручке,
Ниточка в воде.
(Удочка.)
Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) где вы услышали звук у – в начале, середине или конце слова? (В начале слова.)
Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (Улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук
В слове улитка? (звук у).
Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова – значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает» Кто это? (Утка). Поймайте пальцами звук у. Где вы его произнесли? (В начале слова).
В этом же периоде, дети познакомились с терминами «гласный звук», «согласный звук». Например, на занятии «Звуки п, пь. Знакомство с термином «Согласный звук»», дети повторяли термин «гласный звук», и познакомились с термином «согласный звук»:
- Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (а, у, и.) а всех вместе их называли… (гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весло, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п» запыхтел звук п. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!». «Не печалься – сказал голосистый звук а. – Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять с нами рядом, согласен?» «Согласен, согласен!» - обрадовался звук п. «Вот и хорошо! – воскликнул звук а. – За это мы будем называть тебя согласным звуком.
Четвертая задача первого периода, заключалась в упражнении детей над анализом и синтезом обратных слогов типа ап, ут, ок (в это время проходились звуки т, п, к). В это же время дети учились выделять последний согласный из конца слова (кот, мак), выделять ударный гласный из положения после согласного (дом, танк).
Пятая задача данного периода, заключалась в том, чтобы познакомить детей с буквами, которыми обозначались изучаемые звуки, с использованием заданий направленных для профилактики нарушений чтения и письма. Например, на занятии «Звук и буква А» (Приложение 3), дети знакомились с звуком и буквой А, а также с термином «гласный звук». На данном занятии детям предлагалось ответить на вопрос «На что похожа буква А?» (дети с удовольствием включались в работу, и давали разнообразные ответы: Саша Я. «Буква А похожа на букву Л, с палочкой», Ваня П.«Буква А похожа на человека который лежит, и между ног палочка», Артем Ю. «У буквы А ноги расставлены широко, и между ними полосочка»). На этом занятии выкладывали букву А из палочек, складывали букву А из пальчиков, находили буквы А в буквенных кассах, писали букву А в тетрадях, заучивали стихотворение:
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.
Для более прочного и образного запоминания буквы нами использовались приемы, в которых элементы букв находились в геометрических фигурках, наложенных друг на друга. Кроме того дети показывали конфигурацию буквы позами. Например, буква н- двое детей брались за руки, буква ы – между двумя стоящими детьми третий ребенок в согнутом состоянии прислоняется к первому.
Знание дошкольниками, четырех – пяти букв уже давало возможность, приступить к обучению чтению и самостоятельному письму, таких слогов и слов: ау, уа, иа, Пик, Пак, Пок (имена поросят) и т. д. Как на данном этапе, так и на последующих, для обучения детей, чтению и письму, мы включали задания по работе с разрезной азбукой.
К концу первого этапа обучения дети могли: дифференцировать гласный звук от согласного, определять позицию звуков в словах (начало, середина, конец), производить анализ и синтез обратных слогов, читать и писать слоги и односложные слова.
Во втором периоде обучения много времени отводилось на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в, (с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж), свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), мягкие и твердые (с-сь, з-зь и др.).
При знакомстве с любым звуком, мы учили детей давать характеристику звуку по артикуляционным и акустическим признакам:
- уточнялась артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
- показывался «профиль» звука на рисунке;
- уточнились акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок (глухие или звонкие), поется или не поется звук (гласные или согласные);
- находилось образное сравнение звука (звук р – рычание тигра, звук ш – шелестящая листва, звук ль – весенняя капель и т. д.)
- звуки обозначались цветовыми символами (гласный – красного цвета, согласный, твердый – синего цвета, согласный, мягкий – зеленого цвета).
На данном этапе коррекционно-логопедической работы задания на анализ и синтез звукового состава слова включались в каждое занятие.
Во втором периоде обучения, основной единицей изучения стал не отдельный звук в составе слова, а целое слово. В начале второго периода обучения, наша задача была, научить детей делить слова на слоги. Например, на занятии «Звуки а,у,и,э,о,ы. Знакомство со слогом», дети знакомясь с понятием «слог», узнали о слогообразующей функции гласного звука:
- Как же можно узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги.) помогут нам определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
А сейчас убедимся, что это так.
Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а). Значит в слове мак сколько слогов? (один слог). Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (два раза). Какие гласные звуки вы услышали в слове маки? (а,и).
В это же время дети овладели полным звуко-слоговым анализом односложных слов (типа мак) и двусложных слов (типа зубы). Подобные задания, дошкольники выполняли, с помощью карточек - схем, данное пособие помогло нам вызвать наибольший интерес у детей к заданиям на звуковой анализ слова.
Далее мы усложняли материал тем, что в анализ включались слова со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф), двусложные с одним закрытым слогом (кошка, клубок), некоторые трехсложные (канава), произношение которых не расходилось с написанием. Кроме того, вводились упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков.
Продолжалась работа по развитию фонематического восприятия, в этом периоде мы использовали игру «Назови общий звук». Перед детьми стояла задача, назвать общий звук, который есть в словах.
Для этого мы произносили подборку слов, в которых действительно есть общий звук. Сначала мы обходились парным словосочетанием. Например: гном – шаги (г), люстра –юбка (ю), цапля-кольцо (ц) и т.д.
Слова нами произносились в медленном темпе, и довольно отчетливо, чтобы дать детям возможность проанализировать предложенное им словосочетание.
После ряда подобных заданий мы увеличили словесную цепочку до трех слов: кролик-рама-забор (р), шуба-кошка-мышь(ш) и т.д.
Мы включали в работу такие игры как «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с перепутанными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.
На данном этапе мы использовали задания для предупреждения нарушений письма и чтения такие как «Знакомая буква», в этой игре детям предлагалось найти в журнале или книге, и обвести карандашом только те предметы, в названии которых есть изучаемая буква. Для этих же целей нами применялись задания, на нахождение буквы в окружающих предметах, детям предлагалось нарисовать букву палочкой на песке, выложить букву из камушков, найти ошибку в написании печатным шрифтом изученных букв.
К концу второго периода обучения дети овладели правильным анализом и синтезом слов указанной сложности. За это же время практически были усвоены термины «слог», «предложение», «гласный звук», «согласный звук», «звонкий звук», «глухой звук», «твердый звук», «мягкий звук».
К концу данного периода, упражнения в чтении включались в каждое занятие по формированию элементов грамоты, на них отводилось по 5-7 минут. С отдельными детьми, испытывающими те или иные затруднения, мы занимались в часы индивидуальных занятий.
К третьему периоду, в результате многочисленных упражнений в анализе и синтезе, дети хорошо читали и могли написать печатным шрифтом двухсложные и трехсложные слова, состоящие как из открытых, так и закрытых слогов, могли складывать из букв разрезной азбуки указанные слова.
В третьем периоде мы закрепляли знания о том, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет. Так же мы закрепляли знания о том, что одно слово от другого пишется раздельно, в конце предложения ставится точка, имена собственные пишутся с заглавной буквы.
В ходе коррекционно-логопедической работы, на данном этапе, для закрепления букв мы использовали различные задания. Приведем пример одного из них. Каждый из детей получал картинку с изображением знакомого всем животного, после этого дети должны были назвать любую букву, стараясь «увязать» ее с изображением на картине. Роме С. досталась карточка с изображением слона, ребенок сказал: «Мой слон дружит с буквой Х, потому, что у него есть хобот, слово хобот начинается с буквы Х», Коля О. Сказал: «А мой крокодил дружит с буквой Р, потому, что живет в реке», Вова А. сказал: «Мой заяц дружит с буквой У, потому, что у него длинные уши».
Для предупреждения нарушений письма и чтения, мы предлагали детям такие задания, как «Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова», «Буквы – модницы смотрят в зеркало. Зеркальное (перевернутое) изображение буквы обведите в кружок, а правильно написанные буквы обведите в квадрат», «Вспомните, представьте и назовите буквы, состоящие из двух одинаковых элементов», «Назовите буквы печатного шрифта, состоящие из двух длинных и одной короткой палочек».
При обучении чтению с самых первых занятий, мы следили за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово и предложение. С этой целью мы просили детей объяснить значение прочитанных слов или составить с ними предложение. Прося ребенка объяснить слово, мы не повторяли прочитанное ребенком слово. Смысл вопроса заключался в том, чтобы проверить, понял ли ребенок прочитанное им самим слово.
На данном этапе коррекционно-логопедической работы успешно нами применялись задания, в которых надо было детям прочитать слова по первым буквам картинок, и составить их из букв разрезной азбуки. Данные карточки включали от трех до шести картинок. Приведем примеры некоторых карточек: 1) из первых букв слов: шапка, арбуз, рыба, получается слово шар; 2) из первых букв слов: гриб, ножницы, очки, матрешка, получается слово гном; 3) из первых букв слов: снеговик, автобус, ножницы, кит, игла, получается слово санки; 4)из первых букв слов: репа, апельсин, дерево, утка, гриб, арбуз, получается слово радуга.
С этой же целью мы использовали карточки, на которых нужно было расположить буквы по порядку в соответствии с цифрами, прочитать получившиеся слово, и подобрать к нему подходящую картинку.
Также мы использовали игру «Читаем и составляем слова», в которой детям предлагался набор карточек с предметами, и набор карточек со словами, дети должны были подобрать к картинке соответствующее слово, прочитав его. Дети с удовольствием выполняли данные задания.
Большое внимание уделялось всевозможным преобразованиям слов, в результате замены или изменения количества букв дети образовывали новые слова. При этом они производили цепи преобразований, например: каша-кашка-кошка-мошка-мушка-мышка. Внимание детей при этом обращалось на то, что для образования нового слова в нем достаточно заменить одну букву. Например, в игре – задании «Прибавь или удали одну букву», мы предлагали детям убедиться, как из-за одной буквы меняется смысл всего слова. С этой целью мы поочередно показывали заранее приготовленные рисунки и говорили комментарии к ним, например:
- Жил – был крот, но вот пример -
Укатилась буква «эр».
Кто в норе теперь живет? (После ответа детей, мы переворачивали картинку, показывая на обороте правильный ответ)
Ну, конечно, это кот.
Нами с успехом применялась игра «Перевертыши», в начале игры мы объяснили детям, что в русском языке есть удивительные слова: если в этих словах переставить слоги, то есть поменять их местами, получатся совершенно другие слова. Например: навес – весна, насос-сосна, нора – рано, банка – кабан, колос – сокол. При выполнении этого задания дети делали записи в тетрадях, или пользовались разрезной азбукой.
На третьем этапе нашей работе мы продолжали использовать различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха. Приведем пример игры - задания «Назови лишнее слово». Задание заключалось в том, чтобы на слух отличать заданное слово от тех, что на него не похожи. Ведущий выбирал слово, которое он неторопливо произносил несколько раз подряд, и намеренно ошибаясь между повторами, он произносил другие слова, похожие на основное слово. Игроки, услышав неправильное слово должны были дать какой-то знак ведущему, например, хлопнуть в ладоши. Например, ведущим было выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов выглядела следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора. Это, на первый взгляд, простое задание требовало от детей сосредоточенности и внимания.
Используя игровые приемы, мы учили детей придумывать рифмы. Так, например, на одном из занятий мы «превратились» в игрового персонажа по имени Зайчик-играйчик. Для игры мы смастерили из кусочка меха «хвостик» зайчика.
- Сейчас мы начнем одну очень простую и интересную игру, которая называется «Придумай рифму». Помогать в этом нам всем будет мой смешной хвостик. Я буду говорить слово и одновременно кидать хвостик вам, ребята. А тот, кто поймает хвостик, должен будет мне сказать рифму. То есть слово, которое прозвучало бы складно. Например, гол-футбол.
Дети были в восторге от этой игры, каждому из них хотелось поймать хвостик зайчика и назвать рифму. Мы произносили простые легко рифмующиеся слова, на которые практически все дети без труда могли подобрать рифму: день-пень, дом-сом, дом-ком, дом-лом, печка-речка и т. д.
К концу третьего периода обучения дошкольники могли дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, складывать из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения, выделять предлог.
Все занятия проводимые нами были ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Мы старались как можно больше внести разнообразных игровых моментов в процесс обучения, это позволило нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всех занятий.
Комментарии пользователей