Анализируя первые годы работы логопедом в детском саду, вспоминаю сколько материала приходилось ежедневно и еженедельно записывать родителям в индивидуальные тетради ребенка. Чтобы хоть как то облегчить себе работу, создала картотеки раздаточного материала со словами, предложениями и стихами на каждый звук. Но за таким количеством карточек уследить было невозможно; материал терялся, забывался дома, одни задания наслаивались на другие. И главное, опять была куча нерационально потраченного времени, которое уходило на вкладывание карточек в тетради, на дублирующие записи, (как бы не забыть кому какую карточку положила) на поиск «потеряшек».
Далее часто возникала проблема при автоматизации звука в связной речи. Переписывать рассказы и сказки в тетради детей нет времени, карточки терялись и портились, а приклеенные на картон были очень громоздкие, просьбы к родителям принести какую-нибудь сказку для пересказа часто не находили отклика или содержали звуки, которые ребенок произносит неверно, иными словами шла работа над закреплением неправильного произношения.
Последняя идея была следующей: создать мини учебник по логопедии для родителей. Разработаны и напечатаны начальные комплексы упражнений артикуляционной гимнастики и комплексы упражнений на каждую группу звуков. Подобран словарный материал, максимально насыщенный корректируемым звуком в словах, фразах и стихотворениях.
Что касается связной речи, то сказки «Логопедический Колобок» и «Жадный жук Жужжалкин» сочинила сама. Другие произведения пришлось адаптировать к специфическим задачам по коррекции звукопроизношения (максимальное насыщение автоматизируемым звуком и исключение звуков, дефектно произносимых), Третьи сочинились, исходя из слов фраз и стихотворений, предложенных для автоматизации поставленного звука. Еще одни позаимствованы у других авторов. Так была решена задача автоматизации звуков в связной речи.
Данный материал находится в компьютере, распечатывается по мере необходимости и вклеивается в тетрадь ребенка. У логопеда есть четкое представление о том, на каком из этапов коррекции находится ребенок, у родителей понятная и наглядная последовательность работы логопеда. Педагог просто указывает номер домашнего задания для выполнения артикуляционной гимнастики или закрепления поставленного звука в речи и контролирует выполнение домашнего задания родителями с ребенком. Кроме того, в виду компактности расположения материала всегда есть возможность вернуться к повторению и закреплению пройденного.
Звук Ш
Артикуляционная поза:
-губы слегка округлены и вытянуты, зубы заборчиком со щелью,
-язык поднят к твердому небу,
-боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
-воздушная струя направлена посередине языка вверх
Звук ЗЬ
Основные направления автоматизации:
1.Прямые слоги и слова с ними:
ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ
а)Зина, зима, зелень, зевать, земля, земляника, зяблик, Кузя, Тузик, магазин, газель, хозяин, везет, бензин, хозяйка, газета, бузина, изюм, музей, землянка.
2.Слоги и слова со стечением согласных:
ЗНЯ-ЗНИ-ЗНЁ-ЗНЮ (то же с мягкими согласными Бь, Вь, Мь)
а)змея, звено, звезда, здесь, лезвие, гвозди, возня, болезнь, козни)
3.Фразы и стихотворения с отработанными словами:
Зина запускает змея.
Тузик зябнет зимой
Озимые зимуют под снегом.
Кузьма везет гвозди.
Зина, возьми букетик гвоздик.
а)Зябнет нос, идет зима Забавной обезьяне
В зимней сказке сад, дома. Зина и Зоя дали бананы,
Все поземкой занесет: Зеленые бананы-
Землю, степи и завод. Забавной обезьяне.
б)В зеленом, зеленом, зеленом лесу
Зеленый листок земляники несу.
Зеленая ветка под елью не спит,
Зеленая музыка где-то звенит,
Зелененький зайка в зеленой листве
Поет он зеленую песенку мне.
Текст для пересказа.
Наступает зимний день.Зина и Сима, взяв санки , выбегают в зимний сад. За ними – собака Тузик. Зина возит Симу на санках. Потом – Сима Зину. Тузик бегает и издает звонко: «Ав, ав!» Зима. Метет поземка. Но дети не зябнут.
6. а) Тише, мыши, не шумите. Кошка в окошке штанишки шьет,
Нашу кошку не будите. Мышка в шубке домик метет.
б)Мышонку шепчет мышь: Пыхтит, как пышка,
Ты все шумишь, шумишь! Наш пышный мишка
Мышонок шепчет мыши: Плюшевому мишке
-Шуметь я буду тише. Даша штопает штанишки.
в) Тише, тише, Маша пишет Нашей Маше дали каши
Наша Маша буквы пишет Маша, Маша, кушай кашу!
А кто Маше помешает, Маше кашу не доела
Того Маша догоняет. Маше каша надоела.
Маша, кашу доедай!
Маме не надоедай.
г) С неба падают ледышки (дышки, дышки, дышки, дышки)
Прямо падают в ладошки (дошки, дошки, дошки, дошки)
Есть ледышки меньше крошки (крошки, крошик, крошки, крошки)
Есть ледышки больше шишки (шишки, шишки, шишки, шишки).
д) Наша Маша в лес ходила
Наша Маша шишки ела.
Шишки ела?
Шишки ела, вам велела.
А мы шишки не едим,
Мы их Маше отдадим.
е) Спряжение в настоящем времени:
-шить штанишки плюшевому мишке
-шептать потешки кошке на ушко
-штопать капюшон кукушонку.
Пересказ сказки «Маша и медведь».
Звук Ч
Артикуляционная поза
Вначале кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, затем отходит назад к альвеолам
Основные направления автоматизации
1) Ач, оч, уч, ич, еч, яч, юч
а)плач, ткач, кумач, богач, тягач, дочь, ночь, могуч, дичь, бич, меч, печь, мяч, ключ
2.ча, чё, чу, чи, че
а)чай, чайка, чайник, чадо, чага, чан, чаша, чабан, чудо, чудеса, чугун, читать, чепуха, чемодан, чемпион
б)мычать, каучук, значок,учебник, бельчата, пучок, бечевка, бочонок, бычок, ученый, печенье, внучата, мальчик, учеба, кабачок, учитель, удача, задача, ученик
3. чка-чко-
а)пачка, бочка, тучка, точка, кабачки, девочка, колечко, бабочка, кочка, печка, удочка, дочка, уточка, дачка, почка, внучка, удачно, очки, чтение, почтение,мачта, мечта, отличник, чепчик, венчик, пончик, вечный
4.Фразы и стихотворения
а)Ученик учит стихи б)Идет бычок качается
Танечка качается на качелях Вздыхает на ходу:
Томочка печет печенье в печке -Ой, доска кончается
Девочка пьет чай с печеньем Сейчас я упаду
Ач-ач-ач (2 раза)-Танечке купили мяч,
Оч-оч-оч (2 раза)-мама очень любит дочь
Уч-уч-уч (2 раза)-солнце светит из-за туч
Еч-еч-еч (2раза) – в доме натопили печь
Очки.
Вовочка – маленький мальчик. Он очень любит чтение, но не знает букв и поэтому не умеет читать. Танечка учится в школе. Она умеет читать и писать. И Вовочка хочет научиться читать книги. А пока внуку читает книги дедушка. Дедушка надевает очки, садится с внучком на диван и начинает читать.
- Дедушка, купи мне очки! Я очень хочу научиться читать!
Звук Щ
Основные направления автоматизации
1.Ащ,ощ, ущ, ищ, ещ, ящ, ющ.
а)мощь, помощь, немощь, овощ, мощный, вещь, лещ, клещ, плющ, хищник, изящный, овощной, плащ, плющ
2. Ща, ще, щу, щи, щё
а)Щавель, щеки, щетка, щеголь, щука, щупать, щи, щипать, щит, щель, щепка, щебень, щебенка, щебет, щенок, щетина, пища, гуща, пощада, обещание, ищу, тащу, угощу, вещи, овощи, клещи, пищит, ящик, защита, ищейка, ущелье, пещера, угощение, помещение, училище
3.Фразы, стихотворения, рассказы.
а)Щенок тащит щетку.
Дети ищут щенка в помещении.
б) Два щенка щека к щеке Щеткой чищу я щенка,
ищут щетку в уголке. Щекочу ему бока
Щуку я тащу, тащу, Ты нас, мама, не ищи
Щуку я не упущу. Щиплем щавель мы на щи.
Тащу, не дотащу
Боюсь, что выпущу.
Щенок.
У Васи есть щенок. Он совсем маленький и тщедушный, но очень умный и уже умеет защищать своего хозяина. Щенок очень любит Васю. И Вася любит своего щенка. Он часто угощает своего щенка то небольшой щучкой, то лещиком. Всех восхищает Васин щенок.
4.Спряжение в настоящем времени.
-обещать угощение;
-угощать овощами.
Звук С
Артикуляционная поза
- губы растянуты в улыбку
-зубы «заборчиком» со щелью
-кончик языка за нижними зубами,
-воздушная струя холодная, направленная с силой вниз по середине языка-свист длительный.
Подготовительные упражнения
«Улыбка», «Лопаточка», «Почистим нижние зубки», «Трубочка», «Футбол», «Горочка», «Заморозим пальчики»
- от звук Т, И с придыханием.
Упражнения для автоматизации
1.СА-СО-СЫ-СУ
а)сады, сани, сапоги, самокат, самоход, сын, сыт, сок, совы, сом, сон, Соня, сук, сутки, сумка, суп, судак
б)оса, носок, посадка, усы, осы, песок, касса, посуда, бусы, коса, весы,
2.АС-ОС-УС-ЫС
а)бас, нас, квас, ананас, компас, нос, поднос, покос, укус, фокус, лес, навес,
3.Слоговые ряды со стечением согласных.
СПА-СПЫ-СПО-СПУ АПС-ОПС-УПС-ЫПС
СВА-СВЫ-СВО-СВУ АМС-ОМС-УМС-ЫМС
СКА-СКЫ-СКО-СКУ КСА-КСЫ-КСУ-КСО
СМА-СМЫ-СМО-СМУ
СТА-СТЫ-СТО-СТУ
СНА-СНЫ-СНО-СНУ
а) стая, стадо, станок, стакан, стадион, ставни, скамейка, скакун, стой, стойка, стук, ступа, скупой, ступня, студень, ступеньки, студент, скобка, стыковка, свадьба, свобода, спутник, спокойный, сматывать
б)каска, маска, киска, миска, носки, доска, выписка, паста, хваста, капуста, невеста, доставка, подставка, остановка, тесто, место, пустой, пастух, поступок, вкусно, опасно, уснуть, оспа, гимнастика, мост, хвост, тост, пианист, баянист, куст, август, поиск.
Фразы с отработанными словами, стихотворения.
4.В саду стоит скамейка. На скамейке Соня. У Сони сумка. В сумке у Сони посуда. У Сани самокат. Самокат стоит в саду под сосной. Соня и Саня в саду. Там много кустов и высокая сосна. На высокой сосне сухой сук. Под сосной стоит скамейка. Под скамейкой спит собака. На обед у Сани и Сони суп с мясом, капуста с соусом, соевое суфле и ананасовый сок. Вкусный обед у Сани и Сони.
а) Сани, сани едут сами, Мы видим на суку совят,
Едут сани над лесами, Совята вместе тут сидят.
Едут сани над полями, Совята на суку сидят
Едут в степи и леса, На нас с сосны они глядят.
Едут сани в небеса.
Са-са-са (2раза)-Соня идет в сад
Са-са-са-в саду оса
Со-со-со-оса пьет сок
Сы-сы-сы-у осы усы
Сы-сы-сы- в саду нет осы
Звук З
Артикуляционная поза:
-в отличие от звука с участием голоса.
Основные направления автоматизации
1. Прямые слоги, слоговые ряды, слова с прямыми слогами.
ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ
зайка, запах, запад, замок, завод, загадка, застава, коза, егоза, ваза, мимоза, база, поза, заноза, медуза, фазан, мозаика, показать, зонтик, Зоя, газон, зубы, тазы, козы, узы, язык, музыка, называть, наказывать.
2. Слоговые ряды и слова со стечением согласных.
ЗБА-ЗБЫ-ЗБО-ЗБУ
ЗВА-ЗВУ-ЗВЫ-ЗВО
ЗГА-ЗГЫ-ЗГО-ЗГУ
ЗМА-ЗМО-ЗМУ-ЗМЫ
ЗДА-ЗДЫ-ЗДО-ЗДУ
ЗНА-ЗНО-ЗНУ-ЗНЫ
ВЗА-ВЗО-ВЗУ-ВЗЫ
ДЗА-ДЗЫ-ДЗО-ДЗУ
Звать, знамя, знакомый, звук, зной, название, сквозной, езда, здание, звание, назвать, изба, знак, звон, вызвать, азбука, звонок, опоздание, создание, издание, познакомить, звукозапись.
3.Фразы, чистоговорки, потешки с отработанными словами.
а) У Зои незабудки в вазе.
На газоне незабудки.
Зоя ставит мимозу в вазу.
Зайка зовет Зою.
Фазан ходи по газону.
Незнайка показывает Зое язык.
Зайка под зонтом пасет козу.
Звонок зовет Знайку и Незнайку на занятие.
б)Зайка, зайка, ты зазнайка? Загляните на минутку
Не зазнайка ли ты, зайка? Не забудьте незабудки.
Забегай к нам, милый зайка. Незабудки, незабудки,
Ты ведь, зайка, не зазнайка. Не забудьте незабудки
Текст для пересказа.
У Зои коза. Зоя пасет козу. Вот зайка. Зайка сидит под кустом. Зоя видит зайку. А зайка не видит Зою. За кустом стоит фазан. На закате, когда спадет дневной зной, Зоя гонит козу домой. Звенит звонок. Звонок зовет Зою на занятия.
Звук Ц
Артикуляционная поза:
-Быстрое соединение звуков ТС при выдыхании воздуха
Основные направления автоматизации:
1.Обратные слоги и слоговые ряды с ними:
АЦ-ОЦ-ЫЦ-УЦ
а)Бац, заяц, паяц, месяц, боец, отец, певец, конец, гонец, птенец, кузнец, танец, мизинец, пехотинец, палец, леденец, удалец
2. Прямые слоги и слова с ними:
ЦА-ЦО-ЦЫ-ЦУ
а)цепь, кузница, птица, цокотуха, цитата, синица, цинк, цех, пятница, цукат, куница, умница, авиация, цинк, цена, цып-цып, цокать, акация, циновка, певица, яйцо, милиция, цыган, оценка, девица, водица, лицо
3. Слоги со стечением согласных и слова:
ЦМА-ЦМУ-ЦМЫ-ЦМО
АЦМА-ОЦМА-ЫЦМА-УЦМА
(то же с согласными В,Н,Т)
а)цвет, цветок, цветы, цветик, овца, боцман, сцена
4.Фразы, скороговорки с отработанными словами:
В степи цветут цветы.
На улицах станицы цветут цветы.
Собака сидит на цепи.
Куница охотится за цыплятами.
Кузнец кует цепь в кузнице.
а)Зиме конец! б)Любовалась цыплятами курица
Летит птенец и песню напевает: Что ни цыпленок, то умница.
- Идет весна! Весна ясна! Молодец, удалец,
На улице все тает. Очень ценный птенец
Заяц.
Заяц к зиме не готовится. Он сидит под кустом в снегу. Лисицы, совы, люди – все охотятся за зайцем. Заяц всех боится. Заяц спасается бегством. Звук СЬ
Артикуляционная поза:
- Спинка языка более приподнята, кончик языка сильнее упирается в нижние резцы
-Подготовительные упражнения: дополнительно «горка», «Катушка»
Основные направления автоматизации:
1Прямые слоги и слова с ними:
СЯ-СЁ-СЮ-СИ
а)Сядь, семь, сени, сети, сито, синий, гусята, десяток, семена, секунда, беседа, осень, весенний, непоседа, восемь, осень, ясень, такси, гуси, гусенок, тесемка.
2.Обратные слоги и слова:
АСЬ-ОСЬ-ЫСЬ-УСЬ
Гусь, боюсь, Васька, письмо, высь, Моська, восьмой, авоська, тесьма,
3.Слоги и слова со стечением согласных:
СТЯ-СТЁ-СТЮ-СТИ
АСТЬ-ОСТЬ-УСТЬ-ЫСТЬ
а)стенка, стена, степь, Степан, стихи, вести, гости, кости, снег, снеговик, снегопад, снегоход, снять, снимок, басня, песня, свет, Света, свинья, свисток, смех, смена, сметана, спина
4.фразы и стихотворения с отработанными словами:
Ася пасет гусей.
Вася несет иваси в сетке гуси едут на такси.
Нюся сидит на скамейке под осиной.
а)Мы сидим на лесенке До свиданья сад, сад
и поем мы песенки. Все осинки спят, спят
Все поют и я пою И мы с Асей спать пойдем,
Песню звонкую свою. Только песенку споем.
Непоседа Васенька не сидит на месте
Непоседа Васенька всюду с нами вместе.
Есть усы у Васеньки, на усах сединки,
Хвост дугой у Васеньки и пятно на спинке.
Звук Л
Слегка зажав язык зубами, длительно гудим со звуком ААААА.
Губы улыбаются, язык широкий, выдох через рот.
Материал для автоматизации:
1. обратные слоги и слова с ними: АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ
Бал, вал, дал, за, гол, вол, кол, пол,гул, мул, мел, ел, пел, сел, вёл, пил, бокал, канал, подвал, сокол, стол, укол, дятел, факел, котел, вокзал, пенал, угол, футбол, стул, Павел, узел, осел
2.Прямые слоги и слова с ними: ЛА-ЛЫ-ЛЭ-ЛО-ЛУ
Лак, лапа, лампа, ладонь, лама, ласка, лавка, Лада, лыко, лыжи, лыжник, лото, лошадь, лом, луг, лужа, лупа, луна, лужайка, пила, скала, салат, палатка, халат, кулак, булавка, болото, солонка, волосы, голод, молоко, половина, болонка, холод, солома, голос, голова, улыбка, колыбель, вилы, белый, милый, тулуп, голубь, палуба.
3.Слоги и слова со стечением согласных:
КЛА-КЛУ-КЛЫ-КЛО (то же с буквами В,Т, З, С, М, П, Б)
Клава, клад, кладовка, клок, клоун, клубок, клубника, клумба, кукла, клавиши, класс, клоп, клуб, клубни,
Глава, глаза, глобус, глубина, глоток, главный; блокнот, облако, блоха, вобла, яблоко, блуза, каблук
Плавать, плакать, плов, плот, плавки, пламя, плакат, пломба, план, платок, пластилин, платье, плуг; слойка, слава, слон, сладкий, слух, масло, весло, слоги; флаг, флакон, флоксы, хлопок, фламинго.
4.Фразы и стихотворения.
Мила пила молоко. Лада читала балладу.
Мила мыла полы. Лада полоскала платье.
Мила купила лампу. Лада гладила халат.
Мила вымыла калоши. Лада ходила в школу.
Алла каталась на лыжах. Элла полоскала полотенце
Алла заколола волосы.
Алла посадила лук.
Лола сидела на соломе.
Лола ела булку с маслом.
Володя укололся булавкой.
а) Все бело, бело, бело! Мама мыла Аллу мылом.
Много снегу намело. Алла мыло не любила.
Вот веселые деньки! Алле в глаз попало мыло.
Все на лыжи и коньки! - Что ты плачешь, наша Алла?
Я выплакиваю мыло.
б) «Помощница»
Мила маме как могла, хоть мала, но помогла.
Долго дела не искала, полотенца полоскала.
Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку.
Пол метелкой подмела от угла и до угла.
Отдохнуть она хотела, не могла сидеть без дела.
Лоскуты нашла на полке и булавки, и иголки.
И для куклы Мила стала платье шить и одеяло.
Хлопотунью эту Милу, мама еле уложила.
Мила с куклой спать легла.
Все успела! Все смогла!
в) Молоток стучал, стучал, Лопата копала, копала, копала,
Гвозди в доску загонял. Потом улеглась,
Колотил он долго, Видно очень устала.
Получилась полка.
г) Рассказы Л.Н.Толстого «Белка и волк», «Логопедический Колобок», «Хотела галка пить» подготовить к пересказу.
Звук Ль
Переднее-средняя часть спинки языка поднята и прижимается к альвеолам вместе с напряженным кончиком языка.
Материал для автоматизации:
1.ЛИ-ЛЕ-ЛЮ-ЛЯ
Липа, лист, Лиза, лиса, лиана, лев, лебедь, лес, ливень, Лида, лилия, лицо, лейка, лето, лень, лента, лесенка, лепка, люди, лютик, лёд, лён, лётчик, калина, малина, улитка, линейка, долина, билет,, полено, телега, налево, балет, тюлень, поляна, малютка, неделя, Алена, василек, полет, кошелек, зеленка,теленок.
2.АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ-ЫЛЬ-ИЛЬ-ЕЛЬ-ЮЛЬ
Даль, ноль, соль, медаль, педаль,моль, соболь, тополь, фасоль, пыль, ель, хмель, капель, кисель, пудель, июль, альбом, пальма, пальто, кукольный, бульдог, тюльпан, ателье.
3.КЛЯ-КЛЕ-КЛЮ-КЛЕ-КЛЁ
То же с согласными П, Т, Г, Д, З, С, Ш.
Клякса, клятва, клей, клетка, вафли, блюдо, фляга, флейта, туфли, вафли, климат, клип, клиника, клюв, клюква, ключ, блин, пляска, клен, слякоть, плюс, плетень, плечи, слезы, пленка, капля, плита, котлета, козлята, заботливый, глина, глюкоза, угли, кегли, шлепки.
4. Фразы и стихотворения.
Толя и валя гуляли в кленовой аллее.
Люда и Оля покупали лимоны.
На лесной поляне паслись олени с оленятами.
Лена поливает из лейки лилии и тюльпаны.
б) Ехали мы ехали, до тополя доехали,
тополь мы объехали и домой поехали.
Мы летали высоко, Гули, гули, гуленьки!
Мы летали низко, Прилетели гуленьки.
Мы летали далеко, Стали Юленьку качать,
Мы летали близко. Стала Юля засыпать.
Звук Рь
Артикуляционная поза
-губы раскрыты, нейтральны, зубы разомкнуты
-Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
-широкий кончик языка поднят вверх и вибрирует
Материал для автоматизации.
1.РЯ-РИ-РЕ-РЁ-РЮ
Ряд, рядом, рябчик, рябина, репа, редька, ребус, река, редис, ремонт, ремень, рис, Рига, Рим, Рита, рисунок, рева, рюмка, рейка, резинка, рюкзак, моряк, зарядка, наряд, буря, порядок, парик, старик, перина, курица, двери, звери, сухари, фонари, снегири, пузыри, Марина, арена, варенье, деревня, орехи, берег, берет, карета, сирень, веревка, Буренка, пузырек, зверек, Черемуха.
2. АРЬ-ОРЬ-УРЬ-ИРЬ-ЕРЬ
Букварь, дикарь, сухарь, фонарь, токарь, пузырь, дверь, якорь, зорька, борьба, перья, пекарь, Январь, янтарь, Игорь,
3.ТРЯ-ТРИ-ТРЕ-ТРЁ-ТРЮ (то же с согласными П,К,Г, В, Б, Д)
Пряник, три, крем, тряпка, трюмо, гренки, трибуна, приз, тряска, время, треска, грипп, крик, грек, крест, прятки, грязь, третий, привет, бригада, грядка, крюк,
3а) природа, бригадир, тренажер, вратарь, маргарин, сюрприз, тренировка, пристройка, коридор, пригорок, ресторан
Фразы и стихотворения.
Марина варит варенье из черешни.
Ирина рисует портрет сестренки.
Деревня стоит на берегу реки.
Ребята резвятся на берегу реки (моря).
Старик несет фонарик.
8. Вечером над озером ходит белый пар.
Это рыбы в озере ставят самовар.
а)Нам проехать не хитро,
Через город на метро.
б)Красный помидор растет на огороде,
Красный георгин красуется в саду,
Красная брусника зреет у дороги,
А красную ромашку я что-то не найду.
в)Тара-тара-тара-ра,
Поднимайся, детвора!
Поднимайся, детвора –
В детский сад идти пора!
Туру-туру-туру-ру –
Поднимаем детвору.
Поднимаем детвору –
Туру-туру-туру-ру!
Тыры-тыры-тыры-ры!
Нету дома детворы.
Тра-тра-тра, тра-тра-тра –
В детский сад идем с утра.
Тро-тро-тро, тро- тро-тро –
В садик едем на метро.
Звук Ж.
Артикуляционная поза:
-губы слегка округлены и вытянуты, зубы заборчиком со щелью,
-язык поднят к твердому небу,
-боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
-воздушная струя направлена посередине языка вверх
-связки сомкнуты и вибрируют
Подготовительные упражнения:
«Вкусное варенье»,»Качели», «Чашечка», «Грибок», «Фокус»
Упражнения для автоматизации:
1.ЖА,ЖО,ЖУ,ЖИ
2. а)жаба, жатва, жук, жуткий, живот, животные,
б)ужата, ежата, медвежата, пижама, уважать, кожа, ужи, ежи, этажи, ужин, ухаживать
3.ЖДА-ЖДО-ЖДЫ-ЖДУ
ЖМА-ЖМУ-ЖМЫ-ЖМО
ЖНА-ЖНО-ЖНЫ-ЖНУ
ДЖА-ДЖО-ДЖИ-ДЖУ
МЖА-МЖУ-МЖИ-МЖО
АЖДА-ОЖДА-
а)ждать, одежда, надежда, однажды, каждый, дождик, можно, важно ,нежно, жажда, жужжать, надежный
4. Женя на ужин ест ежевику.
В лесу живет ежиха с ежатами.
Женя ухаживает за животными.
Женя каталась на лыжах.
5. а) Жук жужжит: «Жу, жу, жу!
Я живу и не тужу.
Я на ветке сижу
И жужжу, жужжу, жужжу!»
б) Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком,-
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?
в) Дождик, дождик, не дожди! Жадная жаба на свете живет,
Дождик, дождик, подожди! Жадность той жабе жить не дает.
Дай дойти до дому Даже жутко – не одна
Дедушке седому. Такая жадина она!
г) «Ужа ужалила оса» А доктор еж сказал ужу:
Бывают в мире чудеса: «Я ничего не нахожу.
Ужа ужалила оса, Но все же думается мне,
Ужалила его в живот, Лежать вам лучше на спине.
Ужу ужасно больно, Пока живот не заживет,
Вот! Вот!
(Н.Воронель,Р.Муха)
6 Спряжение в настоящем времени
-подождать дождика
-бежать за бумажным змеем
-ухаживать за ежиком
Далее предлагаются небольшие рассказы и сказки для закрепления поставленных звуков в связной речи.
Автоматизация звука Л
«Логопедический Колобок»
Жили-были дед Павел и бабка Клава. Захотела Бабка Клава испечь колобок на обед. Сходила в «Лотос», купила масла, молока и муки. Замесила тесто и испекла колобок. Положила бабка Клава колобок на окошко остудить. А колобок полежал, полежал, да и покатился в лес на прогулку.
Катился, катился Колобок по лесной дорожке и встретил галку Милку. Рассказал Колобок галке Милке как укатился от бабки Клавы. Похвалила галка Милка Колобка за смекалку и подарила ему соломенную шляпку. Надел Колобок соломенную шляпку и покатился по лесной дорожке.
Катился, катился Колобок по лесной дорожке и встретил зайца Лапку. Увидел заяц Лапка Колобка в соломенной шляпке и говорит: «Колобок, Колобок, я тебя съем.»
Колобок ему и отвечает: «Не ешь меня заяц Лапка, лучше послушай мою песенку.
«Укатился Колобок от бабки Клавы,
Укатился Колобок от деда Павла,
Убежать ему от Лапки не проблема
Не догонишь меня Лапка ни за что!» и покатился по лесной дорожке.
Катится Колобок по дорожке, а навстречу ему лиса Лола. Увидела Лола Колобка в соломенной шляпке и говорит:
«Колобок, Колобок,
Я тебя съем!»
А Колобок ей отвечает: «Не ешь меня лиса Лола, лучше послушай мою песенку: «Укатился Колобок от бабки Клавы,
Укатился Колобок от деда Павла,
Убежать ему от Лолы не проблема
Не догонишь меня Лола ни за что!»
-Чудная песенка-говорит лиса Лола - только плохо я к старости слышать стала, сядь ко мне на носок, да спой ещё разок.
Сел Колобок лисе на носок и запел:
«Укатился Колобок от бабки Клавы,
Укатился Колобок от деда Павла,
Убежать ему от Лолы не проблема
Не догонишь меня Лола ни за что!»
Дослушала лиса Лола песенку Колобка, а потом его «Ам», и съела.
Автоматизация звука Ш.
« Про девочку Машу»
Жила-была девочка Маша. Маша ходила в школу. В школе Маша писала букву «Ша».
Тише, тише, тише, тише
Наша Маша буквы пишет,
А кто Маше помешает,
Того Маша догоняет.
После школы Маша шла домой, вешала шубу на вешалку и обедала. На обед у Маши была каша.
Нашей Маше дали каши.
Маша, Маша, кушай кашу.
Маше каша надоела,
Маша кашу не доела.
Маша кашу доедай,
Маме не надоедай.
Вместе с Машей жила бабушка Клаша, мама Наташа и кошка Дашка.
Бабушка Клаша отдыхала на кушетке. Мама Наташа шила Маше шапку и шубку, а кошка Дашка ловила мышку.
Однажды у Маши заболели уши и Маша не пошла в школу. Дома Маша занималась вышиванием. Она вышила шелком белые ромашки и подарила вышивку маме Наташе.
Автоматизация звука Ж.
«Жадный жук Жужжалкин».
Жил да был на свете жадный жук Жужжалкин. Жадным его прозвали за его жадность. Жужжалкин летом очень любил ходить на пляж. Однажды на пляже случилась пропажа. У жука Жужжалкина пропали желтые жетоны для игры. Жужжалкин громко жужжал и обещал поколотить воришку. Многие видели, как желтая жаба что – то жевала. Жужжалкин подумал, что жаба утащила желтые жетоны. Подал Жужжалкин на желтую жабу жалобу. Жаба утверждала, что не брала жетоны. Жабу спасли ежик и ужик. Они вспомнили, что Жужжалкин сам поменял свои желтые жетоны на кожаный бумажник у медвежонка Жана.
«Жадная жаба».
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук говорит Ужу:
- Надо бы нам крышу покрасить.
- Покрасить можно, - говорит осторожный Уж. – Только какой краской?
- Желтой, - важно сказал Жук.
- Но у нас нет желтой краски.
- Ну, тогда оранжевой!
- И оранжевой тоже нет.
- Пойдем попросим у жадной Жабы, у нее целая бочка оранжевой краски.
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждет.
- Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски крышу покрасить?
- Не дам! – отвечает Жаба. – Жалко краску.
Ушли Жук и Уж ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
- Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
- Нет у меня никакого джема!
- Ах ты, ж-жадина! – рассердился Шмель, да как ужалит Жабу.
Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской!
Вылезла вся оранжевая и плачет оранжевыми слезами:
- Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную оранжевую Жабу.
(Г.Юдин)
Автоматизация звука С.
Свинья в гостях.
Однажды пригласила собака свою соседку свинью на обед. Накрыла стол в саду, красивую скатерть постелила, салфетки положила, соль в солонке, сирень в стакане и даже свечи в подсвечниках.
Еды всякой наготовила: тут и сыр и свекла в сметане, и и смородина в сахаре, сок сливовый, а себе - сосисок нажарила с салом.
Пришла свинья, даже «здравствуйте» не сказала, влезла в сапогах на стол, все съела, ничего собаке не оставила, даже свечку солью посолила и съела её вместе с сиренью.
Потом улеглась на скатерть и говорит:
- Скучно у тебя, собака! Ты бы стихи почитала или сказку какую-нибудь…
- Совести у тебя нет, - рассердилась собака. – Свинья ты и есть свинья! Сейчас же убирайся отсюда!
И с тех пор собака на свинью сердита. ( Г.Юдин)
Автоматизация звука К.
Теремок.
( по мотивам русской народной сказки)
Ехал мужик с горшками на ярмарку. Потерял большой кувшин. Лежит в поле большой кувшин, а мимо мышка бежит. Увидела кувшин и сказала:
- Какой терем-теремок, он не низок не высок! Буду в нем жить.
Скакала мимо лягушка – квакушка:
- Какой терем-теремок, он не низок, не высок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка – норушка; а ты кто?
- А я лягушка – квакушка.
- Иди ко мне жить.
Вошла лягушка, и стали они вдвоем жить. Бежал мимо зайка-побегайка:
- Какой терем –теремок, он не низок не высок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка -норушка, да я, лягушка-квакушка; а ты кто?
- А я зайка-побегайка.
- Иди к нам.
Стали они вместе жить. Бежала мимо лиса-веселые глаза:
- Какой терем-теремок, он не низок, не высок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка. А ты кто?
- Я лиса-веселые глаза.
- Иди к нам жить.
Стали они вместе в кувшине жить. Бежал мимо волк-белый бок.
- Какой терем-теремок, он не низок, не высок! Кто в тереме живет?
- Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, лиса-веселые глаза; а ты кто?
- А я волк-белый бок.
- Иди к нам жить.
Стали они весело в кувшине жить, кашу да компот варить.
Автоматизация звуков Р-Рь
Ворона и рак.
Поймала ворона рака. Сидит себе на вербе над озером, а рака во рту держит. Видит рак, что беда грозит. Как ему заставить ворону рот раскрыть?
Хитрый рак хвалит родителей вороны: «Хорошо я помню твоего отца и мать. Добрые были птицы!»
Ворона отвечает: «Угу». А рта не раскрывает. Рак продолжает: «Помню твоих братьев и сестер. Хорошие они птицы!»
- «Угу», - второй раз отвечает ворона. А рта не раскрывает.
Тогда рак стал говорить про ворону: «Хорошие они птицы. А все не такие, как ты. Ты лучше их».
- «Ага!» – радуется ворона и раскрывает рот. Рак падает в озеро.
(Л.Толстой)
К морю.
Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот и вниз, за ним – второй, третий… Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь.
Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно!
Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!
Первый пингвин растопырит крылышки и вниз головой. И прыгают с кручи по очереди. Вынырнут из воды, наберут воздуха – опять под воду. Нырнут, поймают рачка, опять вверх глотнуть воздуха. В воде они тоже цепочкой плавют, кувыркаются, играют.
(Г.Снегирев)
Литература.
1. Л.С.Волкова и др. Логопедия. – М., Просвещение, Владос, 1995.
2. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Формирование звукопроизношения у дошкольников. М.,1993.
3. В.В.Волина. Русский язык, серия «Учимся играя». Екатеринбург, Арго,1996.
4. А.И. Богомолова. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб, 1994.
5. И.С.Лопухина. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М., Аквариум, 1995.
6. М.В.Смирнова. 2500 скороговорок, СПб , «Нева»,2005
7. В.В. Коноваленко, С.В.Коноваленко. Автоматизация звуков у детей. Москва, 2006.
Комментарии пользователей