Логопедическая коррекция у детей с ДЦП. Формирование жизненно важных физиологических функций
Логопедическая коррекция у детей с ДЦП. Формирование жизненно важных физиологических функций
Опубликовано: 25 декабря 2024 Автор:
Козуб Людмила Викторовна, логопед-дефектолог, высшая категория, аспирант, г. Оренбург. Частный логопедический кабинет.
Детские церебральные параличи (ДЦП) — это группа непрогрессирующих нарушений статических и двигательных функций, психического и речевого развития (нейромоторных дисфункций), возникающих вследствие поражения центральной нервной системы (ЦНС) на ранних этапах (5).
По классификации, предложенной К. А. Семеновой и соавторами (1973), выделяют шесть основных форм ДЦП:
спастическая диплегия;
двойная гемиплегия;
гемиплегия;
гиперкинетическая форма;
атонически-астатическая форма;
смешанная форма [5].
Для данной группы детей характерны различные логопедические проблемы. В своей статья мы бы хотели остановиться на тяжелой степени ДЦП и уделить внимание развитию жизненно важных процессов: дыхания, глотания, сосания, жевания. Формированием данных процессов занимается логопед – дефектолог, владеющий методикой работы с данной группой детей, специально подготовленный в области логопедического массажа.
Первый этап логопедической коррекции по формированию жизненно важных функций
Основные задачи данного этапа работы:
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата
Работа направлена на изменение физиологии глотания, стимуляции мышц участвующих в глотании и запуск глотательного рефлекса; активизация процесса сосания; работа по смыканию рта (приведение нижней челюсти); собственно массаж языка, тренировка вкусовых рецепторов.
Средства: массаж, точечный массаж, упражнения на формирование новых действий, преодоление патологических рефлексов, использование искусственной локальной гипо- и гипертермии, пассивная артикуляционная гимнастика.
формирование носового дыхания, увеличение силы и продолжительности выдоха.
Средства: стимуляция мышц участвующих в работе, тренировочные упражнения.
Вспомогательные средства: использование вестибулярных пластинок.
нормализация моторной активности рук. Тренировка хватательного рефлекса, манипулятивных движений, опорность предплечья.
Средства: массаж плеча, предплечья, кисти и пальцев рук. Специальные упражнения, упражнения, формирующие правильные манипуляции. Точечный массаж.
Вспомогательные средства: мешочки с песком, щетки, прищепки, логопедические зонды, предметы с неострой колющей поверхностью, игрушки, материалы с измененной текстурной структурой. Предметы различной формой.
развитие зрительной фиксации и прослеживания
Занятия, реализовывающие данные задачи, продолжаются от 1 часа до 1,5. Ребенок лежит на специальном массажном столе. После занятия ребенка высаживают на 30 минут. Курс 15 занятий, ежедневно.
Результаты данного этапа, полученные опытным путем (возможны индивидуальные особенности):
самостоятельное глотание
носовое дыхание
смыкание рта (самостоятельное удержание нижней челюсти приведенной к верхней)
сосание соски
захватывание и удержание предмета в руке
слежение за игрушкой, слежение за взрослым
Таким образом, данная коррекционная система позволяет сформировать жизненно важные функции у детей тяжелой степени с ДЦП, в работе положительная динамика отмечена у всей группы детей.
Список литературы:
Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом (доречевой период) Монография./ Е.Ф. Архипова.–М.: Просвещение, 1989.–80с.(5 п.л.)
Архипова Е.Ф. Предречевое развитие и особенности его нарушений в ранней стадии детского церебрального паралича /К.А.Семенова.- Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова.– Т.: Медицина, 1979.–12 с.(0,8п.л)
Архипова Е.Ф. Медицинские рекомендации по коррекционно-логопедической работе с детьми, стирающими церебральным параличом, на ранней стадии болезни /К.А. Семенова.-Мед. реабилитация и соц. адаптация больных детским церебральным параличом / Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова.–Т.: Медицина, 1979.–14 с.(0,9п.л)
Архипова Е.Ф. Логопедический массаж / Книга 1. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. Часть 2 / Е.Ф. Архипова.–М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2003.–8с.(0,5 п.л.)
Бадалян Л.О., Журба Л.Т. – Руководство по неврологии детского возраста. // М.: Просвещение, 1980.-425с.
Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н.-Детские церебральные параличи и их преодоления. // М.: Просвещение, 1969.-173с.
Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В.-Нарушение речи у детей с церебральным параличом. //М.: Просвещение, 1985.-192с.
Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И.- Использование искусственной локальной гипотермии для коррекции двигательных и речевых нарушений при детском церебральном параличе. (Методические рекомендации) //М.: 1989.-12с.
Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. — Балашов: Николаев, 2004. — 80 с.
Комментарии пользователей