Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как условие реализации комплексного подхода и повышения качества коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
Взаимодействие учителя-логопеда и родителей как условие реализации комплексного подхода и повышения качества коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения
Опубликовано: 24 ноября 2024 Автор:
Жернова Наталья Васильевна,
1958 года рождения, образование высшее,
РГУ 1983 год, МГПИ 1988 год, дефектология.
Учитель-логопед МДОУ
детского сада комбинированного вида №55
г. Новочеркасск, Ростовской области.
Приоритетными задачами коррекционного обучения в моей работе выступают:
• своевременное выявление нарушения речи воспитанников;
• определение уровня и структуры дефекта;
• проведение курса коррекции речевых недостатков;
• осуществление индивидуального подхода к ребенку, учитывая особенности его развития;
• способствование всестороннему развитию речи;
• оказание квалифицированной просветительской помощи родителям по вопросам профилактики и коррекции речевых недостатков.
Для качественного выполнения этих задач работаю над проблемой
Анализ практической деятельности в ДОУ, позволил мне выделить ряд факторов, которые подтверждают актуальность данной темы:
• дистанцирование родителей от детского учреждения;
• недостаточное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс;
• неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;
• «децелерация» современных детей, которая заключается в замедленном темпе роста и развития детей.
Целью моей работы - использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи как способа повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса.
Новизна моей работы заключается:
во-первых, в индивидуализации и учете особенностей различных типов семей, для этого разработала структуру работы с семьями разных типов;
во-вторых, в проведении дифференцированной работы с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно-педагогической подготовки родителей;
в-третьих, в проведении индивидуальной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, поэтому разработала содержание работы с родителями детей, имеющих различные речевые нарушения.
в-четвертых, в реализации совместных проектов с родителями «Семейный грамотей» по подготовке к обучению грамоте;
в-пятых, в использовании в работе анкетного способа получения информации с помощью специального вопросника (анкеты) для родителей детей имеющих речевые нарушения, но дифференцированно с учетом тяжести речевого дефекта (ФФНР и ОНР), где анкета является продуктом моей практической деятельности.
Полученные результаты убедили меня в правильности выбранного пути по взаимодействию учителя-логопеда и родителей, чему способствовало:
• сближению интересов родителей и детского учреждения;
• достаточному включению родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс;
• осознанному восприятию проблем речевого развития детей;
• выполнению рекомендаций ПМПК и ПМПк;
• созданию в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
• проведению целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии;
• повышению педагогической компетентности.
Для совершенствования в организации и координации коррекционно-развивающей работы тесно взаимодействию с педагогами и специалистами ДОУ.
П Л А Н П Р О Е К Т А
ТЕМА. «СЕМЕЙНЫЙ ГРАМОТЕЙ»
ЦЕЛЬ. СБЛИЖЕНИЕ ПОЗИЦИЙ ДОУ И СЕМЬИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ
ЗАДАЧИ.
• УСТАНОВИТЬ ПАРТНЕРСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С СЕМЬЕЙ КАЖДОГО ВОСПИТАННИКА.
• ОБЪЕДИНИТЬ УСИЛИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ В ДОСТИЖЕНИИ НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ.
• ОБЕСПЕЧИТЬ ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ К ДЕТЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ.
• ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ В ВЫПОЛНЕНИИ ИМИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ И ОБУЧАЮЩИХ ФУНКЦИЙ, ПОДДЕРЖИВАТЬ УВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ.
• ОБУЧИТЬ РОДИТЕЛЕЙ КОНКРЕТНЫМ ПРИЕМАМ В ПОДГОТОВКЕ К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТОЙ.
УЧАСТНИКИ: УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ЖЕРНОВА Н.В. , ВОСПИТАТЕЛЬ СТАРЧЕНКО О.Н. , ДЕТИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
(13 ЧЕЛОВЕК), РОДИТЕЛИ.
ВИД ПРОЕКТА. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СРОК РЕАЛИЗАЦИИ. 2009 – 2010 учебный год
Комментарии пользователей